Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.

Содержание работы

1. Введение
2. Сознание
2.1.Понятие сознания и его определение
2.2.Отличительные черты психики и сознания
2.3.Структура и источники сознания
2.4.Функции сознания
2.5.Активность сознания
2.6.Общественная природа сознания
3. Самосознание
3.1.Понятие самосознания
3.2.Структура и формы самосознания
3.3.Предметность и рефлективность самосознания
4. Заключение

Файлы: 1 файл

Философия 1курс Сознание и самосознание.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Активность  сознания 

 Активность сознания, как и его уже рассмотренные  функции, является реальным свойством  сознания, вытекающим из природы  последнего и «работающим» на  различных уровнях: сенсорном,  понятийном и социальном. Психика  вообще и сознание человека  в частности обладают рядом  свойств, проистекающих из их  назначения в процессе органической  эволюции и роли в обществен­ной  жизни. Из этих многообразных  качеств можно выделить два  атрибута психики: свойства отражения  и активности.  Отражение наиболее  адекватно выражает природу, сущность  психики, без коей невозможно  выполнение ее назначения как  орудия ориентировки организма  в его жизненных условиях; активность  же психики является основным  внутренним условием для осуществления  этого назначения. Для животного  важно не только получить сигнал  о присутствии пищи или врага,  но и схватить пищу или отразить  нападение врага. Отражение не  имело бы биологического смысла  без активности. Сознание человека  как высшая форма психики имеет  еще более сложное назначение  — преобразование внешнего и  внутреннего мира человека в  целях общественной жизни. Выполнение  этого объективного назначения  поднимает значение активности  сознания на неизмеримо большую  высоту, чем активность психики  животных. Последняя является основой  и элементарной формой активности, а активность сознания — ее  высшей формой. Проблема активности  сознания не только нейрофизиологическая  и психологическая, но и философская  проблема, связанная с самими  основами мировоззрения. В ряде  идеалистических теорий активность  рассматривается так же, как субстанциональное  качество «души», духовного начала, приводящего в движение косную  материю. Материалистическое мировоззрение,  отрицающее существование духовного  начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием  активности как свойства всего  живого. Активность, жизненность являются  свойствами всей природы. Поэтому  проблему активности вообще и  активность сознания необходимо  рассматривать в широком философском  смысле.  Из комплекса многообразных  источников активности сознания  следует выделить потребности,  интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порождают  активность, являются ее основаниями,  «генераторами» активности. Человек  действует либо на основании  потребностей своего тела, либо  на основании интересов и целей  своего общества, класса или другой  социальной группы, поскольку эти  интересы и цели стали его  собственными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию  требованиями общества, государства  или социального коллектива. Активность  сознания нельзя рассматривать  лишь в плане ее внешнего  проявления в деятельности. Всякая  деятельность опосредуется предварительно  сознанием, является результатом  этого опосредованно и не всегда  адекватна непосредственному воздействию.  Поэтому активность следует изучать  не только «снаружи», (т. е. как  действие, практику), но и «изнутри»  (т. е. как внутренние процессы  психики). Активность сознания выражается  как в форме внутреннего напряжения  сознания (сила мысли, чувств и  воли), так и в форме внешнего  ее проявления  (деятельности). Таким  образом, активность сознания  проявляется как в мышлении, так  и на практике.  Активность  сознания имеет свои предпосылки,  расположенные как бы в двух  «этажах». Внизу, в качестве первого  «этажа», находятся потребности  (естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы,  идеалы и т. д. Второй  «этаж»  составляют различные оценки, имеющие  своим основанием и критериями  социально-психические явления нижнего  «этажа».  Решение проблемы активности  сознания, взятой в ее гносеологическом  и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде  всего из различения внутренней  активности (активности сознания  и подсознательных факторов и  феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма  является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: потребности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как линейный ряд, так как в одних случаях внутренняя активность начинается непосредственно с чувственных импульсов, в других — с рациональных, познавательных процессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Общественная  природа сознания 

 Возникновение сознания  связано прежде всего с формированием  культуры на основе практически  - преобразовательной общественной  деятельности людей, с необходимостью  закрепления, фиксации навыков,  способов, норм этой деятельности  в особых формах отражения.  В этой включенности индивидуальных  действий в совместную коллективную  деятельность по формированию  и воспроизводству всех форм  культуры и заключаются принципиальные  основания общественной природы  человеческого сознания. Существо  общественного воздействия на  индивидуальную психику, приобщение  ее к общественному сознанию  и формирования в силу этого  приобщения индивидуального человеческого  сознания заключается не в  простом пассивном усвоении людьми  норм и представлений общественного  сознания, а в активном их включении  в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе  этой деятельности. К проблемной  ситуации человек подходит, ориентируясь  на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен  опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и  пр. человек рассматривает и оценивает  данную ситуацию с позиции  тех или иных норм, выступая  их носителем.  Осуществляя оценку  ситуации, человек вынужден фиксировать  свое отношение к действительности  и тем самым выделять себя  в качестве такового. Эта фиксация  определенной позиции по отношению  к заданной ситуации, выделение  себя как носителя такой позиции,  как субъекта соответствующего  ей активного отношения к ситуации  и составляет характерную черту  сознания как специфической формы  отражения.  Взгляд сознания на  мир - это всегда взгляд с  позиций этого мира культуры  и соответствующего ему опыта  деятельности. Отсюда и характерное  для всех видов сознания - практически-предметного,  теоретического, художественного, нравственного  и т.д. - своеобразное удвоение  отражения - фиксация непосредственно  данной ситуации и рассмотрение  ее с позиций общей нормы  сознания. Тем самым сознание  носит четко выраженный характер  целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления  всегда заключают в себе определенное  отношение к действительности. Эмоциональная  сфера индивидуальной психики,  такие специфически человеческие  чувства, как любовь, дружба, сопереживание  другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием  норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве  носителя определенного отношения  к этому миру, человек с самых  ранних этапов существования  культуры вынужден как-то в  своем сознании вписывать себя  в мир. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Самосознание 

Понятие самосознания

 Сознание предполагает  выделение субъектом самого себя  в качестве носителя определенной  активной позиции по отношению  к миру. Это выделение себя, отношение  к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым  компонентом всякого сознания, и  образует разные формы той  специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.  Самосознание есть определенная  форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение  и отличение человеком самого  себя, своего Я от всего, что  его окружает.  Самосознание - это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения,  интересов, своего положения в  обществе. В формировании самосознания  существенную роль играют ощущения  человеком своего собственного  тела, движений, действий.  Самосознание  есть сознание, направленное на  самого себя: это — сознание, делающее  своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки  зрения материалистической теории  познания — вот в чем состоит  главный философский вопрос проблемы  самосознания. Вопрос состоит в  выяснении специфики этой формы  сознания и познания. Эта специфика  определена, тем, что в акте  самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект  и объект, на сознание, которое  познает (субъект), и сознание, которое  познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным  для обычного мышления, является  очевидным и постоянно наблюдаемым  фактом.  Самосознание самим фактом  своего существования еще раз  доказывает  относительность различия  и противоположности объекта  и субъекта, неправильность представлений  о том, что в сознании все  субъективно. Факт самосознания  показывает, что разделение действительности  на объект и субъект не ограничивается  лишь отношением внешнего мира  к сознанию, но что и в самом  сознании имеется это деление,  выражающееся по меньшей мере  в двух формах: в соотношении  объективного и субъективного  в содержании сознания и в  форме разделения сознания на  объект и субъект в акте  самосознания.  Самосознание обычно  рассматривают лишь в плане  индивидуального сознания, как проблему  «Я». Однако самосознание, рассматриваемое  в широком философском аспекте,  включает в себя также и  аспект социологический. В самом  деле, говорим же мы о классовом  самосознании, о национальном самосознании  и т. п. Психологические науки,  изучающие явление сознания, представляют  собой также самосознание людей  и самопознание человеком человека.  Таким образом, самосознание выступает  и в форме индивидуального  и в форме социального самосознания. Наибольшую гносеологическую трудность  представляет собой индивидуальное  самосознание. Ведь самосознание  общества является либо познанием  общественных явлений (форм общественного  сознания, личности и пр.) отдельными  людьми, учеными, либо изучением  сознания всех людей теми же  отдельными людьми (этим занимается  психологическая наука). В обоих  случаях мы не выходим из  рамок обычного соотношения общего  и отдельного, соотношения между  объектом (обществом) и субъектом  (человеком, отдельными людьми). В  индивидуальном же самосознании  перед нами факт раздвоения  сознания этого отдельного человека на объект и субъект. Идеалистическая философия и психология рассматривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное сознание и самосознание.  Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта. Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют между собой или с внешним миром.  Однако способность «я» в процессе самосознания отвлекаться от всех  переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта. Проблема внутреннего тождества «я», единства самосознания была предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта. Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью сознания или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Структура и формы  самосознания.

Самосознание - динамичное исторически  развивающееся образование, выступающее  на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности  в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.  Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.  Однако самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

4.Предметность  и рефлексивность самосознания 

 Самосознание существует  не только в различных формах  и на разных уровнях, но и  в разной степени проявленности  и развернутости. Когда человек  воспринимает какую-то группу  предметов, то с этим необходимо  связано осознание «схемы тела»,  места, которое занимает его  тело в системе других предметов  и их пространственных и временных  характеристик, осознания отличия  сознания этого человека от  воспринимаемых им предметов  и т.д. Однако все эти факты  сознания находятся в данном  случае не в его «фокусе», а  как бы на его «периферии».  Непосредственно сознание человека  нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его  познавательный процесс не входят  непосредственно в круг предметов  его сознательного опыта. Самосознание  в этом случае выражается как  бы «неявным» образом. Явные  формы самосознания, когда те  или иные феномены сознания  становятся предметом специальной  аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Рефлексия  - размышление личности о самой  себе, когда она вглядывается  в сокровенные глубины, своей  внутренней духовной жизни. Не  рефлексируя, человек не может  осознать того, что происходит  в его душе, в его внутреннем  духовном мире. Уровни рефлексии,  могут быть весьма разнообразными  — от элементарного самосознания  до глубоких раздумий над смыслом  своего бытия, его нравственным  содержанием. Важно отметить, что рефлексия - это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания. Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету - реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.  Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.

Информация о работе Сознание и самосознание