Сознание, мышление и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дал сам себе как «я», устремлённое к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости.
В сознании дано не только всё знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную/физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и так далее. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство – чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знаю и самоубийства.

Содержание работы

Введение
Сознание
Смысл проблемы сознания
Метафора сознания
Мышление
Общее понятие о процессе мышления
Основные особенности мышления
Язык
Вывод
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 32.76 Кб (Скачать файл)

      Сам процесс  абстрагирования или  отвлечения  в какой-то степени опирается   на полученные в процессе практической  деятельности знания общих связей  и  закономерностей явления,  без которых нельзя было бы  отделить в нём существенное  от несущественного, общее от единичного. Однако то, что наше мышление отвлекается от конкретных особенностей предметов и явлений, вовсе не значит, что оно не нуждается в живом созерцании действительности, в ощущениях и восприятиях какие бы сложные процессы мышления мы не имели, они всегда в своём исходном моменте опираются на восприятие действительности. Без этого отражённые сознанием связи явлений легко теряют свой объективный характер. Познание, отражающее  действительные связи между явлениями, всегда идёт «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

      4. Мышление  всегда есть отражение  связей  и отношение между предметами  в словесной форме. Мышление  и речь всегда находятся в  неразрывном единстве. Еще К. Маркс  и Ф. Энгельс указывали на  органическую связь языка и  мышления: «Язык есть непосредственная  действительность мысли»; «… ни  мысли, ни язык не образуют  сами по себе особого царства…  они – только появление действительной  жизни». Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в сомой обобщённой форме. «Всякое слово (речь) уже обобщает».

      Значение  слова в процессе мышления  исключительно  велико. В связи  с тем, что мышление выражается  в словах, мы можем отразить  в нашей мысли сущность не  только непосредственно на нас  действующих, но и недоступных  прямому восприятию предметов. 

      5. Мышление  человека органически связанно  с практической деятельностью.  В своей сущности оно опирается  на общественную практику человека. Это отнюдь не простое  «созерцание» внешнего мира, а такое  его отражение, которое отвечает задачам, возникающем перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира: «Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человека, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу». 

    

 

 

 

 

 

 

  1. Язык

      Язык  –  явление социальное. Он возникает   в ходе развития общественного  производства и является его  необходимой стороной – средством  координации деятельности людей  и каждого человека. Язык есть  система знаков, выполняющая познавательную  и коммуникативную функцию. По  своей физиологической основе  язык выступает в функции второй  сигнальной системы (Павлов). Являясь  формой существования и выражения  мышления, язык в то же время  играет существенную роль в  формировании сознания. Языковой  знак, будучи по всей физической  природе условным по отношению  к тому, что он обозначает, тем  не менее, обусловлен, в конечном  счете, процессом познания реальной  действительности. Язык является  средством фиксирования и сохранения  накопленных знаний и передачи  их от поколения к поколению.  Язык представляет собой определённую  систему, «структуру», со своей  внутренней организацией, вне которой  нельзя понять природу и значение  языкового знака. В последние  десятилетия в связи с возрастанием  роли теоретических исследований  повысился интерес к изучению  закономерностей искусственных,  формализованных языков, их логического  синтаксиса и логической семантики.  В связи с этим язык становится  объектом исследования не только  лингвистики, но и логики и  семиотики.  Абсолютизируя роль  и значение этих исследований, современный неопозитивизм неправильно  пытается свести всю проблематику  философских исследований к логическому  анализу языка.

      В своей  универсальной постановке проблемы  языка является исконным предметом  философского анализа. Ядром философской  проблематики в данной сфере  выступают:

      1) в рамках  традиционной классической  философии  язык – проблема  возможности  и меры предоставленности  бытия в языке, проблема онтологического статуса языковых значений («слова» и «вещи»), проблема соотношения языка и мышления, проблема функционирования языка в социокультурном контексте и другое;

      2) в рамках  неклассической философии  язык  - проблема языкового формализма  и его интерпретации, проблема  языковой структуры, проблема  соотношения естественных и искусственных  языков, статус языка в аналогии  человеческого существования и  другое;

      3) в рамках  современной (постмодернистской)  философии языка – проблема  текста интертекстуальности, проблема нарративной языковой референции, проблема означивания языковых игр и другое.

В соответствии с этим классический, неклассический и современный периоды  в развитии философии языка могут  быть условно  обозначены как имеющие  своим  предметом соответственно языковую семантику, языковую синтактику  и языковую прагматику.

  1. Вывод

            Формированию сознанию человека  предшествовал длительный период  умственного развития животных. В истолковании этого развития  диалектический материализм отвергает  как гилозоизм, так и признание  психики привилегий только человека. Он происходит из того, что  психическое отражение появляется  лишь на высоком уровне от  организации материи и связанно  с образованием нервной системы.  Элементарной формой отражения,  свойственной всем живым организмам, является раздражимость, которая  наиболее высоком уровне эволюции  переходит в чувствительность, то  есть способность отражать отдаваемые  свойства вещей в виде ощущения. У позвоночных животных возникают  элементарные формы психики –  способность анализировать сложные  комплексы одновременно действующих  раздражителей и отражать их  в виде восприятия – целостного  образа ситуации. Обычно у животных  различаются два основных типа  поведения: инстинктивное, врождённое  и опирающееся на индивидуально  приобретённые навыки.

      В жизнь  каждого индивидуума мышление  не существует как чисто интеллектуальный  процесс, а неразрывно связанно  с  иными психическими процессами, то есть не существует изолированно  от сознания человека в целом.  Идеализм всегда стремится оторвать  мышление от материи (человеческого  мозга, языка, практической деятельности  общества), а если и признавал  такую связь, то стремился представить  мышление как нечто производное  от некоторых духовных начал,  стоящих над материей и сознанием  отдельных людей (например, Гегель). Современная буржуазная философия  в лице неопозитивизма стала  на позиции отрицания мышления  как чего-то реально существующего.  Следуя бихевиоризму, сводя весь  опыт человека лишь непосредственно  наблюдаемым фактам, неопозитивизм   объясняет мышление, наряду с  материей (в отличие от языка,  который всегда вступает как  чувственно воспринимаемый факт),  фикцией. Неопозитивизм игнорирует  тот  факт, что язык есть  средство выражения, форма существования  мысли. В действительности же  через анализ языка изучаются  те свойства мозга, которые характеризуются как мышление.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список  используемой литературы

 

  1. Под ред. Фролова  И.Т. - Философский словарь 4-е изд., М., 1981
  2. История философии. Энциклопедия.
  3. www.philosophy.ru

Информация о работе Сознание, мышление и язык