Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 22:46, доклад
Цель исследования – теоретический обзор современных педагогических технологий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные технологии обучения учащихся.
2. Раскрыть современные технологии организации образовательного процесса.
3. Обозначить современные авторские педагогические технологии.
Введение…………………………………………………………………….3
Классификация технологий………………………………………………..4
Современные технологии обучения учащихся…………………………...5
Современные технологии организации образовательного процесса…....8
Заключение………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………..…14
Современные технологии организации образовательного процесса[8]
Новая парадигма образования,
ставящая развитие личности обучаемого
в центр образовательной пирами
Традиционные методы организации учебного процесса направлены на создание условий, которые в большей степени способствуют усвоению фактологического материала, закреплению навыка воспроизводить знания в знакомой ситуации.
Технология коллективного обучения
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Преимущества технологии:
- коллективная учеба
формирует и развивает
- коллективная учеба
включает каждого ученика в
активную работу на весь урок,
в сменных парах и
- коллективные способы
обучения создают условия
- на уроках же коллективного
обучения приветствуется воспит
- при коллективном обучении ученик может прийти
в класс в любом месяце учебного года и сдать экзамен по учебной
дисциплине в любое время;
- учащийся становится
ассистентом учителя или
Основной принцип технологии заключается в том, что в ученическом коллективе все учат каждого и каждый учит всех. Основные методики коллективных способов обучения включают в себя: изучение текстового материала по любому учебному предмету; взаимопередача текстов; взаимообмен заданиями; взаимные диктанты; разучивание стихотворений в сменных парах; выполнение упражнений в парах и т.д.
Информационные технологии обучения
Информационные технологии обучения (ИТО) можно определить как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты.
В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда ИТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Образование поистине интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.
Одним из ярких примеров применения ИТ в обучении является проведение интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения.
По сравнению с традиционным для уроком-лекцией, когда преподаватель излагает тему, а учащиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, лекция, построенная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество - интерактивность. Интерактивность дает студентам возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого преподавателем учебного материала.
Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).
Сочетание комментариев
преподавателя с
Интерактивная лекция сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Компьютер из «учителя» превращается в активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе ее изложения компьютерных слайдов.
Технология дистанционного образования
Дистанционными принято
считать такие формы обучения,
которые предоставляют
В системе дистанционного образования студентам предоставляются все необходимые учебники и учебные пособия (иногда в виде видеокассет). Уровень подготовки специалистов достаточно высок и дает право получения квалификации бакалавра, магистра, доктора по искусствоведению, социальным и естественным наукам, по технологиям, математике, педагогике.
Главное в дистанционном обучении [5]— не просто использование компьютеров и других технических средств обучения, а разработка четких и продуманных обучающих программ, учебников и учебных пособий.
Существуют различные
подходы к организации систем
дистанционного образования (обучения).
Эти подходы, прежде всего, отличаются
благодаря использованию
Таким образом, на качественном уровне можно сформулировать основные требования к методике построения курсов дистанционного образования:
• курсы дистанционного образования нужно строить по модульному принципу;
• разработка модулей дистанционного образования должна выполняться на основе единой формальной модели;
• информационные элементы модулей методически должны быть
построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение;
• содержание модуля (элемента) должно учитывать (включать)
варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля;
• в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого;
• процедуры оценивания также должны обладать контекстными
свойствами, т. е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала;
• в состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста .
Перечисленные требования являются общими и обеспечивают достаточный уровень унификации для создания систем дистанционного образования, но при этом не зависят от способа реализации курса.
Заключение
Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед нуждающейся в обновлении системой образования, важно кардинальным образом изменить приоритеты целей обучения. На первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, что является важным условием их психологической подготовки к жизни в социуме, к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свои действия, умение самоорганизовываться, критически осмысливать и оценивать происходящие процессы.
Педагогические технологии [8] в настоящее время базируются на теориях психодидактики, психологии, кибернетики, управления и менеджмента и понимаются как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Однако любые образовательные технологии – еще не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.
Еще раз следует подчеркнуть,
что при новой парадигме
Список литературы
психология высшей школы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г. — с.131—151.
250 с.