Сознание как философская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.
Сознание — это выевшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Содержание работы

Введение
1. Специфика философского подхода к проблеме сознания
2. Современные концепции происхождения и сущности сознания
3. Сознание и язык, их взаимосвязь
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 34.49 Кб (Скачать файл)

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «МОСКОВКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ  
имени К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

В Г. РЯЗАНИ

 

 

 

 

 

 

                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

                 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

 

   НА ТЕМУ: «Сознание как философская проблема»

 

 

 

 

                                                                           ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА ИНСТИТУТА ТМ

НАПРАВЛЕНИЯ 260800.62

ГРУППЫ 223

Баранова А.Ю.                ШИФР 2-2603-260800.62-12/003263

 

 

ПРОВЕРИЛ:   

                                      

                                           

                    

                           

                                          РЯЗАНЬ – 2013

 

 

Содержание

 

Введение

1. Специфика философского подхода к проблеме сознания

2. Современные концепции происхождения и сущности сознания

3. Сознание и язык, их взаимосвязь

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо  определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений  с окружающей его действительностью  предполагает выяснение природы  человеческого сознания. Для философии  эта проблема важна и потому, что  те или иные подходы к вопросу  о сущности сознания, о характере  его отношения к бытию затрагивают  исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти  бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и  управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма  характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении  сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего  сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Бытие человека в мире всегда связано  с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого  бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью  выступают как более широкая  система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему  бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы  сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность  человеческого сознания по отношению  к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе.

Разрабатываемые сознанием идеальные  планы деятельности, его программы  и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые  «незапрограммированные» слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит  за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается  богаче содержания исходных представлений  сознания. Вместе с тем это расширение «бытийного горизонта» осуществляется в деятельности, стимулируемой и  направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой  природы, то сознание выступает как  свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость  проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в  процессе его эволюции. Человек сознает  при помощи мозга, но сознание - не функция  мозга самого по себе, а функция  определенного, специфического типа взаимоотношения  общественно развитого человека с миром.

Сознание возникает и развивается  в совместной деятельности людей, в  процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной  окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в  их индивидуальной психике.

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать  и представление о самосознании. Самосознание — это сознание человеком  своих действий, чувств, мыслей, мотивов  поведения, интересов, своего положения  в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком  своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим  собой лишь во взаимодействии с другими  людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское  понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни  человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции  его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Сознание — это выевшая, свойственная только людям и связанная с  речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

 

 

1. Специфика философского подхода к проблеме сознания

 

Тайну человеческого сознания пытаются постичь представители многих наук - философии, психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, психиатрии. Так, изучением механизмов сознания, его внутренних причинных, структурных, функциональных связей занимается психология. В философии сознание рассматривается  как способность человека, соотнесенная с его бытием в мире. Поэтому  философия стремится познать  сущность сознания, причины его возникновения  и развития. Сознание- это то, благодаря чему человеку дан внешний мир и он сам; его тело, мысли, чувства, переживания. Сознание не существует как отдельный предмет, а поэтому познать его адекватно невозможно естественно-научным методом. Мысли, чувства, представления и волнения сопровождают человеческое освоение мира и проходят через его сознание. Сознание нельзя рассматривать вне его содержательной связи с миром, с историей человечества: вне этой связи оно не существует. Сознание, приводя в связь мысли, чувства, и переживания, делает их «моими»Вне такой связи сознание также не существует.

Благодаря сознанию, как своеобразному  центру, мир упорядочивается, структурируется. Содержание сознания фиксируется в  определенной картине мира и образе самого человека. Сознание неразрывно с самосознанием: это акт, благодаря  которому сознание проясняет свое собственное  содержание и структуру связи  с явлениями и событиями внешнего мира.

История философской мысли доносит  до нас разные представления о  сознании. Натурфилософы древней  Греции понимали под ним проявление той или иной стихии: так, у Фалеса – это вода, у Анаксимена –  воздух, у Гераклита – огонь, у  Демокрита, Левкиппа и Эпикура сознание, душа – это разновидность атомов, которые со смертью тела рассеиваются.

Но уже Сократ, затем и Платон отмечают различие между проявлением  сознания и материального мира. Платон разрабатывает учение о мире умопостигаемых сущностей (мире идей) и мире чувственно воспринимаемых вещей (мире материи ). Мир идей онтологически оказывается первичным, определяющим, мир вещей – вторичным. Мир вещей – лишь слабое отражение мира идей. Тело человека принадлежит миру вещей, а сознание , душа – миру идей. После смерти человека его душа возвращается в мир идеальных сущностей, где пребывает до следующего материального воплощения.

В древнегреческой философии не было понятия «сознания», но четко  различались «нус» – ум (индивидуальное мышление) и «псюхэ» - душа (индивидуальное сознание человека). Подобное разграничение делал Аристотель. Однако в его учении нет такого разрыва между материей и сознанием, как у Платона. То и другое принадлежит одному миру , над которым торжествует высший ум – Нус. Ум и душа в учении Аристотеля относятся к форме . т.е. к организующему, одушевляющему, движущему материю началу.

Философы античности понимали, что  сознание связывает человека с миром.

Форму этой связи они передали с  помощью метафоры вощеной дощечки : как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечки разума». Таким образом, античность открыла только объективную сторону сознания, его направленность на внешней объект. Внутренняя сторона сознания, т.е. направленность на внутренний мир самого человека, была осмыслена христианством.

Христианский человек стремится  преобразить свой мир по образу и  подобию Божественного. Начиная с Августина сознание человека, рассматривается как такое состояние, в котором «Я» человека живет раздвоенной жизнью: ему постоянно приходится соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь по образу и подобию Божьему.

В Новое время проблема сознания осмысливалась сквозь призму антропоцентризма. Освобожденное от власти и опеки  Божественное сознание стало рассматриваться как состояние личности, субъекта.

Сознание само творит и оформляет  для познания мир явлений (априоризм  И. Канта). Так возникла идеалистическая  трактовка сознания.

Другим следствием отказа от Божественной природы сознания, от принад-лежности человека двум мирам земному и неземному, стала естественнонаучная интерпретация сознания как функции мозга. Человек объясняет свое происхождение только из природы, согласившись впоследствии с учением Дарвина о происхождении человека от обезьяны.

Немецкая классическая философия  отвергла вульгарноматериалистическое понимание сознания и, напротив, исследовала различные уровни его организации, диалектику чувственного и рационального, показала активность сознания. Гегель, опираясь на принцип историзма, разработал концепцию социально-исторической природы сознания. Сознание человека – субъективный дух, являющийся одним из этапов процесса саморазвития, самопознания надмировой абсолютной идеи.

Философия марксизма (диалектический материализм) дала свое понимание сознания, исходя не только из идей немецких философов, но и французских материалистов XVIII в., а также опираясь и на представления  о сознании, выработанное физиологией  и психологией XIX в. Сознание в марксизме  предстает не только как функция  мозга, но и как идеальное отражение  объективной реальности, субъективный образ объективного мира.

В современной философии проблема сознания осмысливается в единстве трёх аспектов: гносеологического, аксиологического и онтологического. (См. Философия  учеб. пособие изд. 2-ое. – Ростов н/ Дону, «Феникс», 2000. Гл. VI).

Традиция гносеологической интерпретации  сознания сформировалась в Новое  время. Сознание отождествляется с  познанием внешнего и внутреннего  миров: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для  него, это- знание» (К. Маркс).

В создании содержится «вся боль мира», а не всё знание о мире (советский философ Э. В. Ильенков). Именно поэтому человек способен к душевному страданию.

Если бы мир прямо и непосредственно  отражался в головах людей, то, видимо, картина мира оставалась бы неизменной, точнее, лишь более менее полной с информационной стороны.

Онтологический аспект проблем  сознания фиксирует не отношение  человека к миру, а бытие человека в мире. В процессе бытия в мире формируются схемы восприятия первичные  образы, которые делают возможным  познание, знание, выбор жизненной  позиции.

 

2. Современные концепции происхождения  и сущности сознания

 

Основными подходами к проблеме сознания в современной философии  являются деятельностный (марксистский), космопланетарный, психоаналитический.

Марксистская концепция рассматривает  сознание как высшую форму отражения, связанную с деятельностью головного  мозга, как продукт высокоорганизованной материи. Отражение- это универсальное свойство материальных тел оставлять «след», «опечаток» от взаимодействия друг с другом. Сознание как высшую форму отражения отличают такие черты, как обобщённость, оценочный характер, целенаправленность и конструктивно-творческий характер. Среди факторов, повлиявших на возникновение сознания, марксизм выделяет три основных: труд, коллективность, язык. В процессе использования, обработки орудий труда закреплялись и запоминались основные навыки знания и передавались от поколения к поколению. Фактор коллективности предполагал возможность возникновения и развития сознания человека только в среде ему подобных. Общаясь друг с другом, люди получали и накапливали необходимые навыки и опыт и передавали их из поколения в поколение. Язык рассматривается в марксизме как важнейшее средство мышления, накопления и передачи опыта, знаний, средство коммуникации между людьми. Таким образом, сознание – это «процесс, регулируемый в своём движении не субъективно- психологическими установками отдельных (хотя бы и гениальных людей), а всеобщими механизмами социальной деятельности людей». (К. Маркс).

Иного взгляда на проблему сознания придерживаются различные теории психоанализа, которые показывают роль бессознательного в сознательной жизни человека. Психическая  жизнь, которая совершается без  участия сознания, вне контроля разума обозначается понятием бессознательного. Основателем учения о бессознательном считается австрийский психиатр З. Фрейд. Он обнаружил, что бессознательное выступает в качестве скрытой причины сознательных действий людей. Сознание человека обусловлено факторами, которые не представлены в опыте сознания. Открытие Фрейда – это третья революция (после Коперника и Дарвина), нанесшая удар по самолюбию человека, уверенному в безграничности и автономности своего разума.

Информация о работе Сознание как философская проблема