Сознание, самосознание, память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:35, реферат

Описание работы

Проблема сознания — одна из наиболее трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается панорама бесчисленного множества предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречами с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. И все, что дарит нам мир, все переживания, чувства и мысли проходят через нечто, называемое сознанием.

Содержание работы

1. Что такое сознание
2. Христианство: открытие внутреннего духовного мира
3. Сознание, самосознание и рефлексия
4. Структура и формы самосознания
5. Предметность и рефлексивность самосознания
6. Память

Файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

— 46.24 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  в г. Чебоксары

Специальность «Юриспруденция» 
 
 
 
 

Реферат

на тему

Сознание, самосознание, память 
 

                                                 Работу выполнил:

                                                 студент 2 курса

                                                 очного отделения

                                                 юридического факультета

                                                 группы ДЮ-21-10

                                                 Асанов Д. А.

                                                 Проверил:

                                                 старший преподаватель

                                                 Покровский А.Г. 
 
 
 

Чебоксары, 2011

Содержание

Введение

1.  Что  такое сознание

2.  Христианство: открытие внутреннего духовного  мира

3.  Сознание, самосознание и рефлексия

4.  Структура  и формы самосознания

5.  Предметность  и рефлексивность самосознания

6.  Память 

Заключение 

Использованная  литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Проблема  сознания — одна из наиболее трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается панорама бесчисленного множества предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречами с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. И все, что дарит нам мир, все переживания, чувства и мысли проходят через нечто, называемое сознанием.

    Сознание  есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому  освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю»-, я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю»- и т. д.

      Многие философы определяют сознание  как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар  человеку,  ибо лишь в сознании  он дан сам себе как «Я»,  устремлен к вершинам духовного  бытия, возвышенной любви и  дружбы, сострадания и радости  и т. д. Сознание не только  чудо мироздания, но и крест.  Один из талантливейших философов  советского периода Э. В. Ильенков был уверен, что подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что сознание — это «проклятый дар» Божий человеку и без него человек был бы счастливее. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), сознание отключают на какое-то время с помощью наркотиков, алкоголя и т. д. Именно потому, что у человека есть сознание.

    Определить  сознание очень трудно, поскольку  оно не существует как отдельный  предмет или тип). Нам дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне ее  оно не существует. Именно поэтому вплоть до XX в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, «растягивало» во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его элементы, как ощущение, восприятие, представление и пр. В прошедшем столетии философы дерзнули задать вопрос: как и почему эти элементы мгновенно сворачиваются в образ, благодаря которому возникает связь человека с миром и с самим собой. Ответить на этот вопрос, значит, объяснить феномен сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Что такое сознание

    Сознание  — одна из форм проявления нашей  души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание». Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Как синоним понятия «душа» мы можем употреблять понятие «психика». Как же можно определить сознание? Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

    Будучи  адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея — это не только знание того что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.

    Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Оно стало бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, т. е. способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

    Но  человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «Я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном «духовном пространстве» движется и творит пытливая человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные, и иллюзорные представления. Мысль движется и по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

    Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т. е. определенное отношение к содержанию того, что отражается.

    Развитие  сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

    Богатейшая  сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе), настроения, или эмоциональное самочувствие, и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

    Сознание  не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Движущей силой поведения и сознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля — это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля — это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности. Качественные сдвиги в характере потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания.

    Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологической полезности. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы — жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель есть отраженная в сознании потребность. Но это не конечная, а производная причина человеческих поступков. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно — через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

    Эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели. 
 
 
 
 
 

    2. Христианство: открытие  внутреннего духовного  мира

    В культуре христианства необходимо отметить одно важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Оно было вызвано необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика такого общения — молитва. В ней человек должен погрузиться внутрь себя, отключиться от потока жизни, от чувственных восприятий, освободиться от диктата тела. Молится душа. Появляется и отличное от античности понимание ее. Душа теперь — это то, что истинно существует, когда остается без мира, освобождается от него. Христианство открывает одиночество как сущность души. Августин Блаженный (начало V в. н. э.) говорил: хочу знать Бога и душу, и ничего больше, ровным счетом ничего. Открытое одиночество души было одиночеством особого рода — в Боге и с Богом. Молитву всегда сопровождают душевные переживания. Вот они то и становятся предметом внимания средневековых философов, которые начали искать формы и способы их выражения. Античная философская классика не оставила и не создала таких форм. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, стимулировавшей умение совершать самоанализ, нравственный самоотчет. В процедуре исповеди способность к самооценке закреплялась институционально.

    Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, мыслители, по сути, открыли новую грань проблемы сознания: это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего, знание о собственном духовном опыте, его содержании. Античная метафора — отпечаток на воске — уже не могла быть использована. Требовались иные способы описания сознания, другие метафоры. Если в античности точка отсчета для изучения сознания находилась вне внутреннего мира человека — таковой выступали внешние вещи, — то теперь сознание могло изучать себя тол¬ко с помощью анализа собственного содержания. Проблему сознания как самосознания четко сформулировал Августин Блаженный, на которого оказал большое влияние греческий философ-платоник, основатель неоплатонизма Плотин (III в. н. э.)

Информация о работе Сознание, самосознание, память