Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 01:04, реферат
Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания.
Познание — это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отражение действительности, а конструирование ее моделей, образцов, в которых присутствует активность сознания (вспомните феноменологов, их внимание к процессу воображения).
Материя и сознание развиваются диалектически, от одного противоречия к другому; противоречия — это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих вызывает возражение. Каждому известно, что логика, наука о мышлении, запрещает противоречия.
Введение................................................................................................................3
Сознание................................................................................................................4
Познание...............................................................................................................10
Заключение.................................................
Министерство образования
Санкт-Петербургский
Введение......................
Сознание......................
Познание......................
Заключение....................
ВВЕДЕНИЕ
Сознание есть продукт высокоорганизованной
материи. Опять же возникает вопрос о природе
самого сознания.
Познание — это отражение действительности
в процессе восхождения от живого созерцания
к абстрактному мышлению и от него к практике.
Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают,
что познание есть не отражение действительности,
а конструирование ее моделей, образцов,
в которых присутствует активность сознания
(вспомните феноменологов, их внимание
к процессу воображения).
Материя и сознание развиваются диалектически,
от одного противоречия к другому; противоречия
— это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих
вызывает возражение. Каждому известно,
что логика, наука о мышлении, запрещает
противоречия. Познание проблемно, но
непротиворечиво. Закон единства и борьбы
противоположностей, известный, между
прочим, с античности, не пользуется уважением
в современной науке. Дело в том, что содержание
законов физики, биологии, социологии,
других наук нельзя втиснуть в узкие рамки
представлений о единстве и борьбе противоположностей.
Представьте себе на основе закона противоположностей
товарно-денежные отношения. Вам придется
утверждать, что все едины (не могут обойтись
друг без друга), но вместе с тем находятся
в состоянии борьбы (каждый преследует
свой интерес). Вроде бы мы даем правильную
интерпретацию происходящему, но вряд
ли ею удовлетворится экономист. Он объяснит,
что для понимания товарно-денежных отношений
надо использовать понятия . Для познающего
человека, обладающего сознанием, идея
– это форма отражения внешнего мира,
включающая в себя сознание цели и перспективы
его дальнейшего познания и практического
преобразования. Применительно к познанию
идеи существуют в виде представлений,
понятий и теорий. Идея – одна из важнейших философских категорий
и как таковая выполняет различные задачи:
во-первых, идея выражает умопостигаемое
истинно сущее (Демокрит, Платон, Аристотель),
во-вторых, идея выражает первообраз вещей,
принадлежащий Божественному духу (Бог
творит вещи согласно своим идеям), наконец,
в-третьих, идеи – способ человеческого
познания.
СОЗНАНИЕ
Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Термин сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.
Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.
В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.
Сознание как способность
В психологии сознание рассматривается как психическая способность человеческого организма в двух взаимосвязанных аспектах:
Полное определение понятия сознание выявляется как интегральное целое различных точек зрения: неврологической, педагогической, психологической, поведенческой, социальной (социология), политической, эволюционной, духовной, философской.
Ступени развития сознания:
Ступени развития сознания
Ощущуние, сенсорика всегда
более или менее
Опираясь на современную
психологическую литературу, можно выделить несколько
подходов к классификации восприятия.
В основе одной из классификаций восприятия,
так же как и ощущений, лежат различия
в анализаторах, участвующих в восприятии.
В соответствии с тем, какой анализатор
(или какая модальность) играет в восприятии
преобладающую роль, различают зрительное,
слуховое, осязательное, кинестетическое,
обонятельное и вкусовое восприятие. Обычное
восприятие – результат взаимодействия
ряда анализаторов.
Двигательные ощущения в той или иной
степени участвуют во всех видах восприятия.
В качестве примера можно назвать осязательное
восприятие, в котором участвуют тактильный
и кинестетический анализаторы. Аналогично
в слуховом и зрительном восприятии также
участвует двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко встречаются
в чистом виде. Обычно они комбинируются,
и в результате возникают сложные виды
восприятия. Основой другого типа классификации
типов восприятия являются формы существования
материи: пространство, время и движение.
В соответствии с этой классификацией
выделяют восприятие пространства, восприятие
времени и восприятие движения. Классификацию
основных видов восприятия можно выразить
следующей схемой: Явление ошибочного
(ложного) или искаженного восприятия
называется иллюзией восприятия. Иллюзии
наблюдаются в любых видах восприятия
(зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий
определяется не только субъективными
причинами, такими как установка, направленность,
эмоциональное отношение и т.п., но и физическими
факторами и явлениями: освещенность,
положение в пространстве и др. Более подробно
эта тема освещена в моей контрольной
работе по психологическому практикуму.
Что же может дать нам "априорная" предметность, "построенная" на основе субъективного произвола и поэтому не имеющая никакого отношения к "вещам в себе"? Ведь именно последние в конечном (вернее, было бы сказать - "первоначальном") счете воздействуют на нашу чувственность, и, чтобы жить (а не только рефлектировать"), нужно давать на их воздействие адекватный ответ. Произвол же способности воображения, на первый взгляд, может "продуцировать" лишь совершенно фантастическую и никак не адекватную "вещам в себе" картину. Но это - "на первый взгляд". Придавая случайному сочетанию ощущений, в определенном порядке расположившихся во времени и пространстве, характер необходимости и всеобщности, т. е. закрепляя это сочетание в форме предмета, продуктивная способность воображения тем самым впервые создает этот предмет, вещь-конечно, не "вещь в себе", а "вещь для нас", "феномен", "явление". Естественно, продуцированный на основе произвольного синтеза предмет этот не адекватен "вещи самой по себе". Что это значит? Это значит, что предмет этот является лишь идеальной сущностью, но не реальным существованием. Причем "общезначимость" этой идеальной сущности закрепляется в результате фиксации ("символизации") ее эмпирическими средствами языка. Кстати, здесь следует подчеркнуть, что в противоположность современным позитивистским концепциям, Кант не сводит язык к логическому или семантическому содержанию слов. Согласно Канту, язык как средство выражения вообще - это:
а) тон (модуляция); б) движение (жестикуляция);
в) слово (артикуляция). На основе такого понимания языка Кант строит классификацию искусств: а) музыка,
б) пластика, в) поэзия.
Итак, предмет не адекватен "вещи самой по себе". Он является лишь сущностью, но не существованием,бытием. И тем не менее, это, согласно Канту, тот единственный "объект", который противостоит "субъекту", о котором субъект вообще может иметь представление.
Сразу же возникает множество вопросов. Если придать случайному совпадению данного порядка ощущений характер общезначимости и необходимости (т. е. придать этом ощущениям характер объективного предмета) - если все это есть дело слепого произвола,-то какова же цена этой "общезначимости" и "необходимости"? Но, во-первых. Кант отнюдь не пытается утверждать, что "предмет" - это и есть вне и независимо от нас существующая "вещь в себе". Предмет, согласно Канту, это лишь "явление", продукт субъективной деятельности воображения: это наше, человеческое произведение, хотя здесь необходимо подчеркнуть и то, что "продуктивное" воображение ничего не "продуцирует" в собственном юле этого слова, во всяком случае, ничего не "сочиняет". Его функция заключается лишь в произвольной деятельности синтеза, в возведении случайного эмпирического комплекса в ранг объективного предмета. Но в "-то и заключается его "продуктивность". Ибо произведенный в результате синтеза "предмет" уже больше не дается ни в каких эмпирических комплексах. В качестве необходимого и всеобщего он получает "идеальную" жизнь вне и до всякой эмпирии. Данный вопрос можно рассмотреть с другой стороны. Предмет, несмотря на свой априорный (необходимый и всеобщий) характер, именно потому ,и является лишь субъективным произведением, что в основе синтеза эмпирического содержания чувственности и всеобщих рассудочных форм лежит произвол продуктивного воображения. В противном случае, т. е. если бы в основе этого синтеза лежал не произвол, а нечто само по себе необходимый предмет не был бы просто "явлением", но получил бы двойную характеристику как "веши для нас", так и "вещи в себе".
Феномен идеального имеет важное значение не только в жизни отдельного человека, выступая фактором формирования его сознания, играя большую роль в процессе познания, будучи условием его духовной жизни. Идеальное обладает громадным социальным значением, которое определяется общественным сознанием в различных его формах, культурой и т. п.
Сказанное позволяет подробнее остановиться на проблеме сознания. Дискуссии об одной из основных проблем человеческой жизни, ставшей предметом не только философии, но и многих других наук (социологии, психологии, нейрофизиологии), имеют давнюю историй. Нет возможности остановиться на ней подробнее.
В общих чертах сознание – это способность идеального воспроизведения действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведения на разных его уровнях. Основные признаки сознания включают в себя отражение, отношение, целеполагание и управление. Сознание присуще только высокоорганизованной материи. Оно обладает идеальным характером. Глубочайшая тайна сознания скрывает самый факт представленности субъекту, то есть человеку многообразной картины мира, той реальности, в которой живет человек и частью которой сам является. Сознание пронизывает внутренний духовный мир человека, а также являет собой всю совокупность чувственных, логических, волевых и эмоциональных процессов мозга. Сознание – одно из основных понятий философии, а также других наук. Рассмотрим подробнее природу сознания. Сознание начинается с созерцания, переживаемого как ощущения, восприятия реального мира, в котором живет человек. Именно ощущение выступает источником и первоначалом сознания. В ходе созерцания мира человек формирует непосредственные связи с объектом: ощущает его и убеждается в его достоверности. Своеобразие созерцания заключается в том, что оно убеждает в чувственной достоверности вещей. Закрепление чувственной достоверности – начальный и необходимый момент сознания. Ощущение – это способность отражать различные свойства предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств. Ощущение обеспечивает связь сознания с миром, причем в такой мере, что в итоге “иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем”. Восприятие выражает результат целостного воздействия на органы чувств единичных предметов, их свойств и отношений. Оно формируется на основе ощущений, которые предшествуют восприятию. Их специфика состоит в том, что ощущение может иметь место и до и вне восприятия, тогда как восприятие не может ни возникнуть, ни существовать вне ощущения. Таким образом, восприятие – это своеобразно структурированный образ, состоящий из комплекса ощущений. Восприятие тем самым выражает более высокую ступень развития сознания. В ходе ощущений и восприятий присутствует момент обобщения. Восприятие у человека сопровождается осмысливанием предметов, их свойств и отношений. Закрепление и сохранение полученной информации обеспечивается памятью. Представление – это такое свойство сознания, в котором оно как бы впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление существует в двух формах – воспоминания и воображения. Раз возникнув, представление может в дальнейшем иметь самостоятельное значение в жизни человека.