2.5. Активность
сознания
Активность сознания,
как и его уже рассмотренные
функции, является реальным свойством
сознания, вытекающим из природы
последнего и «работающим» на
различных уровнях: сенсорном,
понятийном и социальном. Психика
вообще и сознание человека
в частности обладают рядом
свойств, проистекающих из их
назначения в процессе органической
эволюции и роли в общественной
жизни. Из этих многообразных
качеств можно выделить два
атрибута психики: свойства отражения
и активности. Отражение наиболее
адекватно выражает природу, сущность
психики, без коей невозможно
выполнение ее назначения как
орудия ориентировки организма
в его жизненных условиях; активность
же психики является основным
внутренним условием для осуществления
этого назначения. Для животного
важно не только получить сигнал
о присутствии пищи или врага,
но и схватить пищу или отразить
нападение врага. Отражение не
имело бы биологического смысла
без активности. Сознание человека
как высшая форма психики имеет
еще более сложное назначение
— преобразование внешнего и
внутреннего мира человека в
целях общественной жизни. Выполнение
этого объективного назначения
поднимает значение активности
сознания на неизмеримо большую
высоту, чем активность психики
животных. Последняя является основой
и элементарной формой активности,
а активность сознания — ее
высшей формой. Проблема активности
сознания не только нейрофизиологическая
и психологическая, но и философская
проблема, связанная с самими
основами мировоззрения. В ряде
идеалистических теорий активность
рассматривается так же, как субстанциональное
качество «души», духовного начала,
приводящего в движение косную
материю. Материалистическое мировоззрение,
отрицающее существование духовного
начала как особой субстанции,
неразрывно связано с признанием
активности как свойства всего
живого. Активность, жизненность являются
свойствами всей природы. Поэтому
проблему активности вообще и
активность сознания необходимо
рассматривать в широком философском
смысле. Из комплекса многообразных
источников активности сознания
следует выделить потребности,
интересы, цели и убеждения человека.
Перечисленные явления порождают
активность, являются ее основаниями,
«генераторами» активности. Человек
действует либо на основании
потребностей своего тела, либо
на основании интересов и целей
своего общества, класса или другой
социальной группы, поскольку эти
интересы и цели стали его
собственными убеждениями, либо,
наконец, побуждаемый к действию
требованиями общества, государства
или социального коллектива. Активность
сознания нельзя рассматривать
лишь в плане ее внешнего
проявления в деятельности. Всякая
деятельность опосредуется предварительно
сознанием, является результатом
этого опосредованно и не всегда
адекватна непосредственному воздействию.
Поэтому активность следует изучать
не только «снаружи», (т. е. как
действие, практику), но и «изнутри»
(т. е. как внутренние процессы
психики). Активность сознания выражается
как в форме внутреннего напряжения
сознания (сила мысли, чувств и
воли), так и в форме внешнего
ее проявления (деятельности). Таким
образом, активность сознания
проявляется как в мышлении, так
и на практике. Активность
сознания имеет свои предпосылки,
расположенные как бы в двух
«этажах». Внизу, в качестве первого
«этажа», находятся потребности
(естественные, искусственные и культурные),
интересы (общечеловеческие, общеисторические,
возрастные и конкретно-исторические:
классовые, национальные и пр.)
и связанные с ними цели, нормы,
идеалы и т. д. Второй «этаж»
составляют различные оценки, имеющие
своим основанием и критериями
социально-психические явления нижнего
«этажа». Решение проблемы активности
сознания, взятой в ее гносеологическом
и социологическом аспектах, должно,
по нашему мнению, исходить прежде
всего из различения внутренней
активности (активности сознания
и подсознательных факторов и
феноменов) и внешней активности
(деятельности, практики). Первая форма
является предпосылкой и подготовкой
второй. Внутренняя активность в свою
очередь состоит из ряда звеньев: потребности,
интересы, цели и пр.; познание — оценка
предыдущих факторов; волевые процессы,
направленные на действие. Эти звенья
нельзя рассматривать как линейный ряд,
так как в одних случаях внутренняя активность
начинается непосредственно с чувственных
импульсов, в других — с рациональных,
познавательных процессов. Но во всех
случаях все эти процессы, протекающие
в сознании, определяют степени и формы
внешней активности. Ценностное отношение
также во всех (или в большинстве) случаях
остается ближайшим звеном перехода к
практике.
2.6. Общественная
природа сознания
Возникновение сознания
связано прежде всего с формированием
культуры на основе практически
- преобразовательной общественной
деятельности людей, с необходимостью
закрепления, фиксации навыков,
способов, норм этой деятельности
в особых формах отражения.
В этой включенности индивидуальных
действий в совместную коллективную
деятельность по формированию
и воспроизводству всех форм
культуры и заключаются принципиальные
основания общественной природы
человеческого сознания. Существо
общественного воздействия на
индивидуальную психику, приобщение
ее к общественному сознанию
и формирования в силу этого
приобщения индивидуального человеческого
сознания заключается не в
простом пассивном усвоении людьми
норм и представлений общественного
сознания, а в активном их включении
в реальную совместную деятельность,
в конкретные общения в процессе
этой деятельности. К проблемной
ситуации человек подходит, ориентируясь
на определенные нормы сознания,
в которых закреплен, отражен
опыт культуры - производственный, познавательный,
нравственный, опыт общения и
пр. человек рассматривает и оценивает
данную ситуацию с позиции
тех или иных норм, выступая
их носителем. Осуществляя оценку
ситуации, человек вынужден фиксировать
свое отношение к действительности
и тем самым выделять себя
в качестве такового. Эта фиксация
определенной позиции по отношению
к заданной ситуации, выделение
себя как носителя такой позиции,
как субъекта соответствующего
ей активного отношения к ситуации
и составляет характерную черту
сознания как специфической формы
отражения. Взгляд сознания на
мир - это всегда взгляд с
позиций этого мира культуры
и соответствующего ему опыта
деятельности. Отсюда и характерное
для всех видов сознания - практически-предметного,
теоретического, художественного, нравственного
и т.д. - своеобразное удвоение
отражения - фиксация непосредственно
данной ситуации и рассмотрение
ее с позиций общей нормы
сознания. Тем самым сознание
носит четко выраженный характер
целенаправленного отражения действительности;
его нормы, установки, представления
всегда заключают в себе определенное
отношение к действительности. Эмоциональная
сфера индивидуальной психики,
такие специфически человеческие
чувства, как любовь, дружба, сопереживание
другим людям, гордость и т.д.,
также воспитываются под воздействием
норм и идеалов человечества.
Выделяя себя из мира в качестве
носителя определенного отношения
к этому миру, человек с самых
ранних этапов существования
культуры вынужден как-то в
своем сознании вписывать себя
в мир.
3. Самосознание
Понятие самосознания
Сознание предполагает
выделение субъектом самого себя
в качестве носителя определенной
активной позиции по отношению
к миру. Это выделение себя, отношение
к себе, оценка своих возможностей,
которые являются необходимым
компонентом всякого сознания, и
образует разные формы той
специфической характеристики человека,
которая именуется самосознанием.
Самосознание есть определенная
форма реального явления - сознания.
Самосознание предполагает выделение
и отличение человеком самого
себя, своего Я от всего, что
его окружает. Самосознание - это
осознание человеком своих действий,
чувств, мыслей, мотивов поведения,
интересов, своего положения в
обществе. В формировании самосознания
существенную роль играют ощущения
человеком своего собственного
тела, движений, действий. Самосознание
есть сознание, направленное на
самого себя: это — сознание, делающее
своим предметом, объектом сознание.
Как это возможно с точки
зрения материалистической теории
познания — вот в чем состоит
главный философский вопрос проблемы
самосознания. Вопрос состоит в
выяснении специфики этой формы
сознания и познания. Эта специфика
определена, тем, что в акте
самосознания сознание человека,
будучи субъективной формой действительности,
само раздваивается на субъект
и объект, на сознание, которое
познает (субъект), и сознание, которое
познается (объект). Такое раздвоение,
как оно ни кажется странным
для обычного мышления, является
очевидным и постоянно наблюдаемым
фактом. Самосознание самим фактом
своего существования еще раз
доказывает относительность различия
и противоположности объекта
и субъекта, неправильность представлений
о том, что в сознании все
субъективно. Факт самосознания
показывает, что разделение действительности
на объект и субъект не ограничивается
лишь отношением внешнего мира
к сознанию, но что и в самом
сознании имеется это деление,
выражающееся по меньшей мере
в двух формах: в соотношении
объективного и субъективного
в содержании сознания и в
форме разделения сознания на
объект и субъект в акте
самосознания. Самосознание обычно
рассматривают лишь в плане
индивидуального сознания, как проблему
«Я». Однако самосознание, рассматриваемое
в широком философском аспекте,
включает в себя также и
аспект социологический. В самом
деле, говорим же мы о классовом
самосознании, о национальном самосознании
и т. п. Психологические науки,
изучающие явление сознания, представляют
собой также самосознание людей
и самопознание человеком человека.
Таким образом, самосознание выступает
и в форме индивидуального
и в форме социального самосознания.
Наибольшую гносеологическую трудность
представляет собой индивидуальное
самосознание. Ведь самосознание
общества является либо познанием
общественных явлений (форм общественного
сознания, личности и пр.) отдельными
людьми, учеными, либо изучением
сознания всех людей теми же
отдельными людьми (этим занимается
психологическая наука). В обоих
случаях мы не выходим из
рамок обычного соотношения общего
и отдельного, соотношения между
объектом (обществом) и субъектом
(человеком, отдельными людьми). В
индивидуальном же самосознании
перед нами факт раздвоения
сознания этого отдельного человека
на объект и субъект. Идеалистическая
философия и психология рассматривает
это раздвоение как наличие в сознании
особой субстанции, чистой субъективности
(«духа», «души»), делающей своим предметом
всю остальную субъективность, т. е. совокупность
всех текучих явлений сознания. Материалистическая
философия, психология, физиология и психопатология
накопили уже большой материал для научного
объяснения явления самосознания, его
генезиса и психологического механизма.
Материалисты, отвергая мистическую трактовку
самосознания, считают самосознание одной
из форм сознания, имеющей те же гносеологические
корни, что и сознание в целом. Они различают
две формы сознания: предметное сознание
и самосознание. Имеются и социальные
предпосылки самосознания. Самосознание
не является созерцанием собственного
изолированного индивида, оно возникает
в процессе общения. Общественная обусловленность
формирования самосознания заключается
не только в непосредственном общении
людей друг с другом, в их оценочных отношениях,
но и в формулировании требований общества,
предъявляемых к отдельному человеку
в осознании самих правил взаимоотношения.
Человек осознает себя не только посредством
других людей, но и через созданную им
материальную и духовную культуру. Самосознание
в процессе жизни человека развивается
не только на базе «органических ощущений
и чувств», но и на основе его деятельности,
в которой человек выступает творцом созданных
им предметов, что развивает в нем сознание
различия субъекта и объекта. Материалистическое
понимание самосознания основывается
на том положении, что в человеческом «я»,
взятом в его психологическом плане, «нет
ничего, кроме психических событий и связей,
которые они имеют между собой или с внешним
миром. Однако способность «я» в процессе
самосознания отвлекаться от всех
переживаемых им состояний (от ощущений
до мышления), способность рассмотрения
субъектом всех этих состояний в качестве
объекта наблюдения ставит вопрос о различении
текучих и стационарных, устойчивых сторон
содержания сознания. Это различение представляет
собой явление внутреннего опыта. Наряду
с постоянно меняющимся содержанием сознания,
вызываемым изменениями внешнего и внутреннего
мира, в сознании имеется момент устойчивый,
относительно постоянный, вследствие
которого человек сознает, отличает себя
как субъекта от меняющегося объекта.
Проблема внутреннего тождества «я», единства
самосознания была предметом размышлений
многих философов, в том числе И. Канта,
выдвинувшего учение о трансцендентальном
единстве апперцепции, т. е. об единстве
познавательного опыта. Следует затронуть
и вопрос: что возникает раньше — предметное
сознание или самосознание? Иначе, является
ли самосознание предпосылкой и низшей
ступенью сознания или продуктом развитого
сознания, его высшей формой. Во второй,
более общей формулировке, он представляет
известный интерес и для философии. Самосознание—это
процесс, проходящий различные ступени
развития. Если взять самосознание в его
первичных, элементарных формах, то оно
уходит далеко в область органической
эволюции и предшествует человеческому
сознанию, является одной из его предпосылок.
Если же рассматривать самосознание в
его наиболее развитых формах как один
из признаков класса или личности и разуметь
под ним понимание классом или личностью
своей роли в общественной жизни, призвания,
смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание
стоит ваше сознания в общем смысле этого
слова, является формой общественного
сознания.
3.2.Структура и формы
самосознания.
Самосознание - динамичное исторически
развивающееся образование, выступающее
на разных уровнях и в разных формах.
Первой его формой, которую иногда
называют самочувствием, является элементарное
осознание своего тела и его вписанности
в мир окружающих вещей и людей.
Оказывается, что простое восприятие
предметов в качестве существующих вне
данного человека и независимо от его
сознания уже предполагает определенные
формы самоотнесенности, т.е. некоторый
вид самосознания. Для того чтобы увидеть
тот или иной предмет как нечто существующее
объективно, в сам процесс восприятия
должен быть как бы «встроен» определенный
механизм, учитывающий место тела человека
среди других тел - как природных, так и
социальных - и изменения, которые происходят
с телом человека в отличие от того, что
совершается во внешнем мире. Следующий,
более высокий уровень самосознания связан
с осознанием себя в качестве принадлежащего
тому или иному человеческому сообществу,
той или иной социальной группе. Самый
высокий уровень развития этого процесса
- возникновение сознания «Я» как совершенно
особого образования, похожего на «я»
других людей и вместе с тем в чем-то уникального
и неповторимого, могущего совершать свободные
поступки и нести за них ответственность,
что с необходимостью предполагает возможность
контроля над своими действиями и их оценку.
Здесь необходимо оттенить такой аспект,
как сознательность. Сознательность характеризуется
прежде всего тем, в какой мере человек
способен осознавать общественные последствия
своей деятельности. Чем большее место
в мотивах деятельности занимает понимание
общественного долга, тем Выше уровень
сознательности. Сознательным считается
человек, способный правильно понять действительность
и, сообразуясь с этим, управлять своими
поступками. Сознательность - неотъемлемое,
свойство душевно здоровой человеческой
личности. Возможность понимания последствий
поступка резко снижена и даже отсутствует
полностью у детей, а также у душевнобольных.
Сознательность суть нравственно-психологическая
характеристика действий личности, которая
основывается на сознании и оценке себя,
своих возможностей, намерений и целей.
Однако самосознание - это не только разнообразные
формы и уровни самопознания. Это также
всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание
предполагает сопоставление себя с определенным,
принятым данным человеком идеалом «я»,
вынесение некоторой самооценки - как
следствие - возникновение чувства удовлетворения
или же неудовлетворения собой. «Зеркало»
в котором человек видит самого себя и
с помощью которого он начинает относиться
к себе как к человеку, то есть вырабатывает
формы самосознания, - общество других
людей. Самосознание рождается не в результате
внутренних потребностей изолированного
сознания, а в процессе коллективной практической
деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.
4.Предметность
и рефлексивность самосознания
Самосознание существует
не только в различных формах
и на разных уровнях, но и
в разной степени проявленности
и развернутости. Когда человек
воспринимает какую-то группу
предметов, то с этим необходимо
связано осознание «схемы тела»,
места, которое занимает его
тело в системе других предметов
и их пространственных и временных
характеристик, осознания отличия
сознания этого человека от
воспринимаемых им предметов
и т.д. Однако все эти факты
сознания находятся в данном
случае не в его «фокусе», а
как бы на его «периферии».
Непосредственно сознание человека
нацелено на внешние предметы.
Тело человека, его сознание, его
познавательный процесс не входят
непосредственно в круг предметов
его сознательного опыта. Самосознание
в этом случае выражается как
бы «неявным» образом. Явные
формы самосознания, когда те
или иные феномены сознания
становятся предметом специальной
аналитической деятельности субъекта,
носят название рефлексии. Рефлексия
- размышление личности о самой
себе, когда она вглядывается
в сокровенные глубины, своей
внутренней духовной жизни. Не
рефлексируя, человек не может
осознать того, что происходит
в его душе, в его внутреннем
духовном мире. Уровни рефлексии,
могут быть весьма разнообразными
— от элементарного самосознания
до глубоких раздумий над смыслом
своего бытия, его нравственным
содержанием. Важно отметить, что рефлексия
- это всегда не просто осознание того,
что есть в человеке, а всегда одновременно
и переделка самого человека, попытка
выйти за границы того уровня развития
личности, который был достигнут. Сама
рефлексия над состояниями сознания, особенностями
той или иной личности всегда возникает
в контексте сознаваемой или несознаваемой
задачи перестройки системы сознания
и личности. Когда человек сознает себя
как «я» с такими-то особенностями, он
превращает в устойчивый предмет некоторые
до того текучие и как бы «распыленные»
моменты своей психической жизни. Человек
рефлективно анализирует себя в свете
того или иного идеала личности, выражающего
его тип отношения к другим людям. Когда
человек анализирует себя, пытается дать
отчет в своих особенностях, размышляет
над своим отношением к жизни, стремится
заглянуть в тайники собственного сознания,
он тем самым хочет как бы «обосновать»
себя, лучше укоренить систему собственных
жизненных ориентиров, от чего-то в себе
навсегда отказаться, в чем-то еще более
укрепиться. В процессе и результате рефлексии
происходит изменение и развитие индивидуального
сознания. Не следует, однако, думать, что
образ самого себя, который творит человек
в разных формах самосознания, всегда
адекватен своему предмету - реальному
человеку и его сознанию. Между ними может
существовать разрыв, возможность которого
особенно велика как раз на стадии развернутого
явного самосознания в виде рефлексии.
Однако этот разрыв может быть и в элементарных
формах самосознания, самостроительстве,
самоопределении личности. Важно подчеркнуть,
что самосознание не только возникает
в процессе совместной деятельности и
общения с другими людьми и генетически
связано с отношением к себе с «точки зрения
другого», но и что оно постоянно проверяется,
корректируется, исправляется и развивается
в ходе включения человека в систему межчеловеческих
отношений.