Современное значение учения Аристотеля о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы – исследовать учение Аристотеля о государстве и его современное значение.
Задачи исследования:
- рассмотреть краткую биографию Аристотеля;
- раскрыть сущность учения Аристотеля о государстве;
- исследовать современное значение учения Аристотеля о государстве.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Краткая биография Аристотеля.....................................................................4
2. Сущность учение Аристотеля о государстве...................................................8
3. Современное значение учения Аристотеля о государстве..........................13
Заключение........................................................................................................17
Список использованных источников..........................

Файлы: 1 файл

Философия. Учение Аристотеля о государстве и его современное значение.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1. Краткая биография  Аристотеля.....................................................................4

2. Сущность учение Аристотеля о государстве...................................................8

3. Современное значение учения  Аристотеля о государстве..........................13

Заключение........................................................................................................17

Список использованных источников.................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении всей истории  существования государства, вопросы  о его сущности, особенностях и т.д. оставались одними из наиболее существенных, так как они непосредственно связаны с социальным бытием человеческой личности, его правами и свободами. В настоящее время эти вопросы нисколько не потеряли своей особой значимости. В современных условиях они лишь обостряются, приобретая все большую важность, причем не только в России, но и в других странах.

Поэтому, представляется нужным обратиться к наследию античности. Идеи античных мыслителей во многом стали  основой, на которой возникла и развивается  политико-правовая мысль стран Европейского континента вплоть до наших дней. Анализ политических учений древних Греции (в данной работе на примере Аристотеля) дает возможность выявить определенные закономерности и особенности развития учения о государстве, а также непосредственно связанных с ним проблем, и, кроме того, проследить процесс эволюции политико-правовой мысли в этом направлении. Таким образом, изучение данной темы является актуальным.

Цель данной работы – исследовать учение Аристотеля о государстве и его современное значение.

Задачи исследования:

- рассмотреть краткую биографию Аристотеля;

- раскрыть сущность учения Аристотеля о государстве;

- исследовать современное значение учения Аристотеля о государстве.

 

 

 

 

 

 

1. Краткая биография  Аристотеля

 

Аристотель - древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.1

Отец его Никомах  и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в  Атарней, в Малой Азии, а затем, на 18 году - в Афины, где прожил целых 20 лет. Там, под влиянием Платона, лекции которого Аристотель так же усердно слушал, как изучал его сочинения, дух ученика развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя.2

Ещё при жизни Платона Аристотель основал свою собственную философскую школу, враждебную академии Платона. Против этого говорит тот именно факт, что немедленно после смерти Платона (347 до н.э.) Аристотель вместе с любимым учеником последнего Ксенократом переехал к атарнейскому тирану Гермию. Когда же Гермий изменой попал в руки Артаксеркса и был им убит, Аристотель женился на его племяннице Пифиаде и поселился с нею в Митилене.

Отсюда македонский  царь Филипп призвал его к своему двору (343) и вверил ему воспитание своего сына, 13-летнего Александра. С каким уменьем Аристотель выполнил свою задачу - об этом свидетельствует благородный дух его воспитанника, величие его политических замыслов и подвигов, щедрость, с которою он покровительствовал наукам и искусствам и, наконец, его стремления связать победу греческой культуры с успехами своего оружия.

Отец и сын достойно наградили заслуги Аристотеля. Филипп восстановил разрушенную Стагиру, жители которой в знак благодарности  ежегодно праздновали память Аристотеля (праздник был известен под именем Аристотелии), и много помогал Аристотелю в его естественно-научных исследованиях. С той же целью Александр подарил ему сумму в 800 000 талантов и, по рассказу Плиния, отдал в его полное распоряжение несколько тысяч человек для приискания образцов животных, послуживших материалом для его знаменитой «Истории животных».

Дружественные отношения  Аристотеля к его знаменитому  ученику расстроились, по-видимому, после казни Каллисфена, племянника философа, навлёкшего на себя гнев царя жестоким порицанием его недостойного поведения и павшего жертвою несправедливо взведённого на него обвинения в покушении на жизнь Александра, в которое недруги ристотеля постарались замешать и его имя.

Ещё раньше этого, в 334 г., Аристотель снова переехал в Афины  и основал там свою школу в лицее, единственной гимназии, которая оставалась для него свободна, потому что академия была занята Ксенократом, а Киносарг - циниками. Школа его получила название перипатетической, оттого ли, что Аристотель имел привычку во время преподавания ходить взад и вперёд или от тенистых аллей, окружавших место, где он учил. Его чтения были двоякого рода: утро он посвящал строго-научным занятиям в тесном кружке ближайших учеников (эзотерические или акроаматические лекции), а после обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать (экзотерические лекции).

Но с этой тихой  и мирной жизнью, отданной науке, он принуждён был расстаться благодаря  политическим страстям афинян, для  которых Аристотель стал подозрителен по своим прежним отношениям к  Александру и вообще по своим македонским симпатиям. Партия греческой независимости не могла не воспользоваться смертью Александра, чтобы ещё раз поднять знамя восстания против своих повелителей, и она весьма естественно видела опасность для свободы в том уважении, которым Аристотель пользовался среди окружавшей его молодёжи. Обвинение в безбожии, вечно повторяемое против людей мысли их противниками, потому что оно доступно невежественной массе и всегда находит себе в нём сочувствие, было предъявлено и против Аристотеля. Понимая, что дело идёт не о правом суде, а о партийной ненависти, и что судьба его решена уже заранее, 62-летний Аристотель покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Он переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до н. э.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство школою и свою богатую библиотеку.3

При жизни Аристотель не был любим. Наружность его не отличалась привлекательностью. Он был малого роста, сухощав, близорук и картав; на губах его играла язвительная улыбка; он был холоден и насмешлив. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной, подчас саркастической, что, конечно, добавило ему немало врагов. Нерасположение греков к Аристотелю преследовало его память и после его смерти, и его характер подвергся злостным нападкам и извращениям, главным поводом к которым послужили его отношения к Платону и его царственному питомцу, а также женитьба на племяннице Гермия. Но если от скудных и не всегда беспристрастных биографических сведений мы обратимся к сочинениям Аристотеля, то увидим человека с глубокой, искренней любовью к правде, ясным пониманием действительности со всеми её реальными отношениями, неутомимым рвением к собиранию фактических знаний и вместе с тем с изумительным даром систематизации и плодотворного распределения материала. По всему складу своего ума и способностей он является трезвым, спокойным мыслителем, чуждым фантастических увлечений Платона. В нём греческая философия совершила свой переход от идеальной восторженности юношеской эпохи к трезвой рассудительности зрелого возраста.

Сведения о жизни  Аристотеля, переданные нам древними, принадлежат, главным образом, Диогену Лаэрцию, жившему около 6 веков после Аристотеля, и нескольким псевдонимам и анонимам.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность учения Аристотеля о государстве

 

Политико-правовая тематика подробно освещается в таких работах Аристотеля как «Политика», «Афинская полития».

Аристотель предпринял попытку  всесторонней разработки науки о  политике. Научное понимание политики предполагает, по его учению, развитые представления о нравственности (добродетелях). Он строил свою модель идеального государства исходя из реальности.

В трактате «Политика» дается четкое определение политики. Политика - это  наука об управлении государством; наука о высшем благе человека и государства. Цель политической науки  воспитать в людях высокие  нравственные качества.5

Государство Аристотель рассматривал как развитую форму предшествующих ему семьи и «селения», по отношению к которым государство выступает как их энтелехия, конечная цель.

Аристотель считает, что государство  возникает тогда, когда несколько  семей объединяются в некоторое общежитие. Афины возникли потому, что все семьи, которые поклонялась богине Афине, объединились и образовали государство, которое назвали Афины. Государство строится по тому же принципу, по которому строится семья, т. е. по принципу главенства одного ее члена (мужчины) и подчинения ему других членов семьи (жены и детей). Государство складывается по мере роста отдельных общин: изначально общину составляют двое (муж и жена, отец – дети, хозяин и раб); это семейная община; объединяясь, они затем составляют сельскую общину и в конце концов – полис как объединение множества сельских общин.

Как и Платон, Аристотель видит задачу государства в нравственном совершенствовании граждан. Оно существует ради счастливой и хорошей жизни. Лишь в нем может реализоваться личная добродетель. Аристотель говорит, что добродетель жены – в ее молчаливости. А в целом полис – это «большая семья».

Только полис гарантирует автаркию (т. е. самодостаточность, независимость  и самосохранение) общины. Принцип  организации полиса – его конституциональное устройство: «Государство есть община граждан, устроенная наилучшим образом».

Государство стоит выше семьи, выше частных лиц; оно относится к  своим членам как целое к частям; оно есть первое по своей природе. Но во времени, в порядке возникновения – семья и община предшествовали государству. Сначала под влиянием естественного влечения образовалась человеческая семья, потом под давлением различных обстоятельств семьи сплотились в общины, из которых при дальнейшем развитии человеческого общества образовались государства.

Что касается внутреннего порядка в государстве, то Аристотель указывает, что для этого сохранение семьи так же необходимо, как и частной собственности: семья, по Аристотелю, первичней сельской общины, а та – государства, следовательно, семью как природное установление надо предпочесть обществу, хотя именно государство главным образом ответственно за воспитание юношества.

В вопросе о частной собственности  Аристотель занимает промежуточную позицию. Общность имущества (по платоновскому образцу) он отвергает. Он пытается избрать средний путь, учитывая опыт Спарты, где «собственность остается частной, но ее использование доступно всем».

В государстве должны поощряться добродетели, способствующие достижению досуга, поскольку конечной целью войны является мир, а целью работы – досуг. Аристотель называет абсурдным взгляд, по которому хорошие люди – только те, кто не имеет досуга или ведет войны (верчусь как белка в колесе). В этом он видел обреченность Спарты.6

В трактате «Политика» рассмотрены такие проблемы как: 

1. Происхождение государства. Аристотель придерживался органической теории происхождения государства, т. е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека. Государство - это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение. Но государство является высшей формой общения. Государство - это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.  

2. Отношение к  рабству. Аристотель считал, что люди не равны по природе. С эллино-центристских позиций он отмечает, что «варвары» - люди с неразвитой человеческой природой и они не доросли до политической формы жизни. Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства.7  

3. Элементы (признаки) государства. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов и чрезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства.

Элементы государства.

- Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру).

- Коллектив граждан (гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).

Информация о работе Современное значение учения Аристотеля о государстве