Специфика философии, ее основные задачи и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Содержание работы

Введение 3
1 Специфика философии 4
2 Основные задачи философии 10
3 Структура философии 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

фил.готовое.docx

— 33.41 Кб (Скачать файл)

То, что И. Кант обошел эту  проблему, – прямое следствие исходной, фундаментальной установки его  учения. Великий мыслитель полагал, что человек в принципе не может  выйти за рамки своего познания и  мышления, поскольку все, что так  или иначе предстоит человеку, фиксируется с помощью и посредством  человеческого сознания и мышления, так или иначе пропускается, грубо  говоря, через сито его интеллекта, всегда несет на себе определенный отпечаток деятельности сознания и  мышления. Поэтому мы знаем мир  не таким, каков он сам по себе, а  таким, каким он нам представляется в наших образах. У человека нет  никаких способов избегнуть этого  опосредствующего воздействия человеческого  сознания, нет путей и средств, позволяющих вступить в прямой и  непосредственный контакт с миром  вещей, существующих независимо от сознания, самих по себе в том виде, каковы они есть на самом деле. Эта предпосылка  и конечный вывод спорны. Они отвергаются практически всеми философами – предшественниками Канта, всем последующим развитием философской мысли.

И. Кант как великий философ  первым из мыслителей Нового времени  осознал антропоцентрический характер философского знания, что означает,  человек является центральной проблемой философского осмысления действительности, всё теоретическое видение мира происходит через  потребности и интересы человека, тем самым существенно обогатил философию как науку о всеобщем [3, c. 135].

 

2 Основные задачи философии

Одна из важнейших задач философии – понимание оснований и сути нравственных правил, регулирующих отношения между людьми. В «Метафизике нравов» содержится комплекс главных нравственных обязанностей человека, по Канту:

1. Обязанность по отношению к  самому себе – это долг человека  заботиться о сохранении своей  жизни и здоровья. Самоубийство  и всякого рода подрыв человеком своего здоровья посредством пьянства и обжорства Кант относил к порокам. Добродетелями являются правдивость, честность, искренность, добросовестность, чувство собственного достоинства. Из долга в отношении достоинства человеческого в нас следовали предписания:

1) не становись холопом человека;

2) не допускай безнаказанного  попрания своих прав другими;

3)коленопреклонение и угодничество  перед человеком недостойно человека  во всех случаях.

Совесть – необходимое для нравственности внутреннее судилище. К велениям долга  Кант относил моральное самопознание, стремящееся проникать в трудноизмеримые глубины (бездну) сердца. Противоположной долгу человека перед самим собой является склонность к разрушению прекрасного в неживой и живой природе. В состав долга человека перед самим собой входит «развитие всех естественных (духовных, душевных и телесных) сил».

2. Две главные обязанности человека  по отношению друг к другу  – это любовь и уважение. Любовь  – это благоволение, порождающее  благодеяние, благотворение, не  связанное с расчетом  на какие-то выгоды для себя. Благоволение – это удовольствие от счастья, благополучия других. Долг каждого человека – благотворить, то есть по мере возможности помогать людям, содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое-либо вознаграждение. Единственной «компенсацией» за благодеяние является благодарность со стороны того, кому оно было оказано. Благодарность – это священный долг. Нравственный долг – это участливость, понимаемая как сострадание к людям в их несчастьях и как разделение их радостей. Пороками, противоположными человеколюбию, являются недоброжелательность, неблагодарность, злорадство, – все это называется человеконенавистничеством. Пороками, противоположными уважению, являются высокомерие, злословие, издевательство. Добродетелями обхождения являются «приятность в обществе», вежливость, терпимость, гостеприимство, мягкость.

Задача человека – «поднять культуру своей воли до самого чистого, добродетельного  образа мысли, когда долг становится также мотивом поступков. Добродетели  можно и должно учить» [5, c. 469].

 

3 Структура философии

Философия - самостоятельная отрасль  знания, но она не отгорожена от других форм познавательной деятельности человека. Особенно это касается религии и  науки. В принципе, у религии и  философии одна задача - дать ответы на вопросы предельно общего, мировоззренческого характера. Однако на этом их общность и заканчивается. Религия решает мировоззренческие вопросы в  форме догм, которые не подлежат логическому обоснованию и сомнению. В религии главное - это вера в непостижимое разумом. Философия, наоборот, стремиться дать логически, рационально обоснованные ответы на мировоззренческие вопросы. Много общего у науки и философии. Наука и философия стремятся осмыслить мир в строго логически обоснованных формах, выйти за пределы опыта, проникнуть в сущность предметов и явлений. Однако в процессе такого осмысления наука «нарабатывает» общепризнанные, проверенные экспериментально, опытным путем, законы и принципы. В философии фактически нет ни одного вопроса, который однозначно решался бы всеми философами. Философское знание носит гипотетический, плюралистический, многовариантный характер. На этом основании многие философы отрицают тезис, что философия - это наука. Другие, если и признают за ней статус науки, то говорят, что это наука особого типа [6, c. 122].

Философские учения можно систематизировать, выделить определенные типы философствования. При этом тип философии зависит  от того, что берется в качестве критерия систематизации. Наиболее фундаментальные  типы философии:

Материализм - это философское направление, которое решает основной вопрос философии  в пользу первичности материи  и вторичности сознания. С точки  зрения материализма, природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.

Идеализм - это философское направление, которое решает основной вопрос философии  в пользу первичности сознания и  вторичности материи. В идеализме  существуют два течения - объективный  идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным  объявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием». Субъективные идеалисты первичным считают субъективное, т. е. человеческое сознание. С их точки зрения, внешний мир комбинируется из человеческих ощущений.

Промежуточное положение между  материализмом и идеализмом занимают дуализм, деизм и пантеизм.

Дуализм - это философское направление, которое утверждает, что в основе мира лежат два вечных начала - материальное и духовное. Следовательно, дуализм  снимает вопрос о том, что первично: материя или сознание.

Деизм - это философское направление, которое исходит из того, что Бог  сотворил мир, но после акта творения не вмешивается в его дела.

Пантеизм - это философское направление, которое растворяет Бога в природе, а природу в Боге. Пантеисты  говорят: «Бог - это природа. Природа - это Бог».

Типы философии по объекту философского познания. В данном аспекте философские  учения делятся на космоцентрические, теоцентрические и антропоцентрические.

Космоцентризм - это философское  направление, предметом которого является мир в целом, Космос, Вселенная. Для  него характерно стремление как бы «объять необъятное», определить, что  лежит в основе всего сущего, что  является источником всякого движения.

Теоцентризм - это философское направление, предметом которого является идея Бога. Для него характерны поиски логических, философских доказательств бытия  Бога.

Антропоцентризм - это философское  направление, предметом которого является человек. Поиск ответа на вопрос, что  такое человек и в чем смысл  его бытия, является главной задачей  антропоцентризма.

Такое разграничение философских  учений относительно, так как нет  ни чистого космоцентризма, ни чистого теоцентризма, ни чистого антропоцентризма. В каждом из них присутствуют элементы других философских учений. Так, рассуждая о человеке, невозможно обойти вопросы о его месте во Вселенной и его отношении к идее Бога [4, c. 201].

Типы философии по способу обоснования  своих постулатов. В данном аспекте  философские учения можно разделить  на рационалистические и иррационалистические.

Рационализм - это тип философии, который делает центральным пунктом  философского анализа разум, строгое  логическое обоснование.

Иррационализм - исходит из того, что  решающим источником познания предельных оснований бытия является интуиция, внезапное мистическое озарение и т. п.

Типы философии по методу философского мышления. В данном аспекте философские  учения делятся на диалектические и метафизические.

Диалектика - это такой метод  мышления и объяснения, который исходит  из того, что в мире все процессы и явления взаимосвязаны и  взаимообусловлены. Источником всякого  движения, развития и изменения является взаимодействие, борьба противоположностей.

Метафизика - это такой метод  мышления и объяснения, который пытается дать однозначное, завершенное изображение  мира в готовых, сложившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна  и вечна, они неподвижны. Вывести  их из состояния покоя, придать им движение может лишь внешняя сила (например, Бог).

К главному назначению философии относится конструирование теоретической картины мира, и определение в нем места и роли человека.

 

Заключение

Обобщая вышеизложенный материал, а  также имея ввиду современное  состояние философского знания, можно  выделить следующие особенности  философского мировоззрения:

- Оно строится на фундаменте непротиворечивого рационального знания о мире: на логическом анализе фактов, на обобщениях, выводах и доказательствах, которые в ранних философских учениях начинают вытеснять мифологический вымысел;

- В нем мир снова обретает единство как “жизненный мир человека”;

- Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.

Философское мировоззрение является основанием для практической деятельности человечества и для существования  культуры в широком смысле этого  слова (как разнообразных форм человеческой деятельности и ее результатов).

Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания  человечества.

В мировоззрении находит  свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное  мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и  всего человечества, которое, как  и отдельный человек, никогда  не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов.

 

Список использованной литературы

1.  П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.

2.  История философии в кратком изложении. М.: «Мысль», 2005. - 155с.

3.  А.Ф. Малышевский. Введение в философию: Учеб. пособие. / Под ред. А.Ф. Малышевского. –М.: Просвещение, 2005, - 256с.

4.  Н.Н. Смирнова. Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2007. – 228 с.

5.  А.Г. Спиркин – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2007.- 816с.

6.  Семинарские занятия по философии: Учебник. / Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2008. - 297с.

7.  Е.М. Удовиченко. Философия: конспект лекций и словарь терминов. Учебное пособие. – Магнитогорск: МГТУ, 2004. – 197 с.

8.  Философия. Учебник. / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 245 с.

9.  Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. – 243 с.

10.  Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарики, 2008. – 351 с.

11.  Философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2007.

12.  Фролов И.Т. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений: В 2 ч. / Под рук. И.Т. Фролова. М.: ДРОФА, 2007. – 546 с.

13.  А. Якушев. Философия: конспект лекций. Учебное пособие. – М.: Приор-издат, 2009. — 224 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Специфика философии, ее основные задачи и структура