Сознательное и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Цель: анализ и обобщение теоретических воззрений на природу сознательного и бессознательного. Задачи:
проанализировать разграничение понятий «сознание» и «бессознательное»;
определить структуру сознания;
изучить важнейшие психологические характеристики сознания;
описать неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Понятие сознания и его структура
1.1. Сознание……………………………………………………………… 5
1.2. Трактовка понятия сознание в различных школах………………. 8
1.3. Структура сознания…………………………………………………. 10
1.4. Психологические характеристики сознания………………………. 11
2. Сознательное и бессознательное
2.1. Бессознательное……………………………………………………… 13
Заключение………………………………………………………………... 17
Список литературы………………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Философия - копия.docx

— 73.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….         3

1. Понятие сознания и его структура

1.1. Сознание………………………………………………………………            5

1.2. Трактовка понятия сознание  в различных школах……………….          8

1.3. Структура сознания………………………………………………….          10

1.4. Психологические характеристики  сознания……………………….        11

2. Сознательное и бессознательное

2.1. Бессознательное………………………………………………………        13

Заключение………………………………………………………………...        17

Список литературы……………………………………………………….       18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Становление человека в процессе эволюции сопровождалось разложением инстинктивной (животной) основы психики и формированием  механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как  функция высокоорганизованного  мозга, который сформировался под  влиянием труда и речи. Зачатки  труда характерны для австралопитеков. Труд уже стал отличительным признаком  их преемников - питекантропов и  синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский  человек значительно продвинулся  вперед в изготовлении и использовании  орудий, увеличил их ассортимент и  вовлек в производство новый прикладной материал. Неандерталец, в частности, научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строить жилища из подручного материала. Человек современного типа - человек разумный - поднял и поднимает  уровень техники на еще большую  высоту.  
   Благодаря тому, что труд является сложной целенаправленной деятельностью, он и сослужил свою решающую роль в формировании и становлении сознания. Каждая трудовая деятельность сопровождается критическим осмыслением ситуации, своих возможностей, возможностей окружающих людей. Человек синтезирует желаемый результат трудовой деятельности - цель. Он ищет пути наиболее качественного и эффективного достижения цели, анализирует результаты своего труда, осознает свои ошибки и находки.  
   Необходимость совершения данных умственных операций получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.  
   Активно действующая рука "учила" голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. Постепенно развивалось воображение: человек мог заранее представить результат деятельности, варианты развития событий.  
   Параллельно с развитием труда и сознания формировался сам человек, развивались отношения с другими людьми, развивалось в целом человеческое общество. Начало проявляться распределение обязанностей и социальных ролей. Коллективный труд предполагал сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.  
   Без осознания возможности разделения трудовых усилий само это разделение не могло быть возможным. Оценки возможностей, способностей друг друга тоже со временем становились все более точными и четкими. Научившись оценивать других людей, выработанную систему оценки человек прикладывал и к себе самому. Так возникло и развилось самосознание.    

 

Цель: анализ и обобщение

теоретических воззрений на природу  сознательного и бессознательного.

Задачи:

  • проанализировать разграничение понятий «сознание» и «бессознательное»;
  • определить структуру сознания;
  • изучить важнейшие психологические характеристики сознания;
  • описать неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.

 

 

 

 

1. Понятие сознания и его структура

1.1. Сознание

Сознание человека возникло и развивалось  в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Особенно важно значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с помощью языка, с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Основным качественным признаком  сознания в философии является его  идеальность. Коллективно созидаемый мир духовной культуры, который социально  фиксируется, узаконивается во всеобщих представлениях людей о реальном мире. Это мир индивидуальных, коллективных представлений зафиксированный в языках культуры, но это не мир как он есть на самом деле, а мир каким мы его себе представляем, мир действительного, мир идеального. 
Высшим уровнем развития психики человека является сознание. 
Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. 
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. 
Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу», вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу». Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек, например, не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает и наделяет переживание смыслом. Другой пример: психическая процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном внимании к данному предмету. Сознание обеспечивает человеку прояснение всех жизненно важных  проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Понятие "сознание" употребляется  в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным  выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о  наличии, сохранении или нарушении  сознания у больного, под сознанием  понимают заключенные в психике  данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у  которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую  в мозг информацию с учетом уже  имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет  сложившуюся систему отношений  к другим людям и к обстановке деятельности, и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.

Психическое содержание человеческой личности кроме сознательной деятельности включает в себя многообразие неосознанных тенденций - побуждений его непроизвольной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Трактовка понятия  сознание в разных школах

 Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает сознание как ничто не зависящее от объективного мира и созидающее его.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и  от человека, и от природы, видя в  нем первооснову всего сущего.

Субъективный идеализм (Беркли, Мах  и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все  предметы - как совокупность представлений  отдельного человека.

Материализм понимает сознание как  отражение действительности и связывает  его с механизмами высшей нервной  деятельности.

Воззрения домарксовских материалистов  были ограниченными: они истолковывали  человека как природное, биологическое  существо, игнорировали его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность).

Специфические особенности марксистского  понимания сознания заключаются  в следующем:

1) Сознание общественно по своей  природе. Оно возникает, функционирует  и развивается как компонент  практической деятельности общественного  человека.

2) Человек мыслит с помощью  мозга. Деятельность высокоорганизованной  нервной системы мозга является  условием возникновения и развития  человеческого сознания.

3) Сознание предметно, т.е. направлено  на бытие. Познать, освоить  предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл  сознания.

4) Сознание включает в себя  не только отражение объективного  мира, но и осознание человеком  своей психической деятельности (Самосознание).

5) Вместе с тем сознание не  сводимо ни к мышлению, ни к  актам самосознания, а охватывает  как абстрагирующую деятельность  мышления, так и продуктивное  воображение. Кроме того, сознание  включает в себя интуицию и  человеческие эмоции, волю, совесть  и т.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие психических функций  человека.

6) Сознание тесно связано с  языком. В нем оно находит свое  материальное воплощение. Материализуясь  в языке, продукты деятельности  сознания могут быть переданы  последующим поколениям. Язык есть  лишь одна из форм материализации  сознания, оно воплощается и в  предметах культуры - продуктах труда,  произведениях искусства и пр.

7) Наряду с теоретическим отражением  действительности сознание включает  в себя ценностные установки  личности, её социальные ориентации  и пр.

8) Существуют различия между обыденным и научным сознанием, между индивидуальны и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп и общества в целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. - несводимы к индивидуальному сознанию.

9) Функция сознания заключается  не только в том, чтобы верно  ориентировать человека в окружающей  действительности, но и в том,  чтобы через отображение способствовать  преобразованию реального мира.

Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают  всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Структура сознания

В структуру сознания входят важнейшие  познавательные процессы, с помощью  которых человек постоянно обогащает  свои знания. К этим процессам относят  ощущения и восприятия, память, воображение  и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей  в сознании складывается чувственная  картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет  возобновлять в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач  путем использования обобщенных знаний. 
В сознании человека закрепляется четкое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит "я" человека и его "не-я". Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение "я" от "не-я" - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. 
Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека путем формирования целей деятельности, с определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений, учетом хода выполнения действий, внесением в него необходимых корректив. 
В сознание человека входит мир эмоций и чувств, в которых находят отражения сложные объективные, общественные межличностные отношения, в которые включен человек. 
Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало человечество. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. 

 

 

 

 

 

1.4. Психологические характеристики сознания

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание - совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания —  закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта,  того, что  принадлежит «я» человека и его  «не-я». Человек, впервые в истории  органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это  противопоставление и различие. Он – единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание, обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания —  обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед  собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается  ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных  оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше  понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется  расстройством именно в сфере  чувств и отношений: больной ненавидит  мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях  и т.д.

Что же касается философских характеристик  сознания, то сознание в современной  трактовке – это способность  направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

М.К.Мамардашвили советский философ, гуманист определял сознание как светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь, в соотнесение то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал. В своей работе «Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание – прежде всего, это сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

Информация о работе Сознательное и бессознательное