Специфика и особенности философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:25, доклад

Описание работы

Философия (дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

Файлы: 1 файл

шпоры по философии.docx

— 184.50 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ

1 вопрос. Специфика и особенности философского знания.

Философия (дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

Но это не просто обозначение любви к мудрости. Философия – это сама мудрость. Мудрость – это знания, соотнесенные с ценностями, позволяющие верно ценить мир, человека, правильно строить отношение человека к миру, осознавать и выделять систему ценностей, на основе чего осуществляется выбор и предпочтение в свободной деятельности.

Считают, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (580 – 500 г. до н. э.). Он употреблял его по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Использование и истолкование термина «философия» в европейской культуре связано с именем Платона (427 – 347 до н. э.).

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди. В современном понимании философия включает в себя не всякие знания. Философия представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия – это теоретическое осмысление действительности.

Философия отличается от других форм теоретического осмысления тем, что она:

– рассматривает мир как целое с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений;

– познает природу мира и устанавливает причины ее развития;

– изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;

– исследует пути и средства познания мира и его преобразования.

Круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

•  Что я могу знать?

•  Что я должен делать?

•  На что я смею надеяться?

Эти три вопроса объединяются в четвертом:

• Что такое человек?

В этих вопросах И. Кант формулирует предмет философии как проблемы познания, рассматриваемые в контексте долженствования, веры, взаимоотношения мира и человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вопрос. Философия и мировоззрение.

Философия - мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия - лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно - мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

- Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

- Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

- Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Мировоззрение - это совокупность обобщенных представлений о действительности, которые отображают, раскрывают и предопределяют практическое и теоретическое отношение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-исторического субъекта  познания и практики.

Выделяются три основные формы мировоззрения:

* мифологическое;

* религиозное;

* философское (научное).

Следует также отметить, что из структуры мировоззрения выделяют следующие виды подструктур:

а) мироощущение, или эмоционально-психологический уровень мировоззрения;

б)  мировосприятие, или опыт формирования познавательных представлений о мири с использованием наглядны образов;

в) миропонимание, или позновательно-интелектуальный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 вопрос. Предмет философии и ее функции.

Предметом философии является всеобщее в системе "мир—человек". Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — "мир" и "человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Человек". Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Иначе говоря, в предмет философии входит только то, из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Все многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.

Многообразие функций философии обусловлено той ролью, которую философия играет в человеческой жизни. Философия - это не только умозрительная мировоззренческая система, но и конкретно-практический способ человеческого существования в мире и отношения к миру.

Философия функционирует в двух фундаментальных измерениях - созерцательном и созидательном.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы - мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.

1. Мировоззренческие функции:

- Гуманистическая функция.

- Информационно-отражательная функция.

- Идеологическая функция.

- Социально-нравственная функция.

- Художественно-эстетическая функция.

- Функция социальной критики.

- Аксиологическая функция.

- Функция отражения или обобщения культуры.

- Интеллектуальная функция.

2. Методологические функции:

- Логическая функция.

- Эвристическая функция.

- Селективная функция.

- Интеграционная функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 вопрос. Основные философские понятия.

Антропология (от греч. anthropos человек, logos - понятие, учение) - наука о происхождении и эволюции человека. 1.Естественнонаучная и медицинская антропология определяют место человека в царстве живых существ и изучают его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п. 2. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О. Касманом), сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

Дух - относительно человека слово дух применяется в следующих значениях: дух отдельного индивида (личный или персональный дух. Носителем личного духа является психический склад отдельного индивида.), общий дух (объективный дух. Носителем объективного духа является какая-либо общность – группа, народ, группа народов.) и объективированный дух (совокупность завершенных творений духа – произведения науки и искусства). С теологической точки зрения дух человека – это высшая часть души, его ум.

Душа (греч. psyche, лат. anima) - в обычном словоупотреблении - совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности, чувств и стремлений. На протяжении всего развития истории философии Д. приобретает различные значения: Д. как совокупность психических (сознательных и бессознательных) способностей человека, Д. как совокупность уникальных, неповторимых и индивидуальных черт личности. Метафоры Д. часто используются в различных контекстах истории, культуры и общества.

^ Душевные движения - чувства, настроения. При ненормальном состоянии человека - аффекты, страсти.

Жизненный мир человека - одно из понятий философии, выражающее особенности повседневной жизни человека в ее индивидуально-личностных свойствах.

Жизнь - в метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержание мыслей и поступков. С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти.

Индивидуальность - 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность). 2) В отличие от личности, специфическое, неповторимое в индивиде.

Индивидуум (от лат. individuum - нерасчленимое) - особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности. Строго говоря, это определение может быть принято только для высших животных и человека. Начиная с конца средних веков, понятие индивидуума все более и более приобретает значение человеческого индивидуума. Под этим понимается человек как самостоятельное, одаренное разумом существо, которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.

Личность, персона (от греч. hypostase – основание, от лат. persona - маска, роль актера). У слова «личность» долгая философская история. Попытки античной философии мыслить о личности были ограничены: античность не знала понятия личности. Греческое «просопон» (в своем философском значении «просопон» - нечто узнаваемое, те признаки, по которым можно узнать собеседника) – это маска, латинское «персона» - то же; это не личность, а личина. Первичный смысл слова «ипостась» - конкретное существование, отличимое от любого другого. Православная мысль предложила различать природу, индивидуальность и личность. Природа (сущность) – это те специфические качества, которыми обладает данный предмет. Природа человека в строгом смысле – это то, что отличает человека от других существ. В более широком смысле «человеческая природа» - это вообще все, что свойственно человеку. Индивидуальность – это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы. Это различия людей между собой. Личность – это собственно тот субъект, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами. Все, что относится к личности, персоне, называется персональным. Л. лишь отчасти проявляется в совокупности ролевых назначений, исполняемых в обществе.

^ Тело – применительно к человеку неточное название материального носителя жизни организма, в частности, организма человека.

Тело живое - одушевленное тело человека и животного. Через мозг, нервы, состав крови, внутреннюю секрецию, наследование, состояние здоровья и т. д. тело оказывает влияние на душевное начало, которое, в свою очередь, воздействует на тело чувствами, аффектами, настроениями и т. п.

Человек - высшее живое существо на Земле. Телесно человек принадлежит к разряду млекопитающих. Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Вследствие того, что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных. Человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 вопрос. Философия милетской школы

Милетская школа, милетцы — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, биологии, географии, метеорологии, физики и (возможно) математики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения: «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Информация о работе Специфика и особенности философского знания