Сознание как философская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить сознание как философскую проблему.
Задачи работы:
- изучить специфику философского подхода к проблеме сознания;
- рассмотреть современные концепции происхождения и сущности сознания;
- изучить сознание и язык, и их взаимосвязь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
1. Сознание как философская проблема ………………………………...….4
1.1 Специфика философского подхода к проблеме сознания………....…..4
1.2 Современные концепции происхождения и сущности сознания..…….8
1.3 Сознание и язык, их взаимосвязь……………………………………….11
Заключение………………………………………………………………….. 13
Список литературы………………………………………………………. …14

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 39.63 Кб (Скачать файл)

Однако, архетипы - это не только негативные врождённые установки и цели группового поведения. Они вобрали в себя и весь положительный опыт совместной жизни людей в окружающем мире, зафиксировали неразрывность, органическое единство человека и мира.  Огромные сферы обыденной жизни наций и народов строятся бессознательно, по модели архетипов. Эти первичные образы в отшлифованном виде предстают в героях и в ситуациях, описанных в мифах, сказках, эпосе, и задают архетипические глубинные программы поведения и восприятия жизни и мира в целом. Юнг считал, что учение о бессознательном должно подтолкнуть человека к переосмыслению своего образа, который сложился в эпоху Возрождения, т.е. отказаться от принципа антропоцентризма, своевластия, гиперактивизма в отношении к миру.

Космопланетарный подход (В.И. Вернадский, М. Шелер, Тейяр де Шарден, В. В. Налимов) предполагает, что способность сознания присуща материи, но проявляется только с возникновением человека. На этом этапе природа начинает познавать себя через человеческий разум. Человек должен осознать свою творческо-преобразовательную функцию в мире. В этом случае наступит радикально новый этап в развитии природы: стихийная эволюция природы сменится её сознательным развитием.

Гипотеза о сверхиндивидуальном  характере сознания подтверждается  исследованием случаев клинической  смерти. Описания клинической смерти  позволяют предположить, что сознание  не замкнуто опытом отдельного  человека, а фиксирует весь исторический  опыт людей. Его можно сравнить  с космической рекой, в которой  индивидуальное сознание, жизнь  - лишь песчинка, уносимая этой  рекой. В. В. Налимов говорит  о сознании как сфере, окружающей  нашу планету. Всякая глубокая  интуиция, озарение является как  бы «пробоем» в эту сферу.

Таким образом, материалистическая концепция является наиболее разработанной, она стремится объяснить появление сознания из самой материи, отрицая при этом сверхприродное, вневременное и внематериальное его происхождение, что наиболее согласуется с современным естествознанием. 

1.3 Сознание и язык, их взаимосвязь

Анализируя процесс формирования сознания, нельзя не отметить ведущую роль в нем языка. Язык - это вербальное средство общения между людьми. В языке накапливается и передается информация, опыт от человека к человеку, от поколения к поколению.

Язык аккумулирует в себе духовную  деятельность человека. В  нем  закрепляются определенные схемы,  по которым строятся рассуждения,  приемы и формы обобщений. Язык  в обобщенной, понятийной форме  фиксирует названия вещей, предметов  и явлений окружающего мира. В  процессе овладения языком формируется  сознание человека, но и сам  человек (ребенок) приобщается  к опыту человечества, к культуре.

С другой стороны, человек, формируя с помощью языка сугубо индивидуальные мысли, делает их общедоступными для понимания. Одновременно под влиянием нового мыслительного материала происходит процесс расширения или видоизменения присущей языку системы значений.

В языке фиксируется и  непрерывный  процесс возникновения  и развития, новых вещей, явлений  в общественной  жизни. Наряду с  появлением  новых слов и понятий, происходит  обогащение языка через  обрастание  слов новыми значениями и смыслами.

Язык является продуктом  коллективности: он существует и развивается  в обществе, и, с другой стороны,  язык служит средством объединения,  социализации и коллективизации  людей. Через язык не только  формируется сознание ребенка,  подрастающих поколений, но и  передается весь социальный опыт, знание о сложной системе социальных  отношений. С помощью языка  человек воспитывается, воспринимает  социальные и моральные нормы,  становится частью социума, гражданином  государства.

Важной является и нормативная  функция языка. Язык обладает  способностью закреплять в своих  формах, принимающих характер определенных  языковых норм, опыт человечества. Слово, благодаря относительной  стабильности языковых норм, превращается  в «сигнал сигналов» и оказывает  воздействие на сознание.

Человек  может управлять  через речь  не только своим поведением, но  и поведением других людей.  Более того, человеческий опыт  устанавливает  определенные границы  мыслительной деятельности. Конкретизируя  и оформляя мысль, слова вводят  ее движение в определенное  русло. Но надо иметь в виду, что при всем влиянии языка  на восприятие человеком окружающего  мира, на сознание, поведение, это  влияние не является непреодолимым. Язык оказывается одним из наиболее действенных средств манипулирования сознанием людей, внедрения в массовое сознание различного рода социальных мифов, определенных социальных стандартов. Человек, таким образом, несет в себе общество вместе с языком. Эта тирания языка делает тщетной любую попытку уйти от общества.

Таким образом, труд, сознание и язык оказались настолько тесно  взаимосвязаны, что происхождение и историческое развитие каждого из них невозможно себе представить в отрыве друг от друга. При этом язык выступает важнейшей формой, в которой протекает мыслительная деятельность человека, а она, в свою очередь, развивает и обогащает его. Следует отметить, что при всей значимости влияния языка на сознание человека, он не может оказаться определяющим фактором его поведения.

Можно сделать вывод о единстве (но не тождестве) языка и сознания, в соответствии с которым сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и служит средством выражения мысли.

 

Заключение

В результате  написания  контрольной работы по теме «Сознание как философская проблема» было выяснено, что для философии эта проблема важна потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Было выяснено, что основными подходами к проблеме сознания в современной философии являются деятельностный (марксистский), космопланетарный, психоаналитический.

Язык оказывается одним из наиболее действенных средств манипулирования сознанием людей, внедрения в массовое сознание различного рода социальных мифов, определенных социальных стандартов. Человек, таким образом, несет в себе общество вместе с языком.

В результате выполнения контрольной  работы пришли к выводам, что проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов. А так же важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

 

Список литературы

  1. Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. – Тбилиси: ТГУ, 2002
  2. Философия. Учебно-практич. пособие. Часть 1. История философии. – М.: МГТА, 2000. Тема 11
  3. Философия учеб. пособие изд. 2-ое. – Ростов н/ Дону, «Феникс», 2000. Гл. VI
  4. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 2003.
  5. Юнг К.Т. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.
  6. http://referat911.ru/Filosofiya/specifika-filosofskogo-podhoda-k-probleme/2859-324321-place1.html

 

 

 

 

 

2

 


Информация о работе Сознание как философская проблема