Сам процесс
абстрагирования или отвлечения
в какой-то степени опирается
на полученные в процессе практической
деятельности знания общих связей
и закономерностей явления,
без которых нельзя было бы
отделить в нём существенное
от несущественного, общее от единичного.
Однако то, что наше мышление отвлекается
от конкретных особенностей предметов
и явлений, вовсе не значит, что оно не
нуждается в живом созерцании действительности,
в ощущениях и восприятиях какие бы сложные
процессы мышления мы не имели, они всегда
в своём исходном моменте опираются на
восприятие действительности. Без этого
отражённые сознанием связи явлений легко
теряют свой объективный характер. Познание,
отражающее действительные связи между
явлениями, всегда идёт «от живого созерцания
к абстрактному мышлению и от него к практике».
4. Мышление
всегда есть отражение связей
и отношение между предметами
в словесной форме. Мышление
и речь всегда находятся в
неразрывном единстве. Еще К. Маркс
и Ф. Энгельс указывали на
органическую связь языка и
мышления: «Язык есть непосредственная
действительность мысли»; «… ни
мысли, ни язык не образуют
сами по себе особого царства…
они – только появление действительной
жизни». Благодаря тому что мышление
протекает в словах, облегчаются процессы
абстракции и обобщения, так как слова
по своей природе являются совершенно
особыми раздражителями, сигнализирующими
о действительности в сомой обобщённой
форме. «Всякое слово (речь) уже обобщает».
Значение
слова в процессе мышления
исключительно велико. В связи
с тем, что мышление выражается
в словах, мы можем отразить
в нашей мысли сущность не
только непосредственно на нас
действующих, но и недоступных
прямому восприятию предметов.
5. Мышление
человека органически связанно
с практической деятельностью.
В своей сущности оно опирается
на общественную практику человека.
Это отнюдь не простое «созерцание»
внешнего мира, а такое его отражение,
которое отвечает задачам, возникающем
перед человеком в процессе труда и других
видов деятельности, направленных на переустройство
окружающего мира: «Существеннейшей и
ближайшей основой человеческого мышления
является как раз изменение природы человека,
а не одна природа как таковая, и разум
человека развивался соответственно тому,
как человек научился изменять природу».
- Язык
Язык –
явление социальное. Он возникает
в ходе развития общественного
производства и является его
необходимой стороной – средством
координации деятельности людей
и каждого человека. Язык есть
система знаков, выполняющая познавательную
и коммуникативную функцию. По
своей физиологической основе
язык выступает в функции второй
сигнальной системы (Павлов). Являясь
формой существования и выражения
мышления, язык в то же время
играет существенную роль в
формировании сознания. Языковой
знак, будучи по всей физической
природе условным по отношению
к тому, что он обозначает, тем
не менее, обусловлен, в конечном
счете, процессом познания реальной
действительности. Язык является
средством фиксирования и сохранения
накопленных знаний и передачи
их от поколения к поколению.
Язык представляет собой определённую
систему, «структуру», со своей
внутренней организацией, вне которой
нельзя понять природу и значение
языкового знака. В последние
десятилетия в связи с возрастанием
роли теоретических исследований
повысился интерес к изучению
закономерностей искусственных,
формализованных языков, их логического
синтаксиса и логической семантики.
В связи с этим язык становится
объектом исследования не только
лингвистики, но и логики и
семиотики. Абсолютизируя роль
и значение этих исследований,
современный неопозитивизм неправильно
пытается свести всю проблематику
философских исследований к логическому
анализу языка.
В своей
универсальной постановке проблемы
языка является исконным предметом
философского анализа. Ядром философской
проблематики в данной сфере
выступают:
1) в рамках
традиционной классической философии
язык – проблема возможности
и меры предоставленности бытия
в языке, проблема онтологического статуса
языковых значений («слова» и «вещи»),
проблема соотношения языка и мышления,
проблема функционирования языка в социокультурном
контексте и другое;
2) в рамках
неклассической философии язык
- проблема языкового формализма
и его интерпретации, проблема
языковой структуры, проблема
соотношения естественных и искусственных
языков, статус языка в аналогии
человеческого существования и
другое;
3) в рамках
современной (постмодернистской)
философии языка – проблема
текста интертекстуальности, проблема
нарративной языковой референции, проблема
означивания языковых игр и другое.
В соответствии с этим классический,
неклассический и современный периоды
в развитии философии языка могут
быть условно обозначены как имеющие
своим предметом соответственно
языковую семантику, языковую синтактику
и языковую прагматику.
- Вывод
Формированию сознанию человека
предшествовал длительный период
умственного развития животных.
В истолковании этого развития
диалектический материализм отвергает
как гилозоизм, так и признание
психики привилегий только человека.
Он происходит из того, что
психическое отражение появляется
лишь на высоком уровне от
организации материи и связанно
с образованием нервной системы.
Элементарной формой отражения,
свойственной всем живым организмам,
является раздражимость, которая
наиболее высоком уровне эволюции
переходит в чувствительность, то
есть способность отражать отдаваемые
свойства вещей в виде ощущения.
У позвоночных животных возникают
элементарные формы психики –
способность анализировать сложные
комплексы одновременно действующих
раздражителей и отражать их
в виде восприятия – целостного
образа ситуации. Обычно у животных
различаются два основных типа
поведения: инстинктивное, врождённое
и опирающееся на индивидуально
приобретённые навыки.
В жизнь
каждого индивидуума мышление
не существует как чисто интеллектуальный
процесс, а неразрывно связанно
с иными психическими процессами,
то есть не существует изолированно
от сознания человека в целом.
Идеализм всегда стремится оторвать
мышление от материи (человеческого
мозга, языка, практической деятельности
общества), а если и признавал
такую связь, то стремился представить
мышление как нечто производное
от некоторых духовных начал,
стоящих над материей и сознанием
отдельных людей (например, Гегель).
Современная буржуазная философия
в лице неопозитивизма стала
на позиции отрицания мышления
как чего-то реально существующего.
Следуя бихевиоризму, сводя весь
опыт человека лишь непосредственно
наблюдаемым фактам, неопозитивизм
объясняет мышление, наряду с
материей (в отличие от языка,
который всегда вступает как
чувственно воспринимаемый факт),
фикцией. Неопозитивизм игнорирует
тот факт, что язык есть
средство выражения, форма существования
мысли. В действительности же
через анализ языка изучаются
те свойства мозга, которые характеризуются
как мышление.
- Список используемой литературы
- Под ред. Фролова И.Т. - Философский словарь 4-е изд., М., 1981
- История философии. Энциклопедия.
- www.philosophy.ru