Специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

В данной работе раскрыт предмет философии и специфика философских знаний.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Предмет философии
Глава 2. Специфика философского знания
2.1 Способы и формы понимания специфики философского знания
2.2 Можно ли сблизить философию с искусством, религией, нравственностью?
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

Философские положения невозможно не только подтвердить  на опыте (верифицировать), но даже опровергнуть ("фальсифицировать"). Так, утверждение  о том, что в основе всего существующего  лежит духовное начало, или же, напротив, нечто материальное, никак нельзя сопоставить с опытом, проверить. Философия равнодушна к отдельным  фактам.

Невозможно  выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения  философии в решении своих  проблем. Одновременное существование  множества философских систем, направлений  также ставит под сомнение возможность  говорить о философии как о  науке, подобной другим наукам. Тем  самым рушатся претензии философии  на право выдвигать общие принципы для построения специально-научных  теорий, указывать наукам направления  исследования, а порой даже и предвосхищать  их выводы. Эти необоснованные претензии, долгое время присущие философии, можно  назвать натурфилософским стилем мышления или односторонним онтологизмом (онтология - учение о бытии).

Существует  и другая форма упрощенного понимания  специфики философского знания - односторонний  методологизм, сведение всего своеобразия  философии к функции, не свойственной исключительно философии. Философия  в качестве "всеобщей" науки  лишается права на существование, но продолжает функционировать в качестве особой аналитической деятельности, в качестве регулятора научного познания, фактически - в качестве логики и  методологии науки. Такая философия  отвечает только на вопрос "как познавать?", но не пытается узнать, каков источник познания, его место в человеческой жизни. Другими словами, философия, будучи сведена только к учению о методе познания, к функции регулятора познания, функции "прояснения понятий", лишается своей специфики и становится не отличимой от специальных разработок методов научного познания.

Существует  еще одна попытка сохранить за философией статус науки, одновременно закрепив за ней еще и социально-ориентирующие  функции, - односторонне-социологический  подход к философии.

Односторонний социологизм - еще одна попытка лишить философское знание автономного  существования. Сторонники такого подхода  не останавливаются на выявлении  социальных корней и социальной функции  философской концепции, некоторые  из них пытаются всю логику движения философской мысли вывести из социальной ангажированности мыслителя. Взгляды основоположников философии  марксизма можно характеризовать  как умеренный социологизм, допускающий  относительную автономность в движении философского знания. Последователям идей Маркса и Энгельса порой изменяло чувство меры. Даже В.И. Ленин критиковал в своих "Философских тетрадях" одного из слишком рьяных сторонников социологического подхода - В.М. Шулятикова, отождествлявшего столкновение материализма и идеализма с борьбой пролетариата и буржуазии.

Так в  понимании специфики философии  появляется оттенок психологизма (философия  как выражение индивидуальной позиции  автора концепции) и аксиологизма. Аксиология (от греч. axios - ценность и logos - учение) - учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих безусловную значимость для человека, направляющих и вдохновляющих  его, определяющих его поведение  на протяжении всей жизни.

философия знание искусство религия

 

 

2.2 Можно  ли сблизить философию с искусством, религией, нравственностью? 

 

Существуют  ценности нравственные, религиозные, эстетические - благо, справедливость, добро, Бог, красота. Можно ли сблизить философию с  искусством, религией, нравственностью?

Философ во многом близок художнику, поэту. По словам М.Унамуно, поэт и философ - братья-близнецы. Художнику, писателю, поэту, как и  философу, близки "человеческие" проблемы. Философ порой облекает философские идеи в художественную форму. Достаточно вспомнить, например, такие произведения, как"Кандид" Вольтера, "Посторонний" А. Камю, сочинения Ж.-П. Сартра. Философский трактат "О природе вещей" древний философ-атомист Лукреций Кар облек в форму поэмы. Диалоги Платона принадлежат как истории философии, так и истории литературы. Философской прозой являются художественные произведения Т. Манна, Р. Музиля, М. Пруста, Дж. жойса, Фр. афки, Х. Кортасара, У. Эко и др. Органическим синтезом философии и литературы являются романы Ф. Достоевского и Л. Толстого. С некоторыми философскими идеями нельзя познакомиться иначе, как облекая их в художественную форму. Философские метафоры Ф. Ницше - "сверхчеловек", "воля к власти", "вечное возвращение" - утратили бы богатство смысловых оттенков, если бы были выражены по-иному.

Традиционно философия всегда была близка к религии. Понятие Бога во многих философских  системах является центральным. Так, без  идеи Бога, по мнению Р. Декарта, философа нового времени, невозможен сам процесс познания, ибо именно идея Бога является основой уверенности философа в познавательной силе человеческого разума. Для другого философа, Б. Спинозы, Бог - основа человеческой свободы и нравственности. Бог может выступать символом упорядоченности, законосообразности мира, символом человеческого совершенства, нравственным идеалом, источником творческой энергии, регулятивном познания.

Однако  Бог философа - это не Бог верующего, чья вера не знает сомнений. Сомнение изгнало первого человека из Рая. Философское мышление критично, философ  порой сомневается в основах  собственной концепции. Идея Бога в  философии чаще всего является абстракцией, отвлеченным понятием, символом непознаваемого, совершенного, вечного. Философия своими средствами способна обосновать не существование "Бога живого", но лишь необходимость  присутствия идеи Бога в человеческой культуре, в сознании каждого человека. М. Унамуно проводит достаточно резкое различие между философской идеей Бога и Богом как средоточием религиозной веры: "В первом случае Бог, Бог рациональный, есть проекция на бесконечность внешнего человека, как он есть по рациональному определению, абстрактной идеи человека, то есть нечеловека, во втором же случае Бог, Бог чувствующий, или водящий, есть проекция на бесконечность внутреннего человека, как он есть по жизни, то есть конкретного человека из плоти и крови".

Философия как учение о должном может  сближаться с житейской мудростью (набором оценок, правил, норм поведения, общения с другими людьми). Образ  мудреца-философа гораздо ближе  массовому сознанию, нежели образ  утонченного кабинетного мыслителя. Сократ, Диоген, Л. Толстой, М. Ганди в массовом сознании запечатлены как персонификации, индивидуальные воплощения мудреца-философа. Для такого философа мир всегда несовершенен, он не соответствует идеальной системе ценностей.

Философия как представление о должном  обязательно предполагает критику  всего существующего, как несовершенного, и проекты его изменения.

Способность удивляться (любознательность) — драгоценное  свойство человека, наполняющее его  жизнь высоким смыслом, ожиданием  все больших и больших радостей от свободной игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом. (Бог, но Аристотелю, есть абсолютный, все знающий философ.)

Так же, как здоровому, физически развитому  человеку приятна игра мускулов, так  и человеку умственно, нравственно  развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная  работа мысли. «Мыслю, следовательно, существую», — писал великий философ и  ученый Р. Декарт (XVII в.). Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими  благами мира, говорили по-своему Б. Спиноза и Г. Гегель, К. Маркс и  А. Эйнштейн. Маркс добавлял: духовно  богатый человек — всегда нуждающийся  человек, ибо он всегда жаждет эти  богатства умножить. А. Эйнштейн считал, что самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем.

Но человек  не только познает мир. Он живет в  нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным  из них является переживание времени, т. е. конечности собственного бытия, переживание  неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (V в. до н.э.) вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда  он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни, и это и есть философствование.

Чисто интеллектуальный источник философской мудрости не просто дополняется, но вдохновляется смысложизненным, ценностным нравственным побуждением. По мнению Канта, в соотношении теоретического и практического разума первенство принадлежит последнему.

Говоря  о специфике и характере философского знания, нельзя обойти понятия социального  и духовного опыта, потому что  все наше знание (не только знание философское) имеет в конечном счете один универсальный  источник — человеческий опыт. Но опыт, на который опирается философия, особого рода. Он отнюдь не есть ни непосредственная действительность, которая составляет материал для повседневной работы наших чувств, ни наблюдение, ни эксперимент ученого (естествоиспытателя).

Не спасает  положение и другой (тоже позитивистский) взгляд на философское знание как  на простое «обобщение» опытной  науки. Во-первых, такой взгляд неверен  по чисто историческим соображениям, так как философия намного  старше науки (античная и средневековая  философия не могла обобщать науку, которой тогда еще не было). Во-вторых, если бы философия могла только что-то обобщать, она не несла бы в себе нового знания. Ценность ее в культуре, в жизненном мире людей была бы минимальной. В действительности же философия не отстает от науки, а  опережает ее. Как это возможно?

Самая высшая в мире реальность — это человек  и мир человека: социальный и духовный. В нем диалектика жизни достигла самого глубокого и полного выражения. Законы этого мира — ключ ко всей диалектике действительности. Это и  дает философии как человекознанию право быть категориальным, всеобщим методологическим орудием познания, освоения, постижения всей бесконечной  Вселенной, всех ее возможных форм и  перевоплощений. Категории философии  — это «узелки на память», оставляемые  в наследство новым поколениям их предшественниками. В них сжат и  сконцентрирован весь исторический опыт человечества, зашифрован социогенетический  код культуры. Только на этой основе возникает, работает человеческая мысль, в том числе и мысль философская.

 

 

Заключение

 

На пороге третьего тысячелетия особую остроту  приобретает вопросы о будущем  философии. Одни говорят о конце  философии. Это хорошо, полагают некоторые, ибо её уход оздоровит духовную атмосферу, разрядив в какой-то мере перенапряжение духовного поля современности. С  этим связана новая волна философского (вернее, антифилософского) нигилизма.

Другие, разделяя в целом этот негативистской вывод о самоупразднении философии  допускают в тоже время её трансформирование  в нечто иное: в узко понимаемую целиком повернутую в прошлое  историю философии или в чистое учение о мышлении (царства чистой мысли), либо – путём срастания  с религией и подчинения ей –  в теософию, либо в философию науки (что зачастую резюмируется позитивистским тезисом: наука-сама себе философия); либо, наконец, и это один из самых ходовых, распространённых вариантов упразднения  философии – превращение её –  через глобальную идеологизацию  – в служанку политики. Всё это  – различные версии распредмечивания философии, её конца, краха.

Будущее философии – не самодовлеющая  величина. Оно зависит от общества в целом. Если есть будущее у общества, то есть оно и у философии.

Философия не та область, где можно с легкостью  предлагать футурологические сценарии. Тем не менее, можно сказать, что  философия, несмотря на все зигзаги  развития и связанные с ними крайности  и деформации, далеко не исчерпала  свои творческие возможности. Современная  философия на пороге третьего тысячелетия  вплотную подошла к выработке  новой “парадигмы” планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности  человека и человекоразмерности  мира.

 

 

Литература:

 

  1. История и философия науки. (Учебное пособие) Под ред. Мамзина А.С. (2008, 304с.)
  2. Основы философии. (Учебное пос. для ссузов) Губин В.Д. (2008, 288с.)
  3. Философия науки. (Учебное пособие) Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. (2010, 333с.)
  4. Философия. Бернацкий и др. (ОмГТУ, 2008, 352с.)
  5. Философия. (Учебное пособие) Вишневский М.И. (2008, 479с.).

Размещено на




Информация о работе Специфика философского знания