Специфика философии, ее основные задачи и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Содержание работы

Введение 3
1 Специфика философии 4
2 Основные задачи философии 10
3 Структура философии 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

фил.готовое.docx

— 33.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                         3

1 Специфика философии                                                                                               4

2 Основные задачи философии                                                                                   10

3 Структура философии                                                                                               12

Заключение                                                                                                                    15

Список использованной литературы                                                                          16

 

Введение

Исходя из характера решаемых в  философии вопросов, говорят, что  она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет  сейчас две особо важные для каждого  человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом  всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания  и нормы одного из главных видов  деятельности - познавательной.

Философия – мировоззренческое  знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение  не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались  параллельно – мифологический и  религиозный типы мировоззрения.

Актуальность данной темы состоит  в том, что философия представляет собой высший уровень и вид  мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической  оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы  через могущество, всесильность, бесконечность  внешних сил — Космоса и  согласно которому все сущее зависит  от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна  Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней  Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был  распространен в средневековой  Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит  проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные  философские школы).

 

1 Специфика философии

Для многих людей, которые  не изучали философию, слово философия  часто воспринимается, как «порассуждать от нечего делать». Не случайно на уровне обыденного сознания бытует фраза: «Все это философия, а в жизни все совсем по–другому». И значит, философия есть что–то такое далекое, не связанное с реальностью, с жизнью.

Однако в кругу писателей  и поэтов, существует представление  о философии как о чем–то фундаментальном, глубоком, авторитетном. И не случайно некоторые литературные ценители, критики, чтобы придать значимость тому или  иному произведению употребляют  такие выражения: «Здесь автор дает глубокое философское осмысление действительности», или «В этом рассказе дается философское  обобщение» и, значит, речь идёт о серьезных  вещах.

А вот что о философии  говорили мыслители древности, например, древнегреческий философ Эпикур (341 – 270 до н. э.):  «Более всего необходимы людям врачи и философы. И меньше всех на земле врачей и философов». Другой выдающийся древнегреческий мыслитель, философ Аристотель (384 – 322 до н.э.) так выразил свое отношение к философии: « Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни дозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или поздно…».

Но что же такое философия? Каков ее предмет? Почему Аристотель настоятельно рекомендует заниматься философией в любом возрасте, считая это занятие счастьем?

Слово «философия» взято  из древнегреческого языка. Оно образовано из двух слов phileo – люблю и sophia – мудрость, то есть люблю мудрость или, иначе, любомудрие, люблю мудрствовать.

Но это не просто обозначение  любви к мудрости. Философия –  это сама мудрость. Всякое ли знание является мудростью? Нет. Мудрость –  это знания, соотнесенные с ценностями, позволяющие верно ценить мир, человека, правильно строить отношение человека к миру, осознавать и выделять систему ценностей, на основе чего осуществляется выбор и предпочтение в свободной деятельности.

Считают, что слово «философ»  впервые употребил древнегреческий  математик и мыслитель Пифагор (580 – 500 г. до н. э.). Он употреблял его по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Использование и истолкование термина «философия» в европейской культуре связано с именем Платона (427 – 347 до н. э.).

Словом «философия» в  древнегреческом мире обозначали всю  совокупность знаний, которыми обладали люди. В современном понимании  философия включает в себя не всякие знания. Философия представляет собой, прежде всего, систему теоретических  знаний. Философия – это теоретическое  осмысление действительности [2, c. 155].

Необходимо отметить, что  теоретические знания содержат и  специальные науки. Каждая специальная  наука изучает отдельные формы  движения материи и использует свой специфический язык, характер которого определяют специфические понятия, отражающие особенности, свойства и  связи, характерные только для данных форм движения. Например, физика использует такие понятия, как скорость, ускорение, масса, энергия, химия – валентность, реакция окисления и т. д. Что касается философии, то она также обладает своим специфическим языком,  основу которого составляют такие философские понятия, как категории. Категория – это философское понятие, которое фиксирует существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности. Категории составляют основу языка философии и определяют специфику философского знания.

Категории формируются по мере выявления всеобщих свойств, связей и отношений. Их формирование невозможно без обобщения достижения во всех областях познания. Ведь то общее, что  присутствует в различных сферах действительности, в той или иной мере освещается отдельными, специальными науками. Чтобы иметь о нем  целостное полное представление, необходимо сравнить, как это общее проявляется  во всех сферах действительности, что  о нем известно в специальных  исследованиях, и на основе обобщения  выводов специальных наук, синтеза этих знаний формируется целостное общее понятие. И таким образом, категории выступают как своего рода сгустки знаний человека о том общем, что отражается в системе знаний различных наук  во всех областях исследования. И именно потому, что философия представляет собой теоретическое осмысление на уровне категорий, она обладает способностью вскрывать всеобщие закономерности. Поэтому специфика философского знания заключается в том, что оно является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), а также в том, что оно является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры. Философия, в сущности, предстает как концентрированное, обобщенное выражение культуры. Не случайно выдающийся немецкий философ Г. Гегель (1770 – 1831) говорил, что философия – это эпоха, схваченная в мысли, синтез культуры, а Ф. Энгельс (1820 – 1895)подчеркивал, что философия – это квинтэссенция (истинная основа) духовной жизни эпохи. Фактически, философия является кратчайшей дорогой приобщения к культуре.

Рассматривая всеобщие связи  и отношения, философия дает общее  представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении  к миру; и круг философских проблем  связан непосредственно с кардинальными  вопросами человеческого бытия. А именно, что такое мир? Закономерен  он или хаотичен? Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру? Познаваем  ли мир? В соответствие с этим предметом  философии является мир как целое, общество, человек и его отношение  к миру с точки зрения всеобщих свойств, связей, закономерностей.

В целом философия отличается от других форм теоретического осмысления действительности тем, что она:

– рассматривает мир как  целое с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений;

– познает природу мира и устанавливает причины ее развития;

– изучает наиболее общие  законы природы, общества и мышления;

– исследует пути и средства познания мира и его преобразования.

В ходе развития философии  представления о ее предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для крупнейшего древнегреческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Ученик Сократа,  выдающийся философ Античности Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т. е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Величайший мыслитель Древнего мира  Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Античные философы и толкователи текстов Аристотеля использовали понятие «метафизика» как синоним слова «философия». Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук.

В Средние века философия  выступала служанкой богословия и схоластики, она  выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как и древние греки, любое теоретическое знание называют философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, знаменитый английский философ и государственный деятель Нового времени Ф. Бэкон относил к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а  основоположник европейской философской классики Р. Декарт уподоблял философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII в. остается соотнесение философии с познающим разумом.

Расширительное понимание  предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII – начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно–научному знанию о частном. Так, великий немецкий философ–диалектик Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. Основоположник немецкой классической философии И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.

В XX веке проявилось большое  разнообразие трактовок предмета философского исследования. Так, неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях. Сохраняя понимание философии как науки о всеобщем, неокантианцы обнаруживают это всеобщее не в сфере познания, а в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

•  Что я могу знать?

•  Что я должен делать?

•  На что я смею надеяться?

Эти три вопроса объединяются в четвертом:

• Что такое человек?

В этих вопросах И. Кант формулирует  предмет философии как проблемы познания, рассматриваемые в контексте  долженствования, веры, взаимоотношения  мира и человека [2, c. 133].

В таком понимании предмета философии фиксируются две взаимодействующие  стороны – субъект (человек) и  объект (мир). И это очень важно, ибо философия в данном случае характеризуется как гуманистическое, человеческое знание, рожденное человеком и предназначенное для человека. Человек – основа и ядро философии, он – предельная ценность, все иные знания, независимо от их характеристик, рассматриваются через призму человека как меры всех вещей и предназначены для человека. И. Кант начисто исключил из этого перечня одну из наиболее важных и фундаментальных проблем философии, постоянно находившихся в ее центре. Речь идет о предельных основаниях универсального бытия, о фундаменте, в рамках которого осуществляются и познание, и жизнедеятельность человека в целом.

Информация о работе Специфика философии, ее основные задачи и структура