Сознание в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:26, реферат

Описание работы

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с миром? Со того времени продолжаются споры о том что такое сознание и попытки его познания. Первые из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны так же, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Файлы: 1 файл

Сознание в философии2.docx

— 27.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Творческая работа по философии:

 

 

 

Тема: Сознание в философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнил:

Студент: Кувшинов Иван

                                                                                        Группа: СПКС-201

 

 

 

Тольятти  2013г.

Сознание в философии.

Введение

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится  с миром? Со того времени продолжаются споры о том что такое сознание и попытки его познания. Первые из познаваемости, другие - что попытки  понять сознание тщетны так же, как  попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских  понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга  и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и  вненаучными знаниями. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа. Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.

 

1.  Эволюция концепций сознания. Понятие сознания

Вся жизнь человека с момента  рождения и до смерти, его поведение  и деятельность в той или иной мере определяются сознанием.

Благодаря сознанию человек проникает  в прошлое и грядущее, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может попасть физически. С его помощью человек творит то, чего нет в природе, творит мир  культуры. Сознание - это прекрасный дар природы, но это и вечное проклятие  человека, поскольку оно дает ему  возможность осознать весь трагизм  своего бытия, конечного во времени, понять, что его жизнь - это бытие, ведущее к смерти.

Сознание относится к числу  таких тайн, которые природа раскрывает с великой неохотой. Некоторые  философы утверждали, что понять сознание - столь же тщетная попытка, как  и стремление утопающего вытащить себя за волосы из воды. Другие на этот счет придерживаются иного мнения, признавая возможность познания сознания. Познание это осуществляется опосредованно, через поступки, действия людей и через их речевые конструкции, то есть слова и предложения.

Что же такое сознание? Это способность человека идеально воспроизводить действительность, предметы, явления, процессы и связи окружающего мира. Идеальное воспроизведение действительности он осуществляет в виде чувственных и умственных образов, в роли которых выступают ощущения, восприятия, понятия, мысли, идеи, составляющие содержание сознания. Сознание - это внутренний, духовный мир человека, выстроенный из идеальных феноменов. Оно дает ему возможность понимать окружающий мир, процессы и явления, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Сознание позволяет ему рационально организовать свою жизнь, со знанием дела осуществлять поведение и деятельность. В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остается самым темным местом во всем собрании человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы.

Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и  Аристотель являются предшественниками  современных дуалистов, поскольку  считали, что разум существует как  отдельная от материи онтологическая реальность. У истоков традиции монизма  стоит другой греческий философ, Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Сознание по Платону представляет собой совокупность сигналов, поступающих от органов чувств, его задачей является сравнение этих сигналов, установление сходства и различия между ними, противопоставление индивидуального и нахождение общего для приведения их к одной форме. В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.  

 Объективно-идеалистическая интерпретация  сознания как сверхчеловеческой,  надличностной, в конечном счете  трансцендентальной идеи (мир идей  у Платона; абсолютная идея  у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный  разум у уфологов), лежащей в  основе всех форм земного бытия.  Человеческое сознание есть частица,  продукт или инобытие мирового  разума. 

 Субъективно-идеалистические системы  рассматривают сознание человека  как самодостаточную сущность, содержащую  картину самой себя и являющейся  субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).

Р. Декарт: “Я - субстанция, сущность, природа которой состоит в  мышлении и которая для своего бытия не нуждается в месте  и не зависит ни от какой материальной вещи...

«Я есть, я существую» - это достоверно. Но сколько времени? На столько, сколько  я мыслю, ибо возможно, что я  совсем бы перестал существовать, если бы окончательно перестал мыслить».

Из процитированного с очевидность  следует, что, по мнению Декарта, душа не только в познавательном аспекте  зависит от сознания, то и онтологически  душа существует постольку, поскольку  она мыслит. Таким образом, это  полностью идеалистическая теория, базирующаяся на постулате о первичности  духа как независимой от природы  субстанции, проявлениями которой являются мышление и воля. 

 Гилозоизм (овеществленная жизнь)  утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным  свойством всего материального  мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или,  по крайней мере, обладает предпосылками  к мышлению. Эта концепция восходит  к ранним учениям милетской  школы, ее элементы содержатся  в учениях Аристотеля, Дж. Бруно,  Б.Спинозы.

Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований  мозга. Отрицание качественной специфики  сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII –  начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его  представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. 

 Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей»

Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых  человек анализирует данные органов  чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки  этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его  центральной нервной системы. 

 Диалектический материализм  подходит к изучению сознания  как сложному, внутренне противоречивому  феномену единства материального  и идеального, объективного и  субъективного, биологического и  социального. Опираясь на достижения  классической и современной науки,  диалектико-материалистическая концепция  сознания вскрывает сущностные  черты и особенности человеческого  сознания. 

 Сознание – идеальное явление,  функция, особое свойство, продукт  высокоорганизованного материального  субстрата – человеческого мозга,  мыслящей материи. 

 Сознание – идеальный образ,  снимок, копия, отражение в мозгу  субъекта материального объекта.  

 Сознание обладает творческой  активностью, проявляющейся в  относительной самостоятельности  его функционирования и развития  и обратном воздействии на  материальный мир. 

 Сознание - продукт общественно-исторического  развития, вне общества оно не  возникает и не может существовать.  

 Сознание как идеальное отражение  материального мира не существует  без языка как материальной  формы своего выражения.

Все шесть рассмотренных концепций  содержат в себе долю истины в понимании  природы сознания, имеют своих  сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов  на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания.

Представители современного конкретно-научного знания и философские системы, ориентирующиеся  на науку, отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, которая в отличие  от других дает возможность исследовать  различные формы и продукты мыслительной деятельности научными методами. Однако, несмотря на популярность в научном  сообществе, данная концепция не дает логически непротиворечивых и проверяемых  на практике ответов на самые сложные, фундаментальные вопросы проблемы сознания 

 

2.  Творческая природа сознания

Творческая природа человеческого  сознания, по убеждению П.Я. Чаадаева, позволяет людям «творить жизнь  самим, вместо того, чтобы предоставлять  ее собственному течению»

Со времен Аристотеля природа души, психики, сознания человека связывалась  с его способностью свободно ориентироваться  и действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и  построение таких способов действия, которые были бы сообразны логике будущего, т. е. с особой универсально-творческой активностью человека. Аналогичные  взгляды с различной степенью отчетливости проступают в трудах Стагирита, Августина Блаженного, Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Канта. Однако со временем это понимание было предано относительному забвению и уступило место плоской репродуктивистской трактовке психики, выдвинутой в ассоцианизме, ужесточенной бихевиористами и нашедшей свое «естественнонаучное обоснование» у ряда представителей физиологии высшей нервной деятельности. В модернизированном варианте эта трактовка представлена в разного рода адаптационно-гомеостатических моделях психики. Такова, к примеру, концепция Ж. Пиаже, где в качестве функционального и генетического стержня сознания (интеллекта) рассматривается когнитивная адаптация, которая, «подобно своему биологическому аналогу, состоит в уравновешивании ассимиляции и аккомодации» В нашей философии и психологии репродуктивистская трактовка психики прижилась на почве вульгарно, школярски интерпретируемой теории отражения как пассивного удвоения в создании объектов внешнего мира. Последующее же «обогащение» этой интерпретации представлениями об изоморфизме объекта и его субъективного образа, «нейродинамических кодах психических явлений» и т.д. привело к окончательному исчезновению творческого начала сознания.

Следует заметить, что репродуктивистская трактовка психики по-своему верно отражала ту сложившуюся в социуме разделенного труда ситуацию, когда большинство трудящихся индивидов оказываются носителями «превращенных» (в данном случае — репродуктивных) форм сознания. Но подобный подход во многом задал логику развития и структуру психологического знания, вплоть до его современного состояния, сориентировав исследователей на изучение всецело «превращенных» форм психики. Сознание как «функция мозга» не нуждалось в самоценности, для него было достаточно оставаться «определенным звеном» условного рефлекса. Испарению «подлинности» сознания (т. е. его творческой природы) способствовало широкое обсуждение так называемой психофизической проблемы (и ее составляющей — проблемы психофизиологической), которая уже в своей изначальной формулировке напрочь перечеркивала названную природу: «Предмет — печать, мозг — сургуч... Соответственно, будучи социально детерминированным, сознание не просто пассивно отражает действительность, но всякий раз творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени. Помимо исторической вариабельности творческая природа сознания состоит также в его способности к опережающему отражению действительности, т. е. в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта. Способность к опережающему отражению действительности связана с таким фундаментальным свойством сознания, как целеполагание. Целевые установки, в которых конкретизируется сознание, одновременно не только детерминированы исторической ситуацией, но и выходят за ее границы, позволяя расширять горизонты социокультурной реальности и создавать новые ценности. Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, – это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт – «внутреннее действие». В то же время человеческую деятельность отличает ее «осознанность», связанная со способностью к целеполаганию. Диалектику связи между сознанием и деятельностью можно представить, вслед за Марксом, следующим образом: деятельность – это процесс «опредмечивания» идеальных ценностей сознания, в то время как сознание и мышление – «распредмечивание» материальных ценностей. Связанное с деятельностью, сознание зависит от наличного уровня социальной практики, отражая и опережая ее развитие. В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения. При всей консервативности институтов традиций и образования они так же, как и деятельность, раскрывают творческую природу сознания. С одной стороны, как механизмы социализации традиция и образование формируют сознание в его культурно-исторической вариабельности, с другой – закладывают необходимое основание для последующего развития личности, творческий потенциал которой подчас напрямую зависит от ее общекультурного и образовательного уровней. Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, – это коммуникация. Она конкретизирует феномен деятельности на уровне межличностных взаимодействий, определяя не только ситуацию человека в целом, но и природу сознания. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: автокоммуникации, диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях, однако особое значение она имеет для интуитивно-волевых характеристик, определяющих природу «Я», самосознания. Сама конструкция «Я» возможна лишь как знаково-коммуникативная единица: «кто-нибудь, говорящий „Я“, направляется к другому человеку» (Э. Левинас), где подлинное самоопределение осуществляется как переинтерпретация «Я» в зеркале Другого. Культурные механизмы, обеспечивающие коммуникацию, – это речь и язык. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Согласно определению Ф. Соссюра, язык – система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям. Речь – это оформленная в соответствии с принятыми в социуме правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык. Таким образом, язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой. Речевое высказывание как элементарная единица речи может характеризоваться как определенный акт, действие, направленное на достижение целенаправленного эффекта со стороны воспринимающих людей. Посредством речевых актов осуществляется непосредственное межличностное взаимодействие и корреляция «Я» с социальной действительностью. При этом правила подобной корреляции диктуются языком, а конкретнее, «языковой игрой» как целостной системой коммуникации, подчиняющейся своим внутренним правилам и соглашениям.

Информация о работе Сознание в философии