Сознание как форма отражения действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное.

Содержание работы

1. Теория отражения как способ материалистического объяснения природы и
сущности сознания. Отражение как атрибут материи.
2. Основные формы отражения и особенности. Сознание как высшая форма отражения.
3. Главные свойства сознания (идеальность, интенциональность, идеаторность) и их значение для познавательной деятельности.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ (2).docx

— 33.74 Кб (Скачать файл)

Сознание как  форма отражения действительности.

 

 

План:

1. Теория отражения как  способ материалистического объяснения  природы и

сущности сознания. Отражение  как атрибут материи.

2. Основные формы отражения  и особенности. Сознание как  высшая форма отражения.

3. Главные свойства сознания (идеальность, интенциональность, идеаторность) и их значение для познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и  теоретических проблем. Уже с  глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

В течение многих веков  не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его  познания. Богословы рассматривают  сознание как крохотную искру  величественного пламени божественного  разума. Идеалисты отстаивают мысль  о первичности сознания по отношению  к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм  ищет общность, единство между явлениями  сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

 

 

 

1. Теория отражения  как способ материалистического  объяснения природы и сущности сознания. Отражение как атрибут материи.

Отражение – реакция (изменение, отпечаток, след) любой вещи (явления) взаимодействующей с другой вещью: такая реакция всегда находится  в определенном соответствии или сходстве с какой – либо стороной воздействующей на нее вещи. В основе этого соответствия лежат некие законы взаимодействия вещей. Вследствие этого взаимодействия отношение между ними носит характер взаимоотображения: любая из этих вещей  является одновременно отражающей и отражаемой по отношению друг к другу. При определенных условиях возникают реакции особого типа на структуру воздействия, при этом на первый план выступает одностороннее отношение одной вещи (как первичной, независимой) к другой как вторичной и зависимой от первой.

Понимание законов и причин такого отношения помогает сформировать информацию о прообразе, исходном объекте отражаемом во второй вещи.

Теория отражения  в материалистической философии.

Течений в материалистической философии огромное количество, приводить  все слишком трудоемко, а посему приведу нечто общее, что их объединяет. Одним из основных ее положений  является утверждение о вторичности образа по отношению к оригиналу.

Достаточно распространенным является учение, пренебрежительно называемое наивным реализмом.

Вот его утверждения, касающиеся отражения.

1.Знание есть продукт  отражения внешнего мира наподобие  того, как предметы отражаются  в зеркале.

2.Познавательный образ,  формируемый субъектом, является  более или менее точной копией  оригинала.

3.Источник знания –  чувственные данные, обрабатываемые  и систематизируемые интеллектом.

4. Человек независим в  познавании мира (от социума, культуры, практики). – Это утверждение  носит название гносеологической робинзонады.

5.Сознание человека напрямую  связано с функционированием  мозгового субстрата (в вульгарном материализме принято полагать, что все мысли являются чисто физиологическими выделениями некой энергии, импульсов, наподобие того, как печень выделяет желчь)

Диалектический  материализм, который его последователи называют научным материализмом, в своих положениях незначительно расходится с наивным реализмом:

Он не принимает гносеологической робинзонады, считая, что именно социальный человек принимает и преобразует информацию, формируя образ отображаемого объекта. Последователи марксистского материализма, также называют его научным материализмом:

Всеобщность отражения  как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все  явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между  собой и в ходе этого взаимодействия  претерпевают определенные  изменении.  Каждый  из  взаимодействующих  объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым  определенный «след» в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов. Отражение, как всеобщее свойство материи,  и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле отображение одного материального образования в особенностях другого. Вместе с тем следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные процессы  отражения  всегда предполагают  материальные взаимодействия и, наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения.  Характеризуя отражение как свойство, лежащее  в фундаменте самой материи и связанное с эффектами  любых материальных  взаимодействий, диалектико-материалистическая  философия формулирует  исходные  предпосылки  для  понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования сознательной деятельности.

 

2. Основные формы  отражения и особенности. Сознание  как высшая форма отражения.

Сознание - высшая форма  отражения материального мира, которая  возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей. Сознание, так как оно вторично, является одной из форм материи и  порождается материей, и существует материально.

Способность к отражению и его  характер зависит от условия организации  материи. В качественно различных  формах отражение проявляется в  неорганическом мире, в мире растений, животных и у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе - это механические деформации, физико-химические изменения. С появлением жизни формируются качественно  новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе  является раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешние или внутренние воздействия среды в виде возбуждения. Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в проявлении чувствительности(способности к ощущению). Более высокой формой биологического отражения является рефлексы и ощущения. Рефлекс - это закономерная реакция организма на внешнее раздражение, осуществляемая при участии центральной нервной системы.

Сознание  — высшая, свойственная человеку форма  обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. 

 Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства  движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное  сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение; 2) смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смысл (рефлективного сознания).                             

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической  тканью движения и действия (бытийного  слоя сознания). Мир представлений, воображений культурных символов и  знаков соотносится с чувственной  тканью (бытийного сознание). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознана собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Сознание как  высшая и наиболее развитая форма  отражения.

Для определения сознания и подсознания необходимо определить понятие субъекта и объекта:

Субъект – это  источник целенаправленной активности, носитель предметно – практической деятельности, оценки и познания.

Объект – то, что противостоит субъекту, на что  направлена его предметно – практическая, познавательная деятельность.

Каждое из философских  течений считало своим долгом выработать свою концепцию понимания  сознания в гносеологическом плане, в соответствии с положениями  своей теории. Не будем углубляться  в конкретику каждого из таких  представлений, а попытаемся синтезировать  их в неком едином определении. В процессе синтеза и рассмотрим каждое из таких представлений.

Концепция А.Г. Спиркина является наглядным примером такого синтеза. Ее мы и рассмотрим.

Под сознанием по А.Г. Спиркину, понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание сознания, а также специфические формы  такого отображения  на разных его уровнях.

Иными словами, сознание рассматривается  как некий механизм определенного  по своим свойствам психического отражения объективной реальности.

Под таким отражением понимается высшая форма психического отражения  действительности общественно развитым человеком.

Такое отражение адекватно, целенаправленно, конструктивно, направлено на осознание самого себя и противопоставление себя действительности как субъекта объекту.

Итак, объединяя все это  и добавляя нечто новое, получим:

Сознание –  высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, а также  другими символическими формами  представления информации функция мозга, обобщенно целенаправленно и конструктивно – творчески преображающая действительность.

Это определение не претендует на истинность, но с различными оговорками допускается многими философскими системами.

Что же является источником индивидуального сознания?

Многие полагают, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов), и не сам  по себе мозг (как у вульгарных материалистов); источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаема человеком посредством высокоорганизованного субстрата (неизвестно материального или нет)- мозга, и системой надличностных форм общественного сознания.

3. Главные свойства  сознания (идеальность, интенциональность, идеаторность) и их значение для познавательной деятельности

Идеальность - важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные "прочтения" идеального и материального в различных философских школах.

Философская интерпретация  идеального эволюционирует от вопроса  о соотношении сознания, идеи и  материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает  идеальное как конструктивно-преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального.

"Идеальное" обозначает  как сам процесс, так и результат  этого процесса, а именно процесса  идеализации, психического отражения  действительности, формирующего образ  предмета, который, в свою очередь,  является "идеальной формой бытия предмета в голове человека" . Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

Информация о работе Сознание как форма отражения действительности