Современные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:46, доклад

Описание работы

Цель исследования – теоретический обзор современных педагогических технологий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные технологии обучения учащихся.
2. Раскрыть современные технологии организации образовательного процесса.
3. Обозначить современные авторские педагогические технологии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Классификация технологий………………………………………………..4
Современные технологии обучения учащихся…………………………...5
Современные технологии организации образовательного процесса…....8
Заключение………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………..…14

Файлы: 1 файл

Современное образование.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

ХАРЬКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Современные технологии в образовании»

                                                                                         

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                                          студентка

                                                                                 группы РП-51

                                                                            Чаплай М.

                                                                              Проверила:

                                                                                              док. соц. наук, проф.                     

                                                                                               Подольская Е. А.

 

 

 

 

 

Харьков

2012

Содержание

        Введение…………………………………………………………………….3

        Классификация технологий………………………………………………..4

        Современные технологии обучения учащихся…………………………...5

        Современные технологии организации образовательного процесса…....8

         Заключение………………………………………………………………...13

         Список использованной литературы…………………………………..…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                      Любая деятельность может быть либо

                           технологией, либо искусством.

                                 Искусство основано на интуиции,

                               технология на науке. С искусства

все начинается, технологией  – заканчивается,

                                                     чтобы затем все началось сначала.

Новые образовательные  технологии сопровождают результаты  значительных научных исследований. Так, развитие  кибернетики  и  вычислительной  техники обусловило развитие  программированного  обучения;  результаты  исследований закономерностей  развития  человеческого   мышления   привели   к   развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник  на  основе  исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

  Тенденции развития  современных  образовательных  технологий  напрямую

связаны  с  гуманизацией  образования,  способствующей  самоактуализации   и самореализации личности.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как  системный

метод создания, применения  и  определения  всего  процесса  преподавания  и

усвоения  знаний  с  учётом  технических  и  человеческих  ресурсов   и   их

взаимодействия. Это определение  технологии, как и  множество  подобных  ему,

не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что  непрерывно

появляются новые (экологические, космические, информационные) технологии.

      В самом  общем виде технология  —  это  продуманная  система,  «как»  и

«каким  образом»  цель  воплощается  в  «конкретный  вид  продукции  или  её

составную часть. Например, из  научной  и  методической  литературы  назовём

некоторые варианты определения  технологии:

      . технический метод достижения практических целей;

      .  совокупность  способов,  используемых  для   получения   предметов,

        необходимых для существования  человека;

      . набор  процедур и методов организации человеческой деятельности.

Цель исследования – теоретический обзор современных педагогических технологий.

Задачи исследования:

     1. Рассмотреть  современные технологии обучения  учащихся.

     2. Раскрыть  современные технологии организации  образовательного процесса.

     3. Обозначить  современные авторские педагогические технологии.

Объект исследования – педагогические технологии.

Предмет исследования – педагогические технологии, разработанные в современной педагогической науке.

Классификация технологий

В   современной   научно-теоретической   литературе   и   практической деятельности выдающихся  отечественных  педагогов  выделяются  три основных

вида технологий [2]: технические,  экономические и гуманитарные.  Гуманитарные технологии        подразделяются        на        управленческо-гуманитарные (человековедческие), педагогические и психологические.

Гуманитарные   технологии   —    технологии    самовыражения    людей, самореализации их интеллектуальных качеств. К гуманитарным технологиям относятся: футурологические, ситуативные  и повседневные.

      Футурологические  гуманитарные технологии  воспроизводят   синоптическую

карту,  представляющую  экономический,  социальный,  культурный,   морально-

психологический и демографический  «прогноз» возможных вариантов  будущего.  С помощью  этих  технологий   прогнозируется   конкретная   модель   состояния

общества, региона, трудового  коллектива, что очень важно для  руководителей,

заинтересованных  быть  готовыми   к   решению   новых   проблем   в   своей

деятельности.

      Ситуативные  гуманитарные технологии разрабатываются и применяются по

причине каких-то обстоятельств.  Например,  управление  поведением  людей  в

экстремальных  ситуациях.  По  этим   технологиям   проводятся   специальные тренинги — профессиональная учёба  соответствующих  работников.  Чаще  всего она осуществляется в виде разбора «ситуация — конфликт» или деловой игры.

      Универсальными   являются   повседневные   гуманитарные    технологии.

Например,   технологии   профессионального   обучения,   технологии   поиска

одарённых людей.

Гуманитарные технологии — особый  вид  профессиональной  деятельности.

Овладение  ими  доступно  людям,  обладающим  незаурядными   личностными   и  деловыми  качествами,  имеющим   жизненный   опыт,   прошедшим специальную подготовку. Обращение к гуманитарным технологиям правомерно  для тех,  кто испытывает потребность в общении  с  людьми,  обладает  развитой  интуицией, коммуникабельностью и эмпатией.

Современные технологии обучения учащихся

Технология  личностно-ориентированного обучения

В центре внимания педагога[9] — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей   (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования.

Своеобразие личностно-ориентированных  технологий заключается в их целеориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а  в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Игровые технологии

Игра — это вид  деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты (С.А. Шмаков):

- свободная развивающая  деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной  мере импровизационный, активный  характер этой деятельности («ноле  творчества»);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или  косвенных правил, отражающих содержание  игры, логическую и временную  последовательность ее развития.

Педагогические  игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Имитационные  игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные  игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

 

Исполнение  ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

«Деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

Психодрама  и социодрамма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.

Имитационные  упражнения — активный метод обучения, отличительная особенность которого — наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или наилучшего (оптимального) варианта решения проблемы. Имитационное упражнение чаше принимает статус имитационной игры, в которой, в отличие от ролевой игры, не моделируется деятельность конкретных специалистов, работников, руководителей. Остается лишь модель среды. В имитационных играх могут воспроизводиться хозяйственные, правовые, социально-психологические, математические и другие механизмы (принципы), определяющие поведение людей, их взаимодействие в конкретной имитационной ситуации[3].

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Существуют и другие современные педагогические технологии, показавшие свою эффективность и  зарекомендовавшие себя на практике. К ним можно отнести и технологии развивающего обучения, направленные на раскрытие в учащихся гораздо потенциальных интеллектуальных возможностей, и технологии интегративного обучения, предполагающие различные варианты целостного подхода к обучению.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

• проблемность обучения

• оптимальное развитие различных  видов мыслительной деятельности (наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);

• индивидуализация и дифференциация обучения;

• специальное формирование как  алгоритмических, так и эвристических  приемов умственной деятельности;

• специальная организация мнемической  деятельности [5].

Среди интегративно-педагогических[9] концепций имеет смысл выделить те, которые непосредственно своим предметом имеют интеграционные процессы, что находит отражение в их названиях. К числу таковых относятся: концепция интеграции воспитательных сил общества (В.Д. Семенов, Ю.С. Бродский), концепция внутри-предметной интеграции педагогического знания (В. И. Загвязинский), концепция интегративной картины образования (Г.Н. Сериков); концепция синтеза дидактических систем (Л.А. Артемьева, В.В. Гаврилюк, М.И. Махмутов); концепция интеграции общего и профессионального образования (М.Н. Берулава, Ю.С. Тюнников); концепция интегрирования содержания начального профессионального образования (Л.Д. Федотова); концепция интеграции и дифференциации форм организации обучения (И.Г. Ибрагимов); концепция интеграции высшего образования и фундаментальной науки; концепция интегрированных учебных заведений (США, Западная Европа) и др.

Информация о работе Современные технологии в образовании