Сознание как форма отражения действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное.

Содержание работы

1. Теория отражения как способ материалистического объяснения природы и
сущности сознания. Отражение как атрибут материи.
2. Основные формы отражения и особенности. Сознание как высшая форма отражения.
3. Главные свойства сознания (идеальность, интенциональность, идеаторность) и их значение для познавательной деятельности.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ (2).docx

— 33.74 Кб (Скачать файл)

Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным проявлением мозговых процессов человека. Последние актуализируют для индивида информацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная для личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах головного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства, книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена с понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида.

 

Интенциональность сознания

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intentio – стремление, намерение, направленность; нем. Intentionalität), в феноменологии Э. Гуссерля – сущностная структура сознания, характеризующая его “в точном смысле слова”. Феноменология отказывается понимать сознание в виде некой замкнутой в себе “субстанции” с заданным содержанием или без такового. Сознание – это всегда сознание о чем-либо, “сознание о…”. Интенциональность выражает предметную направленность переживаний сознания, его соотнесенность с предметами опыта. Эта соотнесенность сознания и предмета понимается как смыслообразующая, сознание есть не что иное, как смыслообразование.

Согласно Брентано, любое явление внутреннего опыта, или психический феномен, в отличие от физического, “содержит в себе нечто в качестве объекта, хотя и неодинаковым образом”. Так, в представлении нечто представляется, в желании – желается, в любви – любится и т.д.

Брентановская идея интенциональности получила своеобразное развитие в феноменологии Э. Гуссерля. По сравнению с Брентано, Гуссерль более четко отличает акт переживания сознания от переживаемого в нем содержания, а это последнее от того предмета, на который направлен акт. Сознание может быть направлено как на реально существующие, так и на нереальные образования. Вопрос о действительном существовании предмета не влияет на структуру переживания. Предмет, какого бы он типа не был, никогда не растворяется в сознании, а сознание никогда не покидает пределов своей имманентности. Наиболее содержательный анализ интенциональности сознания содержится в тех работах Гуссерля, которые непосредственно посвящены исследованию теоретико-познавательных проблем, а не проблем феноменологической философии, ибо философско-феноменологическое истолкование интенциональности свелось в основном к ее онтологизации. По сути дела, интенциональность отрывается от реально функционирующего сознания и становится своеобразным мистическим "первоисточником", благодаря которому сознание конституирует предметы.

Понятие интенциональности приобретает своеобразные трактовки в экзистенциализме и аналитической философии, преломляясь сквозь господствующие здесь концепции “прорыва к трансцендентному” (Ж.-П. Сартр) и “речевого акта” (Дж. Серл). 
 
Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. 
Идеаторность – способность к творчеству и творческой деятельности. 
Способность вырабатывать абстрактные идеи коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка. 
Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания. 
Следующие свойства сознания: 
- Субъектность. Сознание всегда имеет своего носителя. 
- Предметность. Всегда есть содержание. 
- Объективируемость. Понятийное выражение. Язык. 
Функции языка: 1)Общение и 2)переработка и хранение информации. 
- Воля.  
- Ценностная ориентация и др. 
Сознание человека отличается от сознания внешних животных. 
• большей глубиной; 
• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду; 
• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению); 
• возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах). 
Структура сознания 
Сознание – бессознательное. Плюс в середине цензор – «Сверх-Я».

 

Заключение

 

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими  науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его  взаимоотношениями с деятельностью  индивида, пути его формирования и  развития, связи с бытием. Важно  подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении  сознания и бытия не сводится к  вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и  исторически меняющихся типов и  форм, т.е. в некотором роде это  «вечный вопрос». «Вечный» в том  смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки  и культуры постоянно усложняют  и изменяют конкретные формы отношения  сознания и бытия и ставят множество  проблем перед философской мыслью.

 

 

 

 

 

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия.

Учебник. Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.:

ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

2. Введение в философию:  Учебник для вузов.

В 2-х ч. Ч.2. / Фролов И.Т. и  др. – М.: Полит-

издат, 1989.

3. Дубровский Д.И. Информация. Сознание.

Мозг. – М., 1980.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.

5. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г

6. Спиркин А.Г. Философия:  Учебник. – Москва, 2001

7. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г

8. Философия: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – Москва, 2001

 


Информация о работе Сознание как форма отражения действительности