Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

Содержание работы

1. Введение
2. Сознание
2.1.Понятие сознания и его определение
2.2.Отличительные черты психики и сознания
2.3.Структура и источники сознания
2.4.Функции сознания
2.5.Активность сознания
2.6.Общественная природа сознания
3. Самосознание
3.1.Понятие самосознания
3.2.Структура и формы самосознания
3.3.Предметность и рефлективность самосознания
4. Заключение

Файлы: 1 файл

Философия 1курс Сознание и самосознание.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

1. Введение

2. Сознание 

2.1.Понятие сознания и  его определение 

2.2.Отличительные черты  психики и сознания 

2.3.Структура и источники  сознания 

2.4.Функции сознания 

2.5.Активность сознания 

2.6.Общественная природа  сознания 

3. Самосознание 

3.1.Понятие самосознания 

3.2.Структура и формы  самосознания 

3.3.Предметность и рефлективность  самосознания 

4. Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение 

 Человеческое сознание является  сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания  делает его объектом изучения  множества наук, среди которых  философия. Проблема сознания  всегда привлекала пристальное  внимание философов, ибо определение  места и роли человека в  мире, специфики его взаимоотношений  с окружающей действительностью  предполагает выяснение природы  человеческого сознания. Для философии  эта проблема важна и потому, что те или иные подходы  к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения  к бытию затрагивают исходные  мировоззренческие и методологические  установки любого философского  направления. Естественно, что  подходы эти бывают разные, но  все они, по существу, всегда  имеют дело с единой проблемой:  анализом сознания как специфически  человеческой формы регуляции  взаимодействия человека с действительностью.  Эта форма характеризуется, прежде  всего выделением человека как  своеобразной реальности, как носителя  особых способов взаимодействия  с окружающим миром, включая  управление им.        Такое понимание природы сознания  предполагает очень широкий спектр  вопросов, который делается предметом  исследования не только философии,  но и специальных гуманитарных  и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики,  кибернетики. Рассмотрение отдельных  аспектов сознания в рамках  этих дисциплин всегда опирается  на определенную философско-мировоззренческую  позицию в трактовке сознания. Центральным философским вопросом  всегда был и остается вопрос  об отношении сознания к бытию,  вопрос о тех возможностях, которые  предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую  возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению  к бытию означает, что бытие  выступает как более широкая  система, внутри которой сознание  является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом»  вписывания человека в эту  целостную систему бытия. Сознание  выступает как особая форма  отражения, регуляции и управления  отношением людей к окружающей  действительности, к самим себе  и своим способам общения, которые  возникают и развиваются на  основе практически- преобразовательной  деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание  с самого начала является общественным  продуктом. Оно возникает и  развивается только в совместной  деятельности людей в процессе  их труда и общения. 

 

 

 

 

 

 

2. Сознание 

2.1. Понятие сознания  и его определение 

 Психика есть способность  живых существ создавать чувственные  и обобщённые образы внешней  действительности и реагировать  на эти отображения сообразно  своим потребностям, а у человека  также соответственно его интересам,  целям и идеалам. Сознание является  частью психики, ибо в ней  происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные  процессы. Сознательными называются  такие психические явления и  действия человека, которые проходят  через его разум и волю, опосредуются  ими, которые, следовательно, совершаются  со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. 

 Перейдем к вопросу  о том, чем определяется, обусловливается  возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот  процесс, называют детерминантами  или детерминаторами. Внешними  детерминаторами сознания являются  природа и общество. Сознание  присуще лишь человеку, возникает  и развивается лишь в условиях  общественной жизни. Однако оно  обусловлено не только социально.  Внешняя действительность для  животного — природа; для человека  — природа и общество. Поэтому  сознание человека детерминировано  внешними факторами двояко: явлениями  и законами природы и общественных  отношений. В содержание сознания  входят мысли о природе и  обществе (а также о людях как  природных и общественных существах).  Природа в процессе органической  эволюции создала ту анатомическую  и физиологическую систему, без  коей невозможно сознание, как  продукт действия этой «машины». Но природа детерминирует сознание  не только генетически, создав  предпосылки сознания. Она действует  и в условиях общества, формируя  вторую сигнальную систему действительности  и изменяя характер действия  рецепторов и анализаторов сообразно  условиям общественной жизни.  Итак, вся телесная основа и  механизмы сознания созданы и  изменяются природой, как в условиях  животного, так и человеческого  существования. Хотя физиологическая  основа сознания и ее механизмы  и не входят в само содержание  сознания, т. е. в ту совокупность  мыслей и чувств, которая в  нем содержится, однако это содержание  обусловливается и определяется  не только характером внешних  явлений, но и устройством воспринимающего  их аппарата. Образ внешнего мира  отличается от самого внешнего  мира. Сознание есть субъективный  образ объективного мира.  Сознание  присуще только человеку и  возникло в условиях общественной  жизни. Лишь в последних условиях  развился человеческий разум  и его контроль над волей.  Именно общественная жизнь, основанная  на труде, создала человека  с его сознанием.  Таким образом,  говоря о сознании как единстве  двух детерминации, мы имеем в  виду органический и неразрывный  комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих  развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а  в единстве и взаимопроникновении.  Поэтому, занимаясь человеческим  сознанием, мы все время будем  иметь в виду не только факторы  чисто социальные, т. е. сверхличные,  но и факторы биологические,  подвластные в полной мере  законам органической природы,  а также факторы психологические,  подвластные двум указанным детерминаторам.  Сознание детерминировано не  только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено  еще действию законов нейрофизиологии  и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При  этом физиологическая обусловленность  сознания, будучи внутренней, в том   смысле, что она осуществляется  внутри организма, является объективной,  материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.  Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.  В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и более специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

 а) как производительную  силу, как природную «машину», производящую  продукт; 

б) как члена общества, т. е. как социальную единицу 

 в) как психологический,  разумно-эмоциональный комплекс  в отличие от машины,на которой  он работает.

 Как же можно определить  сознание?

 Сознание — это высшая, свойственная только людям и  связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном  и целенаправленном отражении  действительности, в предварительном  мысленном построении действий  и предвидении их результатов,  в разумном регулировании и  самоконтролировании поведения  человека.

 

 

 

 

 

2.2. Отличительные  черты психики и сознания 

Особенности человеческой психики  и сознания в большой степени  также проблема философская и  социологическая. При исследовании этих последних сторон сознания необходимо, учитывать достижения естественных и психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже  утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук. Не только познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в целом включают в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную. Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так  и на второй ступени, а также в  соотношениях и в «удельном весе»  этих двух форм. Обычное представление, что сознание человека отличается от психики животных лишь развитием  рациональной ступени, является, с нашей  точки зрения, неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в  чувственности. С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием  общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты  у человека; с другой стороны, чувственная  форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувственность  животных. Глаз художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроскопом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д., знают  о вещах и их свойствах несравненно  больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некоторых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как  нам кажется, считать первой отличительной  особенностью сознания человека.  Второй особенностью следует считать большую  роль в жизнедеятельности человека рациональной формы сознания сравнительно с чувственной. Все развитие культуры вело не только к тому, что действия человека становились все более  разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что  сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.  Третья особенность  сознания человека заключается в  совершенствовании качества этой рациональной ступени, состоящей:

а) в развитии все большей  широты и абстрактности обобщений;

 б) в уменьшении роли  в них чувственного элемента;

 в) во все большем  отходе абстракций от непосредственного  практического приложения.

 Указанные тенденции  характеризуют не только отличие  мышления человека сравнительно  с животными, но и сопутствуют  развитию цивилизации. Научное  мышление очищает сознание от  иллюзий и предрассудков, порождаемых  невежеством и поверхностными  обобщениями, Четвертая особенность  сознания связана с развитием  у человека особых, новых сравнительно  с животными форм рационального  познания: понятийного мышления  и связанной с ним членораздельной  речи, оценочного мышления и целевого  характера мышления и поведения. 

 Эти особенности человеческого  сознания также имеют свои  предпосылки в животном мире. Но в своей развитой форме  они присущи лишь человеку.  Отличительной особенностью сознания  человека является, наконец, развитие  общественного сознания, его сторон  и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Общественное  сознание есть не только достояние  всего человечества, но и входит  в содержание сознания каждого  человека.

 

2.3. Структура и  источники сознания 

 Понятие «сознание»  неоднозначно. В широком смысле  слова под ним имеют в виду  психическое отражение действительности  независимо от того, на каком  уровне оно осуществляется —  биологическом или социальном, чувственном  или рациональном. В более узком  и специальном значении под  сознанием подразумевают не просто  психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму  психического отражения действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой целостную  систему, состоящую из различных  элементов, находящихся между  собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее  отчетливо выделяются прежде  всего такие моменты как осознание  вещей, а также переживание,  т.е. определенное отношение к  содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает  прежде всего обогащение его  новыми знаниями об окружающем  мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные  уровни, глубину проникновения в  объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское,  эстетическое, религиозное осознание  мира, а также чувственный и.  рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,  мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают  его структурной полноты: оно  включает в себя и акт внимания  как свой необходимый компонент.  Именно, благодаря сосредоточенности  внимания определенный круг объектов  находится в фокусе сознания. Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности  включает в себя собственно  чувства, представляющие собой  отношения к внешним воздействиям. Чувства, эмоции суть компоненты  структуры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих  его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.  Перейдем теперь к вопросу  об источниках сознания. Этот  вопрос в течение длительного  времени был и остается предметом  анализа философов и естествоиспытателей.  Выделяют следующие факторы: Во-первых, внешний предметный и духовный  мир; природные, социальные и  духовные явления отражаются  в сознании в виде конкретно-чувственных  и понятийных образов. В самих  этих образах, нет самих этих  же предметов даже в уменьшенном  виде, нет ничего вещественно-субстратного  от этих предметов; однако в  сознании имеются их отображения,  их копии (или символы), несущие  в себе информацию о них,  об их внешней стороне или  их сущности. Такого рода информация  является результатом взаимодействия  человека с наличной ситуацией,  обеспечивающей его постоянный  непосредственный контакт с нею.  Вторым источником сознания является  социокультурная среда, общие  понятия, этические, эстетические  установки, социальные идеалы, правовые  нормы, накопленные обществом  знания; здесь и средства, способы,  формы  познавательной деятельности.  Третьим источником сознания  выступает весь духовный мир  индивида, его собственный уникальный  опыт жизни и переживаний: в  отсутствии  непосредственных внешних  воздействий человек способен  переосмысливать свое прошлое,  конструировать свое будущее  и т.п.  Четвертый источник сознания  — мозг как макроструктурная  природная система, состоящая  из множества нейронов, их связей  и обеспечивающая на клеточном  (или клеточно-тканевом) уровне организации  материи осуществление общих  функций сознания. Не только условно-рефлекторная  деятельность мозга, но и его  биохимическая организация воздействуют  на сознание, его состояние.  Отметим,  что при формировании актуального  содержания сознания все выделенные  источники сознания взаимосвязаны.  При этом внешние источники  преломляются через внутренний  мир человека; далеко не все,  идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание.  Мы  приходим к общему выводу, что  источником индивидуального сознания  являются не сами по себе  идеи и не сам по себе  мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое - предметный мир.  Определяющим во взаимоотношении  субъекта и объекта, сознания  и предмета, безусловно, является  бытие. Реальный образ жизни  человека, его бытие - вот что определяет его сознание. А мозг - это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального суб­страта — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Функции сознания 

Функции сознания — это  такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия. Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке. Отражательная функция  сознания, является самой общей и  всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные  с этой спецификой другие, более  специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение  между человеком и действительностью.  Сознание как отношение между  объектом и субъектом присуще  лишь человеку. У животных отсутствует  субъективная сторона отношения. Животное - непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает сам свою жизнедеятельность  предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность  — сознательная. Творческая функция  сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Жи­вотные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей  жизнедеятельности. Однако это изменение  нельзя считать творчеством, ибо  оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как  и вся практика в целом, имеет  своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так  как в этой деятельности, чело­век должен сознавать свое отделение  от объекта. В понятии отражения  фиксируется преимущественно воздействие  объекта на субъект, а и понятии  отношения применительно к сознанию — главным образом обратное воздействие  субъекта на объект. Творчество, как  и практика человека вообще, нетождественно с отражением как сущностью психического процесса. В своей сущности творчество есть акт сознательный. Твор­ческое  сознание является моментом перехода от отражения к практике. Отражение  в творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком, отличный от образа внешней действительности. Это образ того, что создает  человек, а не природа. Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого человеком). Как и творчество, оценка базируется на отражении, ибо, прежде чем  что-либо оценивать, надо знать, что  собой представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой отношения человека к действительности. В сознании отражается все, что ему  доступно по строению нейрофизиологического  аппарата и по степени развития технических  средств наблюдения и экс­перимента. Оценка же производит выбор из всего  того, что добывает знание. Оценивать  — это значит подходить к действительности с точки зрения того, что нужно  человеку. Это отношение особого  рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают  как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к  объекту оценки. Поэтому оценочная  функция сознания относительно самостоятельна, автономна.  Указанные функции  сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют служебную роль в отношении  к практике. Они, так сказать, подготовляют решения человека о том, как надо практически действовать. Они способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания. Сознание, как и вся психика человека в целом, существует в конечном счете  для практики, для регулирования  и управления поведением человека, его деятельностью. Регуляторное значение для осуществления действия образ  имеет уже в непосредственно  воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой свойства объекта по своей  значимости для организма различны: необходимые, полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера этих свойств осуществляются и различные  реакции организма.  Еще большее  значение имеют образы результата деятельности, образы ожидаемого. Эти образы направляют деятельность живого организма к  достижению ожидаемого результата. Наконец, в самом процессе деятельности происходит корректирование действия, если оно не обеспечивает достижения нужного результата. В производственной области функция управления различного рода машинами остается за человеком. Не менее важна роль сознания в области регулирования и управления социальными процессами, органами и учреждениями общества. Краткий обзор функций сознания свидетельствует о диалектическом их характере,  вытекающем из диалектической же природы сознания - как единства объективного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия внешнего мира и «обратной связи» субъекта с объектов.

Информация о работе Сознание и самосознание