Сознание и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 06:54, контрольная работа

Описание работы

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых. Однако в недавнем прошлом (в 20 -50-х гг. XX столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х гг. шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.

Содержание работы

. Введение.__________________________________________________________________3

2. Сознание и бессознательное.__________________________________________________4

3. Сознание и бессознательное теория К. Маркса (1814 – 1883г.)._____________________5

4. Теория З. Фрейда (1856 – 1939)._______________________________________________6

5. К.Г. Юнг (1875 – 1961) о бессознательном.______________________________________8

6. Теория Эриха Фроммма (1900 – 1980).________________________________________10

7. Результат деятельности психологов и философов._______________________________10

8. Вывод.___________________________________________________________________12

9. Заключение._______________________________________________________________13

10. Литература.______________________________________________________________14

Файлы: 1 файл

0740191_DECB7_soznanie_i_bessoznatelnoe.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Философия»

Тема: Сознание и бессознательное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2009

Содержание.

 

 

1. Введение.__________________________________________________________________3

 

2. Сознание и бессознательное.__________________________________________________4

 

3. Сознание и бессознательное теория К. Маркса (1814 – 1883г.)._____________________5

 

4. Теория З. Фрейда (1856 – 1939)._______________________________________________6

 

5. К.Г. Юнг (1875 – 1961) о бессознательном.______________________________________8

 

6. Теория Эриха Фроммма (1900 –  1980).________________________________________10

 

7. Результат деятельности психологов и философов._______________________________10

 

8. Вывод.___________________________________________________________________12

 

9. Заключение._______________________________________________________________13

 

10. Литература.______________________________________________________________14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых. Однако в недавнем прошлом (в 20 -50-х гг. XX столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х гг. шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.

 

(П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия:  учеб. – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. стр.245.).

Проблемой сознания и бессознательного занимаются многие науки. И в связи с этим сегодняшние понятия этих терминов крайне многогранны, особенно если учесть, что в некоторых науках есть несколько точек зрения относительно данной проблемы. Однако существует всего несколько основополагающих наук, а именно: философия, психология и биология, - придерживаясь которых, можно создать наиболее общее и относительно полное представление об этой теме. В завершении этого рассуждения уместно упомянуть слова Эриха Фромма из книги "Кредо": "Человек - продукт естественной эволюции, он - часть природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит её".

На протяжении длительного времени  в философии доминировал принцип  антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие  рассматривалось только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел  свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Человек в этом плане выступал лишь как «человек разумный». Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Такие авторы, как Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше, с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

 

(Философия: Учебник / Под ред.  проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. 479 стр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сознание и бессознательное.

 

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само контролировании поведения человека.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайне мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния  невменяемости и т. п.

Все то, что не находится  в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в  сознание посредством памяти, не следует  относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.

Так называемые автоматизмы  и интуиция могут зарождаться  с помощью сознания, но потом погружаться  в сферу бессознательного. Автоматизмы  – достаточно сложные действия человека, первоначально действия под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т. д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. Среди подсистем бессознательного важное место занимают установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Структуры бессознательного различаются, помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой, или уровень, бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

Бессознательное может  направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание.

Приведем два факта. Первый. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т. е. менее 0,05 с), и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел этих кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

Второй факт (связан с  историей формирования концепции бессознательного З. Фрейда). Загипнотизированной пациентке внушалось приказание: через пять минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, женщина в назначенный срок в точности выполняла задание. На вопрос о мотивах ее поступка она отвечала, что хотела убедится в том, ее ли это зонтик. Этот мотив не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман post factum, но сознанию пациентки вполне удовлетворял: она искренне была убеждена, что раскрыла зонтик по собственному желанию, имея целью убедиться в том, что он принадлежит ей. Далее путем настойчивых расспросов ее наконец заставляли вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза.

Приведенные, да и многие другие факты свидетельствуют о  наличии бессознательного в психике  человека. Это во-первых. Во-вторых, такого рода факты наталкивают на постановку вопроса: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное?

 

(П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия:  учеб. – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. стр. 245 - 246.).

 

3. Сознание и бессознательное теория К. Маркса. (1814 – 1883 г.).

 

Скрытые детерминанты сознания. Социальное бессознательное. Открыв факт детерминированности сознания внешними, объективными по отношению к нему факторами, Маркс сделал еще одно открытие: он показал, что процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто не осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни. Проблема бессознательного – это проблема наличия скрытых детерминант сознания. т. е. не представленных в сознании. Ему кажется, что оно свободно в своем содержании, тогда как на самом деле его свобода иллюзорна. Человек и его сознание оказываются заложниками тайных, невидимых причин.

Когда мы говорим, что Маркс открыл бессознательную мотивацию сознания, то имеем ввиду лишь тот факт, что он впервые стал искать ее в  сфере предметно -практической, материально-экономической  жизни людей. Проблемой бессознательного до Маркса занимались Спиноза, Гегель. Главная мысль Маркса заключалась в том, что сознание не есть «нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе»: оно рождается в материальной деятельности и материальном общении людей, оно «вплетено» «в язык реальной жизни», порождается материальными отношениями людей.

Но сама «реальная жизнь», материальные отношения складываются способом, не зависящим от воли и сознания отдельных  людей. Каждый индивид что – то планирует для себя, реализует  какие – то свои частные цели, и из столкновения этих бесчисленных стремлений и отдельных действий формируются бессознательным для каждого отдельного индивида способом общественные коллективные отношения. Процессы формирования общественных отношений аналогичны процессам, господствующим «в лишенной сознания природе» (К. Маркс). В сложных общественных формациях, к примеру таких, как капиталистическая, люди, вступая в общение между собой по поводу производства товаров, «не осознают того, какие общественные отношения при этом складываются, по каким законам они развиваются и т. д. Например, крестьянин, продавая хлеб, вступает в «общение» с мировыми производителями хлеба на всемирном рынке, но он не сознает этого, не сознает и того, какие общественные отношения складываются из обмена» (В. И. Ленин).

Так, люди никогда не могли контролировать процесс разделения труда. Он складывался  стихийно, а потому люди никогда  не были полными «хозяевами» в  «своем собственном доме». Производственный «организм» всегда формировался как  бы за спинами товаропроизводителей. В таких условиях люди не могут взять под свой сознательный контроль формы своей жизнедеятельности и формирования мыслительного и чувственного содержания сознания. Стихийное разделение труда – одно из главных источников бессознательной мотивации духовного опыта людей, считал Маркс. Творят историю реальные люди, но из бесконечного многообразия форм жизнедеятельности отдельных индивидов складывается вне их воли и сознания объективная закономерность, не зависящая от воли и сознания отдельных людей. Человек и его сознание попадают в зависимость от этих объективных факторов, которые складывались и действуют «за его спиной». Такая зависимость человеку не ясна, он не видит и не осознает ее. Непроясненность для сознания его зависимости от внешних детерминант – основа человеческого рабства. В результате, человек и его сознание оказываются марионетками на подмостках истории.

Преодолеть такого рода рабство  человек может только одним способом – преодолев иллюзии сознания, осознав, т. е. узнав, как и почему формируется его сознание. А для этого надо идти по пути все большего осознания действительного положения вещей в обществе, осознания человеком своего реального места в нем.

Бессознательное, по Марксу, имеет  социальный характер, а потому его  преодоление может произойти только в ходе общественных изменений. Человек не может стать свободным от рабства бессознательного в одиночку: необходимо освобождение всего общества. Маркс искал препятствия в обществе, мешающие человеку свободно реализовывать свои способности, и создавал теорию того общества, где данные способности могут развиться беспрепятственно. Обществом, соответствующим человеческому в человеке, он считал коммунизм. Коммунизм, с его точки зрения, это прежде всего контроль людей над своим способом жизнедеятельности и общения. Он надеялся, что при коммунизме люди смогут общественно – планомерно распределить рабочее время, установит прозрачные отношения между различными трудовыми функциями и различными потребностями, сделать «рабочее время» мерой «индивидуального участия производителей в совокупном труде», а тем самым определить точную долю индивидуально «потребляемой части всего продукта». А когда общественные отношения людей к их труду и продуктам их труда станут прозрачно ясными как в производстве, так и в распределении, люди избавятся от рабства социального бессознательного. «Прозрачность» этих отношений не оставит места, полагал Маркс, стяжательству, его скрытой форме – зависти и иным человеческим порокам.

 

(Философия: Учебник для высших  учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1996 – 201 - 202 стр.).

 

4. Теория З. Фрейда (1856 - 1939).

 

Одним из первых в истории науки  данный вопрос на базе большого опытного материала пытался решить австрийский  невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856 -1939). Он пришел к выводу о важной, порой даже решающей роли бессознательного (особенно психических заболеваний). Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека («комплекс Эдипа», «комплекс Электры», «комплекс вины» и др.), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней.

 

(П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия:  учеб. – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. стр.246.).

 

Практика врача – психиатра свидетельствовала о том, что зачастую пациент, как ни старался, не мог высказать, что же привело его к психическому расстройству, какая причина. Оказалось, что известная пословица «Чужая душа - потемки» может быть дополнена: «и своя тоже». Речь идет о том, что, помимо тех психических процессов, которые осознаются (или могут быть осознаны) человеком, существуют и такие, которые не осознаются, а существуют как бессознательное.

Информация о работе Сознание и бессознательное