Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:41, реферат
Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дал сам себе как «я», устремлённое к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости.
В сознании дано не только всё знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную/физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и так далее. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство – чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знаю и самоубийства.
Введение
Сознание
Смысл проблемы сознания
Метафора сознания
Мышление
Общее понятие о процессе мышления
Основные особенности мышления
Язык
Вывод
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский государственный
имени академика М.Ф. Решетнева
РЕФЕРАТ
«Сознание, мышление и язык»
Выполнила: Леонтьева Кристина Юрьевна
студентка 1 курса, группа БТ12-02
Преподаватель: Лысенко Ирина Сергеевна
Оценка:_________________
Дата: "____"_________20 г.
Подпись_______________
Красноярск 2013 г.
Содержание:
Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дал сам себе как «я», устремлённое к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости.
В сознании дано не только всё знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную/физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и так далее. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство – чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знаю и самоубийства.
Мышление – это движение идей, раскрывающих суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщённое отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Прежде
всего, мышление является
Язык – это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть как естественным, так и искусственным.
Под естественным
языком понимается язык повседневной
жизни, служащий формой
Искусственный
язык создаётся людьми для
каких-либо потребностей (язык математической
символики, язык физических
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и так далее. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходя через то, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательно «добавкой» во всё, что мы воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто, мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимые какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и так далее.
В истории
философии проблема сознания
имеет два уровня своего
Познать,
описать, определить сознание
очень трудно, поскольку оно
не существует как отдельный
предмет или вещь. Нам всё
дано благодаря сознанию: оно
непременно присутствует в
Каждая
эпоха имела свои
Метафора (гр. metaphora – перенос) – это оборот речи, в котором слова употребляются в их переносном значении. Почему «метафора сознания», а не «понятие сознание»? Дело в том, что как уже говорилось ранее, сознание – предмет неуловимый, вещь нематериальная. Поэтому в обыденном языке очень мало слов, изначально относящихся к действиям сознания. Описывать сознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить о нём. Его реальность прячется, ускользает. Философы античности, поняв, что сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, попытались рассказать о ней людям, сравнив её с другой формой связи, более понятной им, встречающейся в их повседневной жизни: речь идёт о вощённой дощечке, на которой писец процарапывал специальным крючком (стилем) очертания букв. Отпечатывание на воске букв, конечно же, не есть акт сознания, однако процедура получения печати на воске была использована для описания феномена сознания. Соответственно и слова «воск», «печать» были использованы не в собственном смысле, а в переносном. Это и есть метафора. Метафору печати на воске для описания сознания применяли Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Так было словесно оформлено представление о сознании. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направление на объект, потому и была использована соответствующая метафора. Другая особенность сознания – умение человека сосредотачиваться внутри себя, направлять своё внимание на внутренний мир – не была проработана философией.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности вещей, закономерных связей и отношении между предметами или явлениями действительности.
В процессе
мышления человек отражает
Сущность
любого объективного явления
может быть познана лишь тогда,
В процессе восприятия, например, дерево, человек, отражая в своём сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного отдельно конкретного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зелёной листвы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своём уме так же и отношение этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеет химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и прочее. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.
Сам предмет
отражается в процессе
Таким образом, мысль о каком-либо предмете приводит одновременно к двум последствиям:
-к отображению этого явления в его сущности, то есть в его взаимосвязях и взаимообусловленности с другими явлениями;
-к мысли об этом явлении вообще, а не в какой-либо данной конкретной форме.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связь и отношение между вещами, человек оперяется не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда сталкиваешься с результатом какого-то явления, по которому можно сделать заключение о причине явления. Например, увидеть утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить, что ночью шёл снег. Установить эту связь нам помогает вспышки в памяти представления о ранее бывших наблюдающихся событиях. Если бы этих представлений не было, мы не смогли бы установить причину данного явления.
Опосредованный
характер мышления имеет и
прямое наблюдение связей явлений.
Когда мы видим, как под
воздействием солнечных лучей
высыхают мокрые от дождя
2. Мышление
опирается на имеющиеся у
3. Мышление
исходит из «живого созерцания»,
но не сводится к нему. Отражая
связи и отношения между
явлениями, мы всегда мыслим
эти связи в отвлечённом
и обобщённом виде, как имеющие
общие значение для всех