Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 01:04, реферат
Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания.
Познание — это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отражение действительности, а конструирование ее моделей, образцов, в которых присутствует активность сознания (вспомните феноменологов, их внимание к процессу воображения).
Материя и сознание развиваются диалектически, от одного противоречия к другому; противоречия — это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих вызывает возражение. Каждому известно, что логика, наука о мышлении, запрещает противоречия.
Введение................................................................................................................3
Сознание................................................................................................................4
Познание...............................................................................................................10
Заключение.................................................
ПОЗНАНИЕ
Познание можно определить
как процесс деятельности человека,
основным содержанием которого является
отражение объективной реальности в его сознании, а результатом
— получение нового знания об окружающем
мире. Ученые выделяют следующие виды
познания: обыденное, научное, философское,
художественное, социальное. Ни один из
этих видов познавательной деятельности
не является изолированным от остальных,
все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
В процессе познания всегда присутствуют
две стороны: субъект познания и объект
познания. В узком смысле, под субъектом
познания обычно подразумевают познающего
человека, наделенного волей и сознанием,
в широком — все общество. Объектом познания,
соответственно, является либо познаваемый
предмет, либо — в широком смысле — весь
окружающий мир в тех границах, в которых
с ним взаимодействуют отдельные люди
и общество в целом. Также объектом познания
может быть и сам человек: практически
каждый человек способен делать объектом
познания самого себя. В таких случаях
говорят, что имеет место самопознание.
Самопознание представляет собой и познание
себя, и формирование определенного отношения
к себе: к своим качествам, состояниям,
возможностям, т. е. самооценку. Процесс
анализа субъектом своего сознания и своего
отношения к жизни называют рефлексией.
Рефлексия представляет собой не просто
знание или понимание субъектом самого
себя, но и выяснение того, как другие знают
и понимают «рефлексирующего», его личностные
особенности, эмоциональные реакции и
когнитивные (т. е. связанные с познанием)
представления.
Существуют две ступени познавательной
деятельности. На первой, которая называется
чувственным (или сенситивным) познанием
(от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами),
человек получает информацию о предметах
и явлениях окружающего мира с помощью
органов чувств. Тремя основными формами
чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение
отдельных свойств и качеств предметов
окружающего мира, которые непосредственно
воздействуют на органы чувств. Ощущения
могут быть зрительные, слуховые, осязательные
и т. д.;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта
познания формируется целостный образ,
отражающий непосредственно воздействующие
на органы чувств предметы и их свойства.
Являясь необходимым этапом процесса
познания, восприятие всегда в большей
или меньшей степени связано с вниманием
и обычно имеет определенную эмоциональную
окраску;
в) представление — такая форма познания,
при которой чувственное отражение (чувственный
образ) предметов и явлений сохраняется
в сознании, что позволяет воспроизводить
его мысленно даже в том случае, если он
отсутствует и не воздействует на органы
чувств. Представление не имеет непосредственной
связи с отражаемым предметом и является
продуктом памяти (т. е. способности человека
воспроизводить образы предметов, в данный
момент на него не действующих). Различают
память иконическую (зре-ниe) и эхоническую
(слух). По времени удерживаемой в мозгу
информации память подразделяется на
долговременную и кратковременную. Долговременная
память обеспечивает продолжительное
(часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание
знаний, умений, навыков и характеризуется
огромным объемом сохраняемой информации.
Основным механизмом ввода данных в долговременную
память и их фиксации, как правило, является
повторение, которое осуществляется на
уровне памяти кратковременной. Крат ковр
еменная память, в свою очередь, обеспечивает
оперативное удержание и преобразование
данных, непосредственно поступающих
от органов чувств.
Роль чувственного познания действительности
в обеспечении всего процесса познания
велика и проявляется в том, что:
1) органы чувств являются единственным
каналом, который непосредственно связывает
человека с внешним миром;
2) без органов чувств человек не способен
ни к познанию, ни к мышлению вообще;
3) потеря даже части органов чувств затрудняет,
осложняет процесс познания, хотя и не
исключает его (это объясняется взаимной
компенсацией одних органов чувств другими,
мобилизацией резервов в действующих
органах чувств, способностью индивида
концентрировать свое внимание и т. п.);
4) органы чувств дают тот минимум первичной
информации, который оказывается необходимым
и до-статочным для того, чтобы познать
объекты материального и духовного мира
с многих сторон.
Однако сенситивное познание имеет и некоторые
существенные недостатки, важнейшим из
которых является известная физиологическая
ограниченность органов чувств человека:
многие объективно существующие предметы
(например, атомы) не могут непосредственно
отражаться в органах чувств. Чувственная
картина мира необходима, но она недостаточна
для глубокого, всестороннего познания
мира. Поэтому второй ступенью познавательной
деятельности является рациональное познание
(от лат. ratio — разум).
На этом этапе познания, опираясь на данные,
полученные в результате непосредственного
взаимодействия человека с окружающим
миром, с помощью мышления осуществляется
их упорядочение и предпринимается попытка
постичь сущность познаваемых предметов
и явлений. Рациональное познание осуществляется
в форме понятия, суждения и умозаключения.
Понятие представляет собой форму (вид)
мысли, которая отражает общие и существенные
признаки познаваемых предметов или явлений.
Один и тот же объект может выступать и
в форме чувственного представления, и
в форме понятия. По степени общности понятия
могут быть менее общими, более общими
и предельно общими. В научном познании
также выделяют понятия частнонаучные,
общенаучные и всеобщие, т. е. философские.
По отношению к действительности (по глубине
ее отражения, осмыслению и направленности)
ученые-философы выделяют четыре класса
понятий:
1) понятия, отражающие общее в предметах;
2) понятия, охватывающие существенные
признаки предметов;
3) понятия, раскрывающие смысл и значение
предметов;
4) понятия-идеи.
Следующей формой рационального познания
является суждение. Суждение представляет
собой форму мысли, в которой устанавливается
связь между отдельными понятиями и с
помощью этой связи утверждается или отрицается
что-либо. Высказывая суждение, человек
пользуется понятиями, которые, в свою
очередь, являются элементами суждения.
Хотя суждение находит свое выражение
только в языке, оно не зависит от конкретного
языка и может быть выражено различными
предложениями одного и того же языка
или разных языков.
Получение новых суждений на основе уже
имеющихся с помощью использования законов
логического мышления называется умозаключением.
Умозаключения подразделяются на дедуктивные
и индуктивные. Название «дедуктивное»
происходит от латинского слова deductio (выведение).
Дедуктивное умозаключение представляет
собой цепь рассуждений, звенья которой
(высказывания) связаны отношениями логического
следования от общих утверждений к частным.
В отличие от них индуктивные умозаключения
(от лат. inductio — наведение) располагаются
в цепи в последовательности от частных
к общим. Посредством дедуктивных умозаключений
«выводят» некоторую мысль из других мыслей,
в то время как индуктивные умозаключения
лишь «наводят» на мысль.
Рациональное познание тесно связано
с отображаемой действительностью, т.
е. с чувственным познанием, которое служит
для него основой. Однако, в отличие от
чувственного познания, существующего
в сознании в форме образов, результаты
рационального познания закрепляются
в знаковых формах (системах) или в языке.
Рациональное познание обладает способностью
к отражению существенного в предметах,
в то время как в результате познания сенситивного
существенное в предмете или явлении не
отграничивается от несущественного.
При помощи рационального познания происходит
процесс конструирования понятий-идей,
которые затем воплощаются в реальную
действительность.
Однако, хотя чувственное и рациональное
познания играют огромную роль в получении
нового знания, тем не менее во многих
случаях их бывает недостаточно для решения
каких-либо (и прежде всего научных) проблем.
И тогда важную роль в этом процессе приобретает
интуиция.
Интуиция представляет собой способность
человека к постижению истины путем ее
прямого усвоения без обоснования с помощью
каких-либо доказательств. Интуиция —
это специфический познавательный процесс,
непосредственно приводящий к новому
знанию. Распространенность, всеобщность
интуиции подтверждена многочисленными
наблюдениями над людьми как в повседневных
условиях, так и в нестандартных ситуациях,
в которых, обладая ограниченным количеством
информации, они осуществляют правильный
выбор своих действий, как бы предчувствуя,
что нужно поступать именно так, а не иначе.
Интуитивная способность человека характеризуется
следующими чертами:
1) неожиданностью решения поставленной
задачи;
2) неосознанностью путей и средств ее
разрешения;
3) непосредственным характером постижения
истины.
У разных людей интуиция может иметь разную
степень удаленности от сознания, быть
специфичной по содержанию, характеру
результата, глубине проникновения в сущность
явления или процесса. Интуитивная работа
мышления происходит в подсознательной
сфере, иногда — в состоянии сна. Интуицию
не стоит переоценивать, как не стоит и
игнорировать ее роль в процессе познания.
Чувственное познание рациональное познание
и интуиция — это важные и взаимно дополняющие
друг друга средства познания.
Сущностью процесса познания является
получение как можно более
объективного, полного и точного
знания об окружающем мире. Различные
философские школы по-разному отвечали
на вопрос о возможности познания мира
и получения истинного знания. Агностики
считали, что получить достоверные знания
невозможно, эмпирики — что это можно
сделать только при помощи ощущений, а
рационалисты утверждали, что критерием
истины может быть только разум.
В истории философии существуют различные
определения понятия «истина». Классическим
считается определение, согласно которому
истина есть соответствие мыслей человека
окружающей действительности. В современной
науке наиболее часто употребляемым определением
является следующее: истина — это соответствие
полученных знаний содержанию объекта
познания.
Характерной чертой истины является наличие
в ней объективной и субъективной стороны.
Объективная сторона показывает нам истину
в той ее части, содержание которой от
нас не зависит, поскольку оно существует
в объективной реальности. Объективная
сторона истины является предпосылкой
такой ее черты, как конкретность. Конкретность
истины — это зависимость получаемого
знания от связей и взаимодействий, присущих
тем или иным явлениям, от условий, места
и времени, в которых они существуют и
развиваются.
Субъективная сторона указывает на тот
факт, что по своей форме истина всегда
субъективна, поскольку при ее получении
в процессе познания происходит взаимодействие
объекта и субъекта познания, в котором
непосредственное участие принимает сознание
последнего.
Принято выделять истину абсолютную и
истину относительную. Абсолютной истиной
называют полное, неизменное, раз и навсегда
установленное знание о каком-либо предмете
или явлении. Однако в реальности подобное
практически недостижимо. В большинстве
случаев мы имеем дело с относительной
истиной (или истинами), представляющей
собой неполное, ограниченное, верное
лишь в определенных условиях знание,
которым обладает человек (человечество)
на данном этапе своего развития.
Практически любая истина по своему содержанию
объективна, а по форме — относительна.
Философы выделяют несколько видов истины:
обыденную (повседневную), научную (которая,
в свою очередь, подразделяется на истину
в области математики, физики, биологии,
химии, истории и т. д.), нравственную, художественную
и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют
видам знания.
Движущей силой процесса познания, а также
критерием истины является практика. Практика
представляет собой активную деятельность
человека во взаимодействии с окружающим
его материальным миром. Она характеризуется
следующими чертами:
а) целенаправленностью;
б) предметно-чувственным характером;
в) преобразованием окружающей действительности.
Целенаправленность проявляется в создании
людьми некоторых идеальных моделей, которые
они впоследствии стремятся воплотить
в окружающей действительности. Предметно-чувственный
характер отражает тот факт, что в процессе
практики человек непосредственно сталкивается
с материальными пред. метами окружающего
мира (в отличие, например, от мыслительной,
духовной деятельности, в рамках которой
такого контакта не происходит). И, как
следствие, преобразует, изменяет эти
предметы. Различают множество видов практики:
а) общественно-производственная (промышленное
и сельскохозяйственное производство;
изготовление продуктов потребления и
средств производства);
б) социально-политическая (создание государства,
формирование партий, реформы социальных
структур и органов управления, революционные
движения, забастовки и т. п.);
в) научно-экспериментаторская (социальный,
физический, химический, генетический
и другие виды эксперимента);
г) врачебная, или медицинская (хирургическая,
стоматологическая, терапевтическая и
т. д.);
д) семейно-бытовая, или повседневно-хозяйственная
(строительство и ремонт жилья, садоводство,
приготовление пищи и т. д.).
Эти формы практики являются основными,
поскольку они охватывают самые важные
сферы жизнедеятельности человека. Причем
тот или иной вид познания имеет в качестве
критерия истины соответствующую именно
ему форму практики.
Существуют и иные классификации.
По полученным результатам различают
практику созидательную (конструктивную)
и разрушительную (деструктивную). По содержанию
и назначению практика бывает стандартизованной
(стереотипно-механической), сопряженной
с многократным воспроизведением одного
и того же результата, и поисковой, нацеленной
на получение новой, познавательной информации.
В зависимости от субъекта деятельности
практика подразделяется на индивидуальную,
микрогрупповую, практику социального
слоя, клас-са, нации (народности), государства,
общества. Любая практика всегда имеет
социальный (общественный) характер.
В процессе практики изменяется не только
окружающая человека действительность,
но и сам индивид. Практика воздействует
на его органы чувств, сознание, мышление.
Происходит взаимообогащние индивида,
общества и природы.
Но практика противоречива в отношении
характера результатов познания: на ее
основе формируются разного рода заблуждения.
Заблуждением называют непреднамеренное
несоответствие каких-либо суждений или
понятий познаваемому объекту. Заблуждение
— это ложное знание, принимаемое за истинное.
Роль заблуждений в познании неоднозначна.
С одной стороны, — заблуждение уводит
познающего в сторону от истины, мешает
познанию. Но с другой стороны, оно может
способствовать созданию проблемных ситуаций,
служащих толчком для дальнейшего изучения
действительности.
Помимо практики существуют и другие критерии
истины, в частности, формально-логический,
который применяется в тех условиях, когда
нет возможности опереться на практику
(например, выявление логических противоречий
в математических рассуждениях).
Процесс открытия истины — долгий процесс.
Истины могут формироваться десятилетиями
и даже столетиями. Фактически истина
есть процесс, она находится в постоянном
развитии. Вместе с ней развивается и практика,
которая, несмотря ни на что, все-таки остается
наиболее надежным критерием установления
истины.
Сегодня наука является
основной формой человеческого познания.
В основе научного познания лежит
сложный творческий процесс мыслительной
и пред метно-практическрй деятельности
ученого. Общие правила данного
процесса, которые иногда называют
методом Декарта, можно сформулировать следу.
ющим образом:
1) ничего нельзя принимать за истинное,
пока оно не представляется ясным и отчетливым;
2) трудные вопросы необходимо делить на
столько частей, сколько нужно для разрешения;
3) начинать исследование надо с самых
простых и удобных для познания вещей
и постепенно переходить к познанию вещей
трудных и сложных;
4) ученый должен останавливаться на всех
подробностях, на все обращать внимание:
он должен быть уверен, что ничего не пропустил.
Выделяют два уровня научного познания:
эмпирический и теоретический. Главной
задачей эмпирического уровня научного
познания является описание предметов
и явлений, а основной формой получаемого
знания — эмпирический (научный) факт.
На теоретическом уровне происходит объяснение
изучаемых явлений, а получаемое знание
фиксируется в форме законов, принципов
и научных теорий, в которых раскрывается
сущность познаваемых объектов.
Основными принципами научного познания
являются:
1. Принцип причинности.
Содержание этого принципа может быть
передано известным высказыванием древнегреческого
философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает
беспричинно, но все возникает на каком-нибудь
основании в силу необходимости». Принцип
причинности означает, что возникновение
любых материальных объектов и систем
имеет некоторые основания в предшествующих
состояниях материи: эти основания называются
причинами, а вызываемые ими изменения
— следствиями. Все в мире связано друг
с другом причинно-следственными связями,
и задача науки — установить эти связи.
2 Принцип истинности научного знания
Истиной называется соответствие полученных
знании содержанию объекта познания. Истина
проверяется (доказывается) практикой.
Если научная теория подтверждена практикой,
следовательно ее можно признать истинной.
3. Принцип относительности научного знания
Согласно этому принципу любое научное
знание всегда относительно и ограничено
познавательными возможностями людей
в данный момент времени. Поэтому задача
ученого состоит не только в том, чтобы
познать истину, но и в том, чтобы установить
границы соответствия полученного им
знания действительности — так называемый
интервал адекватности, Основными методами,
используемыми в процессе — эмпирического
познания, являются метод наблюдения,
метод эмпирического описания и метод
эксперимента.
Наблюдение представляет собой целенаправленное
изучение отдельных предметов и явлений,
в ходе которого происходит получение
знания о внешних свойствах и признаках
изучаемого объекта. Наблюдение опирается
на такие формы чувственного познания,
как ощущение, восприятие, представление.
Итогом наблюдения является эмпирическое
описание, в процессе которого полученные
сведения фиксируются с помощью средств
языка либо в других знаковых формах. Особое
место среди вышеперечис-ленных методов
занимает метод эксперимента. Экспериментом
называется такой метод изучения явлений,
который осуществляется в строго определенных
условиях, причем последние могут при
необходимости воссоздаваться и контролироваться
субъектом познания (ученым).
Выделяются следующие виды эксперимента:
1) исследовательский (поисковый) эксперимент,
который направлен на обнаружение новых,
неизве ных науке явлений или свойств
предметов;
2) проверочный (контрольный) эксперимент,
в хо-де которого осуществляется проверка
каких-либо те оретических предположений
или гипотез;
3) физический, химический, биологический,
со циальный эксперименты и др.
Особым видом эксперимента считается
мыслительный эксперимент. В процессе
такого эксперимента заданные условия
являются воображаемыми но обязательно
соответствующими законам науки и правилам
логики. При проведении мыслительного
эксперимента ученый оперирует не реальными
объектами познания, а их мыслительными
образами или теоретическими моделями.
На этом основании данный вид эксперимента
относят не к эмпирическим, а к теоретическим
методам научного познания. Можно сказать,
что он является как бы связующим звеном
между двумя уровнями научного познания
— теоретическим и эмпирическим.
Из других методов, относящихся к теоретическому
уровню научного познания, можно выделить
метод гипотезы, а также формулирование
научной теории.
Сущностью метода гипотезы является выдвижение
и обоснование некоторых предположений,
с помощью которых можно дать объяснение
тем эмпирическим фактам, которые не укладываются
в рамки прежних объяснений. Целью проверки
гипотезы является формулирование законов,
принципов или теорий, объясняющих явления
окружающего мира. Такие гипотезы называются
объяснительными. Наряду с ними существуют
так называемые экзистенциальные гипотезы,
представляющие собой предположения о
существовании таких явлений, которые
еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре
будут открыты (примером такой гипотезы
может служить предположение о существовании
еще не открытых элементов периодической
таблицы Д. И. Менделеева).
На основе проверки гипотез происходит
построение научных теорий. Научной теорией
называется логически непротиворечивое
описание явлений окружающего мира, которое
выражено особой системой понятий. Любая
научная теория помимо описательной функции
выполняет еще и функцию прогностическую:
она помогает определить направление
дальнейшего развития общества, происходящих
в нем явлений и процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог сказанному, отметим, что многообразие эмоциональных явлений, сопутствующих человеческой жизни, – существенный фактор формирования сознания. Не всякая эмоция оказывает воздействие на процесс зарождения и укрепления сознания. Первоочередное значение здесь имеют так называемые смыслообразующие эмоции. По мере обучения и воспитания человека, вовлеченности его в общественную жизнь складывается иерархия мотивов. Происходит их осознание. Человек научается и подготавливает себя к тому, чтобы строить свое поведение в соответствии с мотивами, реализация которых способствует утверждению его как личности. Его притязания все более соотносятся с ценностными установками на достижение социально значимых результатов. Выработка способности к достижению этих результатов – процесс длительный и охватывает все стадии, которые переживает человек с момента рождения до достижения зрелости и, неизбежно, смерти. Формирование личности начинается с биологической связи – в ходе взаимоотношений ребенка и матери. Конечно, эти связи социально опосредуются. Так называемый социум входит в жизнь ребенка миром многих (или, напротив, скудным и ограниченным) предметов, вещей, игрушек. Образы первых предметов, которые запечатлеваются неосмысленным, всегда удивленным взором ребенка, нередко сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В ходе игры ребенок выясняет и познает функциональное значение его вещей и игрушек. Он естественным, как это ни удивительно, способом овладевает речью. И вначале устный язык придает все ускоряющийся ритм вызреванию индивидуального сознания. Кристаллизируется зерно отношений, формирующих личность. Постепенно образуются связи мотивов, позволяющие осознанно относиться к желаниям, выбору средств их достижения. Завязываются узлы личности. Все это происходит на фоне развития воли – одного из главных элементов личности. Дальнейшее становление личности сопровождается процессом целеобразвания. Проблема цели – одна из сложнейших и древнейших в истории философии. Не вдаваясь в ее обсуждение, отметим, что в вопросе о сознании различают конкретную цель деятельности – некий идеальный образ предмета (или результата) практической деятельности человека и абстрактную цель стремления, иными словами, представление о некоем идеале, для достижения которого осуществляется эта деятельность.