Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:19, контрольная работа
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное.
1. Теория отражения как способ материалистического объяснения природы и
сущности сознания. Отражение как атрибут материи.
2. Основные формы отражения и особенности. Сознание как высшая форма отражения.
3. Главные свойства сознания (идеальность, интенциональность, идеаторность) и их значение для познавательной деятельности.
Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным проявлением мозговых процессов человека. Последние актуализируют для индивида информацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная для личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах головного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства, книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена с понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида.
Интенциональность сознания
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intentio – стремление, намерение, направленность; нем. Intentionalität), в феноменологии Э. Гуссерля – сущностная структура сознания, характеризующая его “в точном смысле слова”. Феноменология отказывается понимать сознание в виде некой замкнутой в себе “субстанции” с заданным содержанием или без такового. Сознание – это всегда сознание о чем-либо, “сознание о…”. Интенциональность выражает предметную направленность переживаний сознания, его соотнесенность с предметами опыта. Эта соотнесенность сознания и предмета понимается как смыслообразующая, сознание есть не что иное, как смыслообразование.
Согласно Брентано, любое явление внутреннего опыта, или психический феномен, в отличие от физического, “содержит в себе нечто в качестве объекта, хотя и неодинаковым образом”. Так, в представлении нечто представляется, в желании – желается, в любви – любится и т.д.
Брентановская идея интенциональности получила своеобразное развитие в феноменологии Э. Гуссерля. По сравнению с Брентано, Гуссерль более четко отличает акт переживания сознания от переживаемого в нем содержания, а это последнее от того предмета, на который направлен акт. Сознание может быть направлено как на реально существующие, так и на нереальные образования. Вопрос о действительном существовании предмета не влияет на структуру переживания. Предмет, какого бы он типа не был, никогда не растворяется в сознании, а сознание никогда не покидает пределов своей имманентности. Наиболее содержательный анализ интенциональности сознания содержится в тех работах Гуссерля, которые непосредственно посвящены исследованию теоретико-познавательных проблем, а не проблем феноменологической философии, ибо философско-феноменологическое истолкование интенциональности свелось в основном к ее онтологизации. По сути дела, интенциональность отрывается от реально функционирующего сознания и становится своеобразным мистическим "первоисточником", благодаря которому сознание конституирует предметы.
Понятие интенциональности
приобретает своеобразные трактовки в
экзистенциализме и аналитической философии,
преломляясь сквозь господствующие здесь
концепции “прорыва к трансцендентному”
(Ж.-П. Сартр) и “речевого акта” (Дж. Серл).
Идеаторность
сознания – способность творить и воспроизводить
идеи – внутренняя самостоятельная работа,
выходящая за рамки простого отражения.
Идеаторность
– способность к творчеству и творческой
деятельности.
Способность вырабатывать абстрактные
идеи коренное отличие сознания человека
от сознания животных. Результатом данной
способности явилась выработка системы
кодирования передачи и распространения
содержания сознания – языка.
Благодаря идеаторности стали возможными
эволюция человечества и развитие, углубление
самого сознания.
Следующие свойства сознания:
- Субъектность. Сознание всегда имеет
своего носителя.
- Предметность. Всегда есть содержание.
- Объективируемость. Понятийное выражение.
Язык.
Функции языка: 1)Общение и 2)переработка
и хранение информации.
- Воля.
- Ценностная ориентация и др.
Сознание человека отличается от сознания
внешних животных.
• большей глубиной;
• большей способностью к предметно-практической
(преобразующей) деятельности – труду;
• способностью к абстракции (в том числе
оторванному от непосредственной реальности
мышлению);
• возможностью передачи сознания (наличием
особого механизма, отражающего и передающего
мысли, - языка в устной и письменной формах).
Структура сознания
Сознание – бессознательное. Плюс в середине
цензор – «Сверх-Я».
Заключение
Несмотря на огромные усилия,
затраченные философией и другими
науками, проблема человеческого сознания
(индивидуального и
Литература.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.
Учебник. Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.:
ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.
2. Введение в философию: Учебник для вузов.
В 2-х ч. Ч.2. / Фролов И.Т. и др. – М.: Полит-
издат, 1989.
3. Дубровский Д.И. Информация. Сознание.
Мозг. – М., 1980.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.
5. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – Москва, 2001
7. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г
8. Философия: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – Москва, 2001
Информация о работе Сознание как форма отражения действительности