Современное представление о строении материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Французские материалисты Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций и П. Гольбах доказывали, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение - необходимый результат существования материи. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей. Таким образом, развивалось представление о качественном разнообразии материи. Гольбах полагал, что «материя... есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства»39. Ж.-Ж. Руссо материей называл все, что человек сознает вне себя и что действует на его чувства.

Содержание работы

Введение
1. Формирование философского понимания материи
2 .Современная наука о строении материи. Материальное единство мира
3 .Движение как способ бытия материи
4 .Пространство и время – формы существования материи
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Материя и движение неразрывны в своем единстве. Процессы - суть взаимодействия вещей. Одновременно вещь есть процесс.

Господствовавший ранее механицизм сводил высшие формы движения к низшим, пытался биологические процессы объяснить только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные - из особенностей биологического развития человека. Например, Т. Гоббс и Р. Декарт рассматривали человеческий организм и животное как сложный механизм. П. Гольбах природу и общественную жизнь пытался объяснить с помощью притяжения и отталкивания.

Одни мыслители (Декарт, Ньютон, Ламетри и др.) писали о  наличии у всякого движения внешнего источника. Другие философы (Гераклит, Аристотель, Лейбниц, Толанд, Гольбах, Дидро, Гельвеций и др.) подчеркивали значение внутренних факторов и условий, самодвижения. Современная философия исходит из того, что движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и переходят друг в друга самодвижение (спонтанное, импульс любых изменений и деятельности), действие (сообщенное или приобретенное движение как момент самодвижения) и отражение (сторона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего).

Хотя в мире все меняется, вместе с тем есть и сила инерции, сопротивление изменению, что характеризует состояние относительной стабильности предметов (покой), обладающих определенным запасом внутренней устойчивости. Назовем некоторые проявления относительной устойчивости явлений в живой природе и социальной сфере. Несмотря на отмирание клеток, животный и человеческий живой организм (благодаря ДНК) сохраняет свою структуру. Для личности характерно как изменение и новизна, так и неизменное, т.е. верность определенным принципам и идеалам. Индивид достигает успеха, если осознает границы своих возможностей, взвешенно оценивает свои способности и в определенной степени сдерживает себя, чтобы сосредоточиться на реально осуществимых планах. Общество, благодаря преемственности и традициям, способно сохранить свою идентичность. Гарантом обеспечения стабильности выступает порядок, предотвращающий движение к деструктурному хаосу и насилию. Важная роль в обеспечении порядка принадлежит государству. Во всех приведенных случаях устойчивость нельзя абсолютизировать, ее необходимо рассматривать в единстве с изменчивостью.

В истории философии  по вопросу о соотношении изменчивости и покоя высказывались крайние  позиции. Например, Кратил абсолютизировал  изменчивость («и о чем нельзя ничего утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться за время нашего произнесения утверждения»), а Зенон (336 - 264 до н. э.) преувеличивал роль устойчивости. Он в апории (в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение») «Ахиллес и черепаха» доказывал, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного, и так до бесконечности. В апории «Стрела» Зенон утверждал, что летящая стрела на самом деле покоится, так как в каждый момент времени находится в определенном месте. Значит, движение - сумма состояний покоя и, стало быть, никакого движения нет. Немецкий философ-логик Рейхенбах, комментируя позицию Зенона, писал: «Поскольку в действительности стрела летит, а бегун догоняет черепаху, то, значит, имеется какая-то ошибка в логике его рассуждений, а не в физической реальности». Если говорить об ошибках в логике рассуждений, то в приведенных случаях абсолютизируется прерывность, описывается результат движения, а не само движение, не учитывается, помимо прерывности, непрерывность. Впрочем, апории Зенона имели значение для развития диалектики и логики. Диалектический материализм покой рассматривает как момент движения, как условие дифференциации материи. Покой относителен по месту и времени, а движение абсолютно.

В истории философии  предпринимались попытки классифицировать многообразие форм движения. Аристотель называл такие виды, как изменение  по сущности, возникновение, уничтожение, переход из одного состояния в другое по качеству, увеличение и уменьшение по количеству, перемещение по положению. О различных видах движения материи писал Ф. Бэкон. Целостную классификацию форм движения материи осуществил Ф. Энгельс. Он различал механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения. В основу классификации были положены принципы: а) формы движения соотносимы с определенным уровнем организации материи; б) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; в) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Наука XX в. перестала рассматривать  механическое движение как фундамент  всех физических процессов. Наоборот, механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. В особенностях этих взаимодействий были заложены предпосылки для развертывания более сложных материальных систем и форм движения. Открыты новые формы физического движения: процессы микромира и мегамира. Согласно современным представлениям, химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира, обеспечивает переход от микромира к макрофизическим процессам. Применительно к неорганической материи обсуждается вопрос о геологической и астрономической формах движения.

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, согласно синергетике, является флуктуация - постоянно присущие материи колебания и отклонения. В результате флуктуации появляется новое состояние материи – так называемая «диссипативная структура», которая отличается неустойчивостью. В дальнейшем происходит либо структурирование и укрепление нового состояния материи при условии притока энергии из внешней среды, либо распад и гибель структуры в результате уменьшения энергии в системе.

В социальной форме движения, помимо материальных элементов, учитывается  идеальная реальность, человеческое сознание, обеспечивающее функционирование и развитие общества как целого. Социальное движение - процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах деятельности.

4. Пространство и время – формы существования материи

Исторически сложились  два подхода в понимании пространства и времени. Первый - субстанциональный - рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, воплотилась в геометрии Евклида, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени И. Ньютона.

Второй - реляционный  подход - наметился у Аристотеля и был развит Р. Декартом, Г. Лейбницем, Д. Толандом, Л. Фейербахом, Ф. Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование  в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Так, в социальной жизни рост величин во времени (например, рост населения, капитала, знаний, научной информации) увязан с пространственным распределением этих процессов (с урбанизацией, распределением капитала, центрами кристаллизации знания).

Пространство – форма  существования материального мира, которая характеризует структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований.

Объекты представляют собой  процессы, развертывающиеся по стадиям, характеризующимся длительностью, скоростью, ритмом и темпом.

Время – форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет непрерывно и длится прерывно из-за конечности каждого акта изменения. Момент выступает как зафиксированное «мгновение» движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени - прошлому, настоящему и будущему - соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество.

Различают реальное, перцептуальное (отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее - это теоретические модели описания реальных пространства и времени. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. Не исключено, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров с иными размерностями пространства-времени и другими значениями фундаментальных мировых констант, физических величин, управляющих превращениями элементарных частиц.

На разных уровнях  организации материи имеются  разные структуры пространства и  времени.

В локальных областях макромира пространство-время характеризуется  эвклидовой геометрией. В масштабах  галактик и Метагалактики существенную роль играет кривизна пространства, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Метагалактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и наоборот. Ньютон считал: время ни от чего не зависит и течет с постоянной скоростью из прошлого в будущее. Согласно теории относительности, лежащей в основе релятивистской физики, время относительно и находится в зависимости от скорости движения объекта. При движении, приближающемся к скорости света в вакууме (300 тыс. км в секунду), время замедляется.

Согласно современным  представлениям, пространственную организацию  живых молекул характеризует  «лево-правое» расположение в группировках атомов, симметрия и асимметрия в  строении органов, в композиции частей тела сложных организмов. Это обеспечивает активно-приспособительные реакции животных и растений к внешней среде. В живых организмах существует множество периодических процессов, характеризующих, в зависимости от состояния обмена веществ, возникающую и затухающую активность клеток и отдельных органов, которые выступают в функции «биологических часов».

Тот или иной историко-культурный образ жизни формирует социально-исторические представления о пространстве и  времени. В древности господствовало циклическое представление о  времени, что было связано с большой ролью традиций, с медленными переменами в жизни общества. материя бытие пространство время

Буддизм считает, что  в потоке времени все старится и приближается к превращению  в «ничто»; бытие вещей иллюзорно, а жизнь превращается в бессмысленное  обольщение земными надеждами. В средневековом христианстве понятия прошлого и будущего обрели устойчивый смысл (грехопадение - искупление - спасение). Любая среда обитания человека (пространство) была ориентирована по полюсам символов добра и зла, спасения и гибели. Время и пространство рассматривались, таким образом, с позиций идеального, ценностного характера. Русская религиозная философия трактовала время как безостановочное, безжалостное к настоящему. Время не всесильно над вечностью, которая только и дает смысл жизни.

Социальное пространство включено в пространство биосферы и  космоса и обладает особым человеческим смыслом, несет на себе печать культуры. Оно вбирает предметный мир, создаваемый  и обновляемый человеком в  его деятельности, самого человека и его отношения к другим людям. Социальное время является внутренним временем общественной жизни и вплетено во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Выделяется также время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий. Социальное измерение является функцией активности человека: чем выше любознательность, инициатива, напряженность деятельности у человека, тем больше единиц психологического времени расходуется в одном интервале.

Социальное время, с  позиций современной философии, выступает не как прямая линия  и не как круг, а является скорее синусоидальной линией или волной со своими отрезками «сгущения» и «разрежения», со своими точками «максимума» и  «минимума» интенсивности социальных процессов. Вероятно, точками «максимума», когда произошел «выброс» гениев (один из показателей прогресса социума), были «золотой» век Древних Афин (классический этап античной философии), эпоха Возрождения в Западной Европе.

Динамизм социального времени сочетается с силой исторической инерции. Она выражается в привычных способах хозяйствования, сложившихся традициях, образе жизни, менталитете и т.п. В ходе модернизации социума необходимо учитывать обе тенденции:

а) превращение, изменение;

б) относительные стабильность, покой.

Ускорение движения в  результате использования новых  транспортных, коммуникационных и информационных технологий «уплотняет» пространство и «ускоряет», «минимизирует» время. По мере прогресса общества создаются  относительные возможности для контроля над пространством и временем. Интенсивность названных процессов у разных народов и государств, отличающихся степенью развития технологий, разнится.

Заключение

Понятие материи отражает не только природу, но и материальную жизнь общества, ибо последняя тоже есть объективная реальность, существующая независимо от сознания людей.

Надо различать два  вопроса:

а) понятие материи (как  категории);

б) учение о материи.

Понятие материи —  важнейшая философская категория  диалектического материализма, с помощью которой решается основной вопрос философии. Ленин его называл вопросом об источниках наших знаний.

Вопрос об учении о  материи связан с понятием материи  — это вопрос о том, каковы свойства объективной реальности и как  они раскрываются в ходе познания. На эти вопросы философия, опираясь на данные конкретных наук, дает ответ в учении о материи, анализируя здесь и движение как способ существования материи, и ее пространственно-временную определенность, и т. д.

Понятие материи и  естественно - научные представления о ее строении взаимно связаны, питают друг друга.

Естественно - научные  представления о строении и свойствах  материи никогда не могут быть исчерпывающими, завершенными для всех состояний материи. Виды и свойства материи бесконечны и многогранны, поэтому и процесс их познания бесконечен. С каждым открытием новых форм движения материи научные представления о ее строении углубляются, уточняются, исправляются и даже заменяются новыми, соответствующими данной ступени познания объективной реальности.

Что же касается философского понятия материи, то с расширением  знаний о строении и свойствах  ее оно обогащается новым, конкретным содержанием, при всем этом остается незыблемым, безусловно, истинным. Философское понятие шире и богаче по своему содержанию, чем естественно - научные представления о ее строении, структуре и свойствах.

Информация о работе Современное представление о строении материи