Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:30, реферат
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
1.Понятие Сознания.
2.Сознательное и бессознательное.
3.Понятие бессознательного.
4.Диалектика сознательного и бессознательного.
его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии это
понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни
человека. В современной оно толкуется как совокупность психических процессов,
состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей.
Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового
поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами
группы. Личное бессознательное и коллективное бессознательное влияют на жизнь
индивида и ход исторического процесса.
4. Диалектика сознательного и бессознательного.
«Взаимосвязь сознательного и бессознательного является основной предпосылкой
психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке
часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной
жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в
сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое
может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание
– это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и
сознательное к животной и человеческой психике соответственно.
Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое
проявление, как и сознание,
оно детерминировано
существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное
отражение мира в мозгу человека.
Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей
разных научных школ. Пионер изучения бессознательного 3. Фрейд под
бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось
реализовать, поскольку они
оказались противоречащими
по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое
существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях.
Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который
опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает
нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно
не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что
состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо,
иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в
следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать
сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в
промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым
(латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было
стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также
дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со
скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет,
термин «бессознательное» не может иметь здесь применения; пока представление
находилось в скрытом состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы
уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный
спор о словах.
К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем
разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели,
т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные
процессы или представления — здесь прежде всего приходится иметь дело с
некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, — которые могут
иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие
представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны
опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся
сознательными.
Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а
сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время
нашей психоаналитической работы как сопротивление.
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении.
Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим,
однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать
сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может
стать сознательным».
Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его в
сознательное и наоборот выражает осознание человеком, ранее неосознаваемой
мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль переходит в сферу
бессознательного.
Самоустраненность - действительно ведет к созданию мистики и религиозности, но
никогда не способствовала развитию общества и личности. У Ницше его герой
Заратустра ушел от людей в горы и жил там долго в одиночестве. Затем,
продумав все, он решил вернуться к людям и обратить их к тому, что он
осознал за годы одиночества. Люди не поняли его речей и посмеялись над ним.
Так Заратустра понял, что нужно сначала завести учеников и через их
посредство распространять свое учение. Заратустра хорошо разобрался в жизни,
прежде чем уйти в горы. В горах он все обдумал и, вернувшись, обнаружил, что
только опыт и размышления дают возможность правильно действовать. Без опыта
сразу же наступают ошибки и неверные действия. Нельзя полагаться лишь на
свое бессознательное и свою интуицию. Нужно считаться с другими людьми, а это
возможно лишь через опыт и диалог.
Таким образом, уход во внутренний мир не означает разрыва с внешним миром.
Напротив, в границах развивающегося сознания эта связь постоянна и
устойчива. Человек осознает свой внутренний мир и отличает его от мира
внешнего. Раз открыв его, человек никогда его не теряет. В то же время этот
мир является величиной изменчивой и зависит от усилий личности. В течение
жизни человек может расширять и углублять свой мир. Работа в этом направлении
означает, что человек сам создает свое сознание. Получается так, что сознание
— это не дар, а результат труда по самопознанию. И значит широта и глубина
сознания зависят от человека
и тех благоприятных
которые для этого создаются.
Самопознание наталкивает человека как бы на три слоя сознания: сознание,
находящееся вне его, с которым он еще не знаком; сознание в нем самом,
которым он еще не овладел; и, наконец, сознание, которое он уже имеет. Отсюда
расширение последнего сознания идет за счет приобщения к тому, что есть в
нем самом и вне его. Это как бы жизнь индивида в сфере духа. Относительно
каждого человека можно говорить о том, насколько он овладел сознанием.
Наверное, можно так говорить и о каждом поколении.
В этой связи закономерен вопрос о языке. Принято считать, что мысль
появляется раньше ее языкового оформления. Многие мыслители, исходя из
своего опыта, заметили, что их мысль после своего рождения как бы ищет свое
языковое оформление. Отсюда распространенность мнения о том, что при своем
зарождении мысль существует вне языка. Это действительно так, если
отождествить понятие «язык» с тем, что возникает в результате человеческого
общения и составляет часть его культуры. Но если допустить, что есть разные
языки: языки животных, языки машин, а словесный язык — это лишь один из
языков, тогда вполне можно согласиться с тем, что мысль возникает лишь
посредством языка и не существует вне его. Сначала мысль возникает на языке
мозга, языке бессознательного и лишь позднее переводится на словесный язык,
язык сознания. Сделав такое допущение, мы тем самым увидим значение
бессознательного в создании мысли. Если же признать, что бессознательное
непосредственно связано с космическим, тогда приходится принять во внимание
возможность воздействия космического на человеческую мысль. Во всяком случае
благодаря космическому она может осуществиться. А по более большому счету
космическое может воздействовать на содержание мысли
Существует масса примеров, на которых можно отобразить бессознательное, как
модель. Присвоить ей определённые характеристики. Исследовать её. Например
пробуждение человека от сна является ничем иным, как конфронтацией двух взаимно
противоположных сторон. С одной стороны - это сознание человека, стремящееся
попасть в окружающий мир, а с другой стороны это инстинкт сна, заставляющий,
затягивающий, человека в свою паутину. Чувство сознания, которое внедрилось в
сложную человеческую систему как компонента. И так как этот элемент являлся
доминирующим во всей системе, результатом синтеза явилось начало духовного
возрождения человека. Победа его над инстинктом с дальнейшим развитием
интеллекта и научно технической мысли. Однако искоренить бессознательное не
удалось и скорее всего никогда не удастся. С таким же успехом можно пытаться
организовать считывание информации человеческого мозга на магнитные диски.
Невозможно ни стереть бессознательное из человека ни побороть его сознательно.
Однако среди людей встречаются единицы, которые смогли это сделать. Вспомним
Ленина. Ведь не так давно в России происходили фантастические события. Нашёлся
человек, чьё сознание во много раз превосходило инстинкты. Мне часто говорят,
что человек от природы устроен психически слабым существом. Просматривая
отрывки своей жизни я все больше и больше в этом убеждаюсь. В человеке заложен
инстинкт повиновения более сильному. Он не в состоянии вести психическую борьбу
за первенство в обществе. Подобно тому, как в волчьей стае есть только один
вожак. Тот, кто сумел одержать победу над бессознательным внутри себя. Мера
бессознательного, определяется переходом от инстинктивного ощущения
действительности, к сознательному восприятию, выраженную в поведении человека в
его конкретных поступках.
Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает
пространство бессознательного. Можно провести аналогию с биологическими
часами. Например, как объяснить тот факт, что петух будит фермера по утрам и
тот ни разу не опоздал на электричку. Подобно этому внутри нас всегда
существует мера как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы
всегда можем её оценить. Например, мера стыда, которая проявляется в
покраснении кожи лица ничем не хуже линейки или циркуля, которыми мы
привыкли пользоваться.
В реальной жизни на сегодняшний день можно дать такую характеристику:
«Бессознательное - это то, что затягивает нас в паутину неприятностей и
неудач». Как это объяснить? Дело в том, что в жизни человека очень много
моментов, когда он думает одно, а фактически делает другое. Это объясняется
тем, что импульс сознания окружающего мира оказался слабее подсознательного.
Два импульса перекрываются. Результирующим оказался незначительный источник,
поступивший к нам из области подсознательного. Следовательно, те действия и
функции, которые выполняются субъектом, бессознательны. Отсюда потеря контроля
над окружающим миром, неспособность предвидеть и прогнозировать и т.д.
Заключение.
В истории философии всегда были поиски познания идеально-космического.
Философы аристотелевской школы считали, что космос — создание Бога,
использовавшего в своем труде по его созданию особый язык, который необходимо
раскрыть. Еще пифагорейцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках
космоса. В эпоху Возрождения Галилей не сомневался в том, что природа — это
Богом написанная книга. И эта книга, по его мнению, написана языком
математики. Таким образом, задача заключалась в том, чтобы с помощью
математики читать эту книгу, а посредством наблюдения и эксперимента
проверять прочитанное.
Следовательно, философы подошли к сознанию с других позиций, чем психологи,
логики, физики. Они заметили, что в сознании есть не только знания об
окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки
овладения языком космоса, понимания его информационных структур.
Итак, сознание обладает связью
с космическим идеальным
бессознательного. А это значит, что есть скрытый источник стимулирования
сознания. Он направляет сознание в его деятельности. В этом сознание как бы
несвободно, оно подчинено необходимости, которая выступает в историческом
обличьи. Эту свою несвободу сознание ощущает через признание божественного
провидения, историческую закономерность. Однако сознание всегда связано с
самопознанием. Это самопознание представляет собой прежде всего познание
общественных условий своего бытия, своего места в этом бытии. Чувствуя
историческую необходимость, сознание пытается проникнуть в его истоки не
только на уровне способа производства, но и на уровне космических влияний.
Это обостряет интерес сознания к бессознательному, в котором скрыты
непосредственные нити связи психики человека с космосом. Через их познание