Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:33, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. Специфика и структура научного знания……………………………4
2. Методы эмпирического и теоретического исследования…...………5
3. Проблема развития научного знания……………………………..…12
Заключение……………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………..21
Министерство образования и науки РФ Филиал ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в г. ТОЛЬЯТТИ
СТУДЕНТ:______________________ ФОРМА
ОБУЧЕНИЯ:_____________________ НАПРАВЛЕНИЕ:__________________ ПРОФИЛЬ:______________________ КУРС:_________________ГРУППА:_ ПРЕДМЕТ:______________________
Контрольная работа
По
теме:_________________________ ______________________________ ______________________________ Дата получения работы деканатом___________________ Дата получения работы преподавателем - ____________ Дата возвращения работы в деканат - ________________
Оценка работы________________________
Преподаватель:________________
г. Тольятти, 2013 |
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Специфика и структура научного знания……………………………4
2. Методы эмпирического и теоретического исследования…...………5
3. Проблема развития научного знания……………………………..…12
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..21
ВВЕДЕНИЕ.
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.
Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философский знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих закономерностях бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. В добавок ко всему философия наделяет ученого тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области научного познания.
Наука – творческая духовная деятельность людей, направленная на получение истинного научного знания. Критерии (особенности) научного знания, отличия его от ненаучного:
Одной из важнейших целей научного познания является предвидение, предсказание изменений действительности.
Структура научного знания:
В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Эти уровни различаются между собой по целому ряду параметров, главными из которых являются методы познания, а также характер полученного знания. К основным методам эмпирического уровня относятся наблюдение и эксперимент. Теоретический уровень характеризуется применением анализа, синтеза, идеализации, дедукции, аналогии и других методов познания. Основным видом знания, получаемого на эмпирическом уровне научного исследования, является факт и экспериментальный закон. К знанию теоретического уровня, прежде всего, относится теория. На эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте. Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей. Теоретический уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих, необходимых, закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур. На теоретическом уровне формулируются теоретические законы.
Факт, будучи главным видом знания эмпирического уровня, не имеет однозначного определения. В обыденном языке фактом, как правило, называют фрагмент действительности, аспект объективной реальности. В научном познании под словом «факт» чаще всего подразумевается либо достоверное знание, либо выраженное в языке описание эмпирических данных.
Представление о фактах как
об абсолютно независимых от теории,
эмпирических данных, характерное для
позитивизма, подвергается критике
как философами, так и учеными.
Н. Бор,
А. Эйнштейн, Л. Де Бройль и многие другие
подчеркивали, что наука никогда не имеет
дело с «чистыми» фактами. Информация,
собранная эмпирическими методами исследования,
не может быть прямо введена в корпус научного
знания. Она нуждается в интерпретации,
которая всегда исходит из определенных
теоретических предпосылок. В этом смысле
любой факт теоретически нагружен, он
имеет смысл только в рамках определенной
теории. В философии позицию зависимости
фактов от теории выражали неокантианцы,
конвенционалисты, постпозитивисты. Особой
проблемой является разработка понятия
факта применительно к гуманитарным наукам,
поскольку эти науки изучают, в основном,
продукты практической и духовной деятельности
людей.
Так же как и факт, научная
теория является одной из проблем
философии науки. В истории науки
выделяют так называемую линию Декарта
– Лапласа, выражающую понимание
научной теории как объяснения. Противоположную
позицию, именуемую линией Паскаля
– Ампера, отличает утверждение
об описательном характере теории.
По вопросу о том, является ли теория
отображением действительности, также
сложились альтернативные точки
зрения. Философы и ученые, склоняющиеся
к позиции гносеологического
оптимизма, положительно отвечают на этот
вопрос. Напротив, те, кто разделяет
установки агностицизма, конвенционализма,
фаллибилизма, полагают, что теоретическое
знание не преследует цели адекватного
отображения объективной
Структура научной теории включает в себя следующие основные элементы: фундаментальные понятия и принципы, идеализированные объекты, представляющие собой абсолютизацию отдельных качеств, как, например, «идеальный газ», а также методологические принципы и способы доказательства. Процесс функционирования теории обязательно включает в себя этапы формулировки проблемы, а также выдвижения и проверки гипотез. Многие философы и ученые обратили внимание на то обстоятельство, что любая научная теория имеет свой контекст, или метатеоретический уровень, который, в конечном счете, определяет выбор фундаментальных понятий и принципов теории. Проблема метатеоретического уровня исследования поднята постпозитивизмом. Устанавливая зависимость теории от парадигмы, научно-исследовательской программы, стиля мышления, картины мира, стандартов рациональности, философы тем самым рассматривают внешние по отношению к теории, социокультурные факторы, определяющие внутренние параметры теории.
Различие между эмпирическим
и теоретическим уровнями не является
абсолютным. Научное познание обязательно
включает в себя как эмпирический,
так и теоретический уровень
исследования. На эмпирическом уровне
обеспечивается связь научного познания
с действитель-ностью и с практической
деятельностью человека. Теоретический
уровень представляет собой выработку
концептуальной модели предмета познания.
Взаимосвязь эмпирического и
теоретического уровней познания представляет
собой сложный механизм. Исследование
этой проблемы протекает главным
образом в рамках изучения соотношения
теории и факта, обусловленности
экспериментальных методов
Методы эмпирического исследования.
Общенаучные методы эмпирического познания составляют:
1) наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое изучение объектов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Это исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить первичную информацию об объектах окружающей действительности.
Научное наблюдение (в отличие от обыденного) характеризуется рядом особенностей – целенаправленностью, планомерностью, активностью.
Научные наблюдения сопровождаются описанием объекта познания, необходимого для фиксирования свойств, сторон объектов, составляющих предмет исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты, проводят их классификацию по тем или иным признакам, выясняют последовательность этапов их становления и развития. По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными (с использованием тех или иных технических средств);
2) эксперимент – активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления
и изучения тех или иных
сторон, свойств, связей. Экспериментатор
может преобразовывать
3) измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.