Современные проблемы политической этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие проблемы современной политической этики как проблемы соотнесения нравственности, морали, этики и политики, а также рассмотрения ее «частного случая» – диалектики цели и средств.
В данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть понятия нравственности, морали и этики в их взаимоотношении с политикой;
2) Рассмотреть исторический аспект проблемы этики и политики;
3) Определить «моральный компромисс» рассматриваемой проблемы;
4) Произвести анализ одной из основных проблем соотнесения морали, этики и политики – диалектика цели и средств в политике;
5) Рассмотреть морально-нравственный аспект насильственных и ненасильственных методов политики.

Содержание работы

Введение 3
1 Морально-нравственный аспект мира политических отношений 5
1.1 Нравственность, мораль, политика в политической этике 5
1.2 Исторический аспект проблемы этики и политики 8
1.3 «Моральный компромисс» 12
2. Диалектика цели и средств в политике 15
2.1 Сущность и содержание целей и средств в политике 15
2.2 Пути разрешения противоречий между целями и средствами 19
3. Насилие и ненасилие в политике 22
3.1 Насилие, мораль и эффективность политики 22
3.2 Теория и практика ненасилия 26
Заключение 32
Резюме 34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Современные проблемы политической этики.docx

— 65.05 Кб (Скачать файл)

На следующем этапе(2011-2015 годы) основной акцент предполагается сделать на внедрение программы здорового образа жизни, реализации мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения. Планируется реализация мер, направленных на изменение репродуктивных установок населения, создание комфортных условий жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, повышения ответственности населения за свое здоровье.

Реализация второго  этапа предполагает стабилизацию численности населения на уровне 142-143 млн.человек, увеличение продолжительности жизни, увеличение коэффициента рождаемости, обеспечить ежегодный миграционный приток квалифицированных специалистов и молодежи не менее 200 тыс.человек.

На третьем этапе (2016-2025 годы) в связи со значительным уменьшением численности женщин репродуктивного возраста предполагается создание мер, программ, стимулирующих рождение в семьях второго и третьего ребенка. Предполагается проведение мероприятий по упреждению возможных рисков в демографическом развитии страны, принятию мер своевременной корректировки программ и планов по сохранению численности населений.

Правительству и регионам РФ нужно не просто продолжить принятые программы, но и расширить их, предложить дополнительные меры по стимулированию рождаемости, и прежде всего, необходимо поддержать семьи, конечно, с детьми.

Многодетная семья должна стать важнейшей ценностью, а семья с двумя, тремя детьми — предпочтительной социальной нормой.

Надо исключить ситуацию, когда рождение ребёнка ставит семью в трудное материальное положение или на грань бедности.

Ещё раз хочу повторить: необходимо ввести в регионах, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей. Оно будет в размере прожиточного минимума ребёнка. В следующем году прожиточный минимум ребёнка примерно составит 7 тыс. рублей. (Путин 16.02.2012) Нужно в первую очередь, хочу это подчеркнуть — именно в первую очередь поддержать те регионы Российской Федерации, в которых специалисты фиксируют устойчивую негативную демографическую динамику в течение нескольких лет подряд. При этом мы планируем помочь регионам, которые введут такое пособие. На первом этапе федеральное софинансирование может составить до 90% от необходимых средств. К 2018 году выйдем на паритетное финансирование с субъектами — по 50%. Ожидаю, что субъекты Федерации с хорошей бюджетной обеспеченностью возьмут на себя бо́льшую долю расходов или ещё дополнительно увеличат сумму помощи семьям. Также напоминаю, что у каждого субъекта Федерации должны быть свои внятные, ощутимые меры поддержки женщин, рожающих второго и последующих детей. Это и региональный материнский капитал, и предоставление на безвозмездной основе земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, и обеспечение жильём.

Директор Института демографических исследований, редактор портала «Демография.ру» Игорь Белобородов в интервью корреспонденту РБК daily отметил следующее: «Демографическую ситуацию в России я оцениваю как очень тревожную. Все достижения в этой области у нас очень скромные, поскольку нет как такового увеличения роста коэффициента рождаемости: есть лишь небольшие колебания в рамках снижения потребности в детях, падения рождаемости у женщин фактически всех возрастов, за исключением небольшого роста в более старшей возрастной категории за 40 лет. Мой прогноз к 2020, 2025, 2030 гг., естественно, очень осторожный, надо готовиться к сокращению численности населения, но это – позиция пассивная. А активная позиция будет заключаться в том, что надо уже сегодня принимать осмысленную стратегию, причем она есть, разработана в нашем институте. Надо принимать решения, которые, может, не совсем популярны сейчас, но которые оценят через поколение. Решения, которые позволят сохранить нацию. Нужно, чтобы центром стала семья, не один конкретный человек как наемный работник, а семья как базовая ячейка. Все образовательные программы, начиная с детского сада, должны быть пропитаны пропагандой престижа семейного образа жизни. Установки должны быть очень четкие – на деторождение, супружескую верность, многодетность, неприятие абортов и любых антирепродуктивных технологий. Плюс должна быть массированная социальная реклама».

Решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности.

Профессор А. И. Антонов выделяет[2,c.25] комплекс мер, направленных на решение демографической проблемы, таких как: изменение положения семьи среди других социальных институтов, укреплению нового фамилизма в обществе и ликвидацию убыли населения. По его мнению, «проблема формирования и укрепления массовых норм среднедетности (3—4 детей в семье) требует долгосрочных усилий по ликвидации ущемленного положения института семьи среди других социальных институтов, правового обеспечения автономности семьи, общественного договора между институтами государства и семьи, укрепления семейного производства на основе соединения места работы и дома, воссоздания класса домашних хозяек-матерей с их пенсионным обеспечением, введения семейной зарплаты в системе наемного труда, реализации льготного налогообложения и кредитования молодых семей и ряда других мер…». Он считает, что «это направление политики предполагает прежде всего централизованную политику государства».

Председатель Наблюдательного  совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю. В. Крупнов считает [5], что при решении существующих демографических проблем власти прежде всего должны опираться, в частности, на многодетные семьи. Он предлагает стимулировать многодетность посредством выплаты зарплаты матерям после появления на свет третьего ребёнка.

Решение демографических задач во многом зависит от деятельности региональных управленческих команд, от их стремления создать условия для жизни и самореализации людей. В конечном счёте, любые экономические достижения должны иметь, прежде всего, весомое человеческое измерение. Замечу, что российская императрица, одна из наиболее эффективных руководительниц России, Екатерина II, в качестве одного из приоритетов работы руководителей губерний определила рост численности народонаселения. И она была права абсолютно. И для нас сегодня эта проблема, этот вопрос, является абсолютно актуальным, без всякого преувеличения — на первом месте стоит. Для современных губернаторов это должно быть задачей номер один, так же как и в прежние времена [21].

Демографическая политика нашего государства, в частности  последние инициативы президента, конечно, носят положительный характер: нам, безусловно, надо бороться с демографическим кризисом. Однако абсолютизировать экономические меры ни в коем случае нельзя. То есть направление демографического развития общества определяет идейно-нравственное настроение и ценностные ориентации этого общества, а ни в коей мере не уровень благосостояния. Нам важно не попадать в ту ловушку, в которую долгое время попадали европейские страны. До настоящего момента демографическая политика во многих странах мира, где была попытка влиять на уровень рождаемости, заканчивалась исключительно экономическими мерами либо же изменениями социального законодательства, направленными на трудовые отношения (например, упрощение трудовых отношений для работающих матерей, пособия, удлинение отпуска и т.п.). Реально ничего не было сделано в вопросах изменения ценностей и ментальности, а без этого мы никуда не двинемся. именно нравственная парадигма общества определяет его дальнейшее демографическое развитие, рост популяции как таковой. В этом смысле основную, определяющую роль могут играть основные традиционные институты, а также, наши многочисленные СМИ. Будет логичным в русле инициативы президента и формирующейся демографической политики сделать так, чтобы, по крайней мере, государственные каналы проводили редакционную политику, направленную на рост рождаемости. Нужно прилагать сознательные усилия, которые способствовали бы выработке нового позитивного семейного контента – ролики социальной рекламы, специальные передачи, ток-шоу, телесериалы и т.п. Необходимо, чтобы популярные звезды призывали не к тому, к чему они сейчас призывают (к насилию, к тому, чтобы быть крутым, проводить досуг за счет употребления алкоголя и наркотиков), а к тому, чтобы человек воспринимался в обществе как состоявшаяся личность за счет семьи и деторождаемости [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ  СИТУАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

          Успех государства почти во всех его сферах тесно связан с устойчивым демографическим развитием, обеспечивающим обществу жизненное воспроизводство человеческого потенциала. Эту очевидную истину в разное время настойчиво доказывали многие выдающиеся мыслители: А. Смит, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и др. Однако в России на протяжении последних четырнадцати лет наблюдается обратная тенденция - население страны непрерывно сокращается.

            За период 1992—2005 гг. естественная убыль населения России составила 11,2 млн. человек. Только за последний год депопуляция «стерла» с карты России население большого города —735,5 тыс. чел.

В то же время эта цифра не отражает всей полноты демографических потерь, поскольку истинный размах депопуляции частично маскируется иммигрантами. Если же принять во внимание компенсирующую роль внешней миграции, то полный объем естественной убыли за прошедший год составит 843 тыс. человек.

            Несмотря на ужасающее по своим масштабам сокращение численности населения, стоит отметить, что разрушительная демографическая инерция только набирает силу. В данный момент сокращение населения в определенной степени сдерживается благоприятной половозрастной структурой, образовавшейся в результате высокой рождаемости восьмидесятых. Последнее обстоятельство способствовало появлению в наши дни многочисленных брачных контингентов, чем и объясняется небольшой автоматический рост рождаемости в последние годы.

           Однако запас этой демографической прочности на исходе: его влияние продлится не далее 2009—2012 гг., после чего при отсутствии эффективной демографической политики численность населения будет стремительно убывать. Начиная с 2010 г., ежегодный размер естественной убыли может превысить один миллион человек, а к 2025 г. эта цифра имеет все шансы вырасти почти в два раза.

 

            3.1 Прогнозы

          Очевидно, что существующая демографическая динамика не сулит российскому обществу ничего хорошего. Как показывают последние прогнозы, численность российского населения в ближайшие десятилетия может сократиться до критического уровня.

           Так, по данным Института социально-политических исследований РАН численность населения Российской Федерации, при сохранении нынешних уровней рождаемости и смертности, может к 2025 г. сократиться с сегодняшних 142,7 млн. человек до 122 млн. человек. Вместе с тем, в данном прогнозе отмечается, что при дальнейшем росте смертности и снижении рождаемости численность россиян уменьшится на 28,8 млн. чел. и к концу указанного периода составит113,9 млн. человек.

            Драматическую перспективу обещают и все четыре варианта прогноза, разработанного специалистами ООН (World Population Prospect: The Revision 2004, далее WPP-2004). По мнению авторов WPP-2004, к 2025 г. количественный потенциал российского населения способен сократиться до следующих значений:

  • по верхнему (чрезвычайно оптимистическому) варианту — до 136, 6 млн. чел;
  • по среднему варианту — до 129,2 млн. чел;
  • по нижнему (наиболее вероятному) варианту — до 121,7 млн. чел
  • по варианту с постоянной рождаемостью — до 125,6 млн. чел.

 

 

           В похожем ракурсе видит будущее и прогноз динамики численности российского населения, представленный демографом Владимиром Архангельским — специалистом Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М. В. Ломоносова. По наиболее вероятному сценарию этого прогноза, население России сократится к 2025 г. до 124,6 млн. чел., а к 2050 г — до 90,6 млн. чел.

           Особого внимания заслуживают расчеты кафедры социологии и демографии семьи МГУ им. М. В. Ломоносова, представленные заведующим кафедрой профессором Анатолием Антоновым. Все пять вариантов этого прогноза говорят о нарастании депопуляции и снижении численности населения. Рассматривая демографические перспективы России до 2050 г , данный прогноз допускает сокращение численности российского населения по разным вариантам от 83 млн. до 107,3 млн. человек.

           Даже самый малоправдоподобный вариант последнего прогноза, представленного специалистами ООН (WPP-2004), является депопуляционным и предрекает России к 2050 г. сокращение населения до 134,5 млн. человек. В то же время, по мнению отечественных экспертов, такие прогнозные значения будущей численности российского населения выглядят, мягко говоря, утопичными из-за совершенно необоснованного оптимизма. Остальные варианты демографического прогноза ООН носят более взвешенный, но все равно несколько «наивный» характер. Так, по среднему варианту население России к середине века сократится до 111,7 млн. человек, по нижнему (более приближенному к реальности) варианту — до 92,4 млн. человек и по варианту с постоянной рождаемостью — до 98,2 млн. человек.

           Таким образом, при дальнейшем развитии депопуляционных процессов население России к середине ХХI века сократится, по разным оценкам, на 30—60 млн. человек.

         3.2 Тенденции

         Глубокий кризис института семьи, выступающий первопричиной демографического неблагополучия и, в некоторой степени, тяжелое социально-экономическое положение обусловили развитие негативных демографических процессов, выраженное следующими тенденциями.

Информация о работе Современные проблемы политической этики