Сознательное и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Цель: анализ и обобщение теоретических воззрений на природу сознательного и бессознательного. Задачи:
проанализировать разграничение понятий «сознание» и «бессознательное»;
определить структуру сознания;
изучить важнейшие психологические характеристики сознания;
описать неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Понятие сознания и его структура
1.1. Сознание……………………………………………………………… 5
1.2. Трактовка понятия сознание в различных школах………………. 8
1.3. Структура сознания…………………………………………………. 10
1.4. Психологические характеристики сознания………………………. 11
2. Сознательное и бессознательное
2.1. Бессознательное……………………………………………………… 13
Заключение………………………………………………………………... 17
Список литературы………………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Философия - копия.docx

— 73.37 Кб (Скачать файл)

Однако философы всегда искали связь сознания с космическим, идеальным. Они обратили внимание на то, что в сознание прорывается нечто такое, что лежит где-то в его глубине или же за его пределами. У многих людей возникают предчувствия, которые значительно опережают реальные восприятия. Многие чувствуют опасность в условиях, когда казалось бы ничто о ней не напоминает. Более сложный пример связан с тем, что человек часто прислушивается к внутреннему голосу и действует в соответствии с его советом, не зная, кому этот голос принадлежит. Глубоко религиозные люди часто отождествляют его с голосом Бога, Христа, ангелов. Порой они сомневаются, чей это голос: Бога или дьявола.

Конечно, в любой момент работы сознания в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое. Осознавать сразу  все невозможно. При сосредоточении на одном упускается из поля внутреннего  внимания многое другое. А процессы идут во всем сознании. И все же неосознаваемое существует в сознании, и это проверяется  путем перемены внимания. В поле внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые до этого не осознавались. Итак, осознаваемое и неосознаваемое постоянно переплетаются в сознании, и движение мысли связано с существованием этой соотносительности. Все это как будто бы не выводит нас за пределы тезиса тех ученых, которые отрицают связь сознания с космосом как некую мистику.

И все же философы заметили, что  неосознаваемое, в определенной мере присущее самому сознанию, выходит за рамки сознания. Так, Платон свидетельствует о своем внутреннем голосе, который он узнавал и которому доверял. Он всегда к нему прислушивался и с ним советовался. Его внутренний голос можно отнести к осознаваемому. Но возникает вопрос: кому же принадлежит этот голос? Когда в обыденной жизни мы слышим за дверью голос и не можем определить, кому он принадлежит, то открываем дверь и видим его владельца. В случае же с голосом Платона все попытки изменения ситуации ни к чему не приводят. Значит, есть такое - неосознаваемое, которое невозможно перевести в свою противоположность.

 

2. Сознательное и бессознательное

У человека психика носит осознанный и неосознанный характер. Благодаря  активному и опережающему отражению  органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики, становится возможным осуществление  действий, адекватных этим объектам.

2.1. Бессознательное

Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Бессознательное — бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты. Среди инстинктов главное место занимает половой инстинкт. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. В XVIII-XIX веках представителями идеалистической философии Кант, Шопенгауэр, Гартман, Бергсон и материалистами Сеченов, Павлов, Бехтерев были созданы теории бессознательного. Первое Международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей. После появления трудов Зигмунда Фрейда началась новая эра в изучении бессознательного.

3игмунд Фрейд считал, что скрытыми  детерминантами сознания являются  неосознаваемые переживания конкретных  индивидов. В упрощенной форме  суть его учения можно выразить  следующим образом. В человеке  живет великая сила - бессознательное,  или «Оно». Этой силой управляет  либидо - психическая энергия сексуальных  влечений. Кроме «Оно» в структуре  духовного опыта человека присутствуют  общественные нормы и правила  «Сверх-Я», или культура. Она выполняет  репрессивные функции: ограничивает  свободу человеческих инстинктов. «Я» человека находится под  давлением «Оно» и «Сверх-Я»  и в результате оказывается  заложником сил, не подчиняющихся  сознанию «Я». Задача человека - найти состояние динамического  равновесия между этими бессознательными  силами. В противном случае неизбежен  трагизм человеческого существования.  Возвестив человеку о существовании  «Оно», Фрейд требовал постоянной  работы по превращению «Оно»  в «Я». Он был уверен, что  единственно возможным нормальным  путем для человечества в будущем  должен стать путь постоянного.  Зигмунд Фрейд считал, что бессознательное  - причина человеческого духовного  рабства. Как врач-психотерапевт,  он пытался «вылечить» пациентов  от несвободы, проясняя в каждом  отдельном случае те бессознательные  мотивации, которые определяли  поведение людей, их душевные  расстройства. Он исходил из того, что в любом обществе человека  можно превратить в самосознающего  и свободного, если помочь ему  осознать его индивидуальное бессознательное. 
Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Бессознательное не просвечивается светом разума. Это темный, бесконечно глубокий колодец, где чего только ни намешано. Здесь не только эдипов комплекс, но и другие всевозможные страхи, и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Ребенок испугался чего-то, постарался забыть, его сознание это забыло — но психика ничего не забывает, она просто вытеснила это переживание в бессознательную сферу, и оно живет там и часто мучает человека. Например, человек боится находиться в закрытом помещении, или наоборот, боится открытого пространства, третий смертельно боится один выезжать за границу.

Любой человек напичкан разными  комплексами и страхами: один, ложась спать, обязательно заглянет во все  шкафы и под все диваны, другой не уснет, если не поставит тапочки  под прямым углом друг к другу, третий, садясь в трамвай, обязательно  два раза чихнет и один раз почешет  левую ногу — и кто знает, какие  переживания и стрессы случились  с ним в детстве и выразились теперь в таком странном поведении. Но это случаи безобидные, бывают и  серьезные психические отклонения, справиться с которыми могут только специально обученные врачи —  психоаналитики.

 
Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник Зигмунд Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики - опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности. 
 
Современные представления о феноменологии бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. При возникновении обстоятельств, затрудняющих выбор стратегии поведения человека, требующие нового способа решения, они попадают в зону ясного сознания, но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного. При этом сознание освобождается для решения новых задач. 
 
Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида. Бессознательное - это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций. Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию. Однако, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. 
 
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне сноведения; ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями "субсенсорные" или "субцептивные" реакции; движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. 
 
Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.

Бессознательное – это то, что  управляет нами, но не входит в сферу  ясного сознания. Интуитивное решение, в этой связи, – это решение, принятое на неосознаваемом уровне. 

В целом проблема бессознательного является проблемой скрытых детерминант  сознания. Что мы знаем в этом вопросе? Что есть вербализованное  знание, зафиксированное в понятиях, словах, терминах. Наряду с этим есть  довербальное знание, зафиксированное в образах, символах. Оно хранится в свернутом виде в сфере бессознательного как результата усвоенного (т.е. воспринятого знания), но не освоенного (не осознанного творческим образом) знания. В чем разница? При доминировании сферы бессознательного практически невозможно строить стратегические планы, можно и довольно успешно решать тактические задачи. При доминировании сознательной  сферы в силу специфического свойства сознания разнонаправленности и равнозначности альтернативных направлений, увеличивается время выбора принятия решения, что в критические для сохранения биологической жизни индивида моменты недопустимо. Вот почему природа дала нам возможность сознательной деятельности, но во избежание потери своей «думающей тростиночки» наделила её и бессознательным. Сегодня развитие человека во многом зависит от самостоятельного выстраивания взаимосвязи между этими двумя сферами и самоконтроля. И дело не только и не столько в экологической катастрофе как это принято сейчас говорить. Дело в том, что экологическая катастрофа это следствия потери самоконтроля над собственной деятельностью и отказа от деятельности сознающего себя существа. Чисто не там где убирают, а там где не сорят. А в каких случаях не сорят? При такой структурной организации деятельности, в которой интересы целого доминируют над интересами частей. И этот принцип организации позволяет сохранять уникальность, индивидуальность части. При доминировании интересов части, в общественной жизни проявлением такого принципа организации является индивидуализм, нет развития целого, нет эволюции, а есть активное столкновение частей, которое в конечном итоге приводит к выявлению общего и деятельности, направленной на строительство взаимосвязей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что сознание — это свойство высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой  сознания является мозг человека, а  также его органы чувств. Еще древнегреческий  философ Эпикур утверждал: «В здоровом теле здоровый дух». Он прав отчасти, т. к. современная наука доказывает, что более существенное воздействие  на бытие человека оказывает сознание, нежели тело.

Итак, человеческое сознание можно определить: во-первых, как способность человека овладевать индивидуальными умениями и навыками человеческой активности, проявляющими себя в общении, учебе, игре, труде и творчестве; во-вторых, как совокупность интеллектуальных способностей человека, главными из которых являются способности, знания, суждения, воля и понимание; в-третьих, как творческое начало человеческого разума, содержащее программу развития индивида и меняющее ее в зависимости от накопленного опыта;  в-четвертых, как субстанцию, связывающую человека со всей Вселенной, мировым информационным полем, всемирным разумом в единую мыслящую систему. 

Уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и  наоборот, выражает осознание человеком  ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль  переходит в сферу бессознательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


Информация о работе Сознательное и бессознательное