Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 22:54, контрольная работа
Если мы рассмотрим науку по критерию, то увидим, что традиционные цивилизации (египетская, шумерская), обладавшие налаженным механизмом для хранения информации и ее передачи, не имели столь же хорошего механизма по получению новых знаний. Эти цивилизации вырабатывали конкретные знания в области математики, астрономии на базе определенного практического опыта, которые передавались по принципу наследственного профессионализма, от старшего к младшему внутри касты жрецов.
Специфика трансляции знания на Востоке............................................................3
2 Философия Древней Индии........................................................................................5
2.1. Джайнизм........................................................................................................6
2.2. Буддизм..........................................................................................................7
2.3. Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята...........................9
2.4. Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта.........................................10
2.5. Философия санкхья................................................................................................11
2.6. Система йога............................................................................................................12
.
2.7. Материалистическая система ньяя........................................................................12
2.8.Материалистическая система вайшешика............................................................13
3 Философия Древнего Китая ...................................................................................14
3.1. Философия и этические взгляды Конфуция и его последователи..............15
3.2. Учение Мо-цзы. Теория познания моистов..................................................16
3.3. Учение Лао-цзы о дао и его последователи..................................................17
3.4. Наивно-материалистические взгляды Сюнь-цзы......................................... 18
3.5. Материализм школы фацзя.............................................................................19
3.6.Борьба материализма и идеализма на рубеже нашей эры...........................19
Литература...............................................................................................................................20
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Контрольная работа
по дисциплине:
«Философия»
Вариант 1
Выполнила:
Студентка ФЭМ
гр. БТОРГ 21
заочно-сокр формы обучения
Бовтунова Я.Ю.
Проверил_:
_______________
САРАТОВ 2013
Содержание
1 Специфика трансляции знания
на Востоке....................
2 Философия Древней Индии.........................
2.1. Джайнизм......................
2.2. Буддизм.......................
2.3. Начало древнеиндийского материализма.
Философия локаята.......................
2.4. Системы, опирающиеся на Веды: миманса
и веданта.......................
2.5. Философия санкхья.......................
2.6. Система йога..........................
.
2.7. Материалистическая система ньяя..........................
2.8.Материалистическая система вайшешика.....................
3 Философия Древнего Китая ..............................
3.1. Философия и этические взгляды Конфуция
и его последователи..............15
3.2. Учение Мо-цзы. Теория познания моистов.......................
3.3. Учение Лао-цзы о дао и его последователи.................
3.4. Наивно-материалистические взгляды
Сюнь-цзы......................
3.5. Материализм школы фацзя.........................
3.6.Борьба материализма и идеализма на
рубеже нашей эры...........................
Литература....................
1 Специфика
трансляции знания на Востоке
Если мы рассмотрим науку по критерию, то увидим, что традиционные цивилизации (египетская, шумерская), обладавшие налаженным механизмом для хранения информации и ее передачи, не имели столь же хорошего механизма по получению новых знаний. Эти цивилизации вырабатывали конкретные знания в области математики, астрономии на базе определенного практического опыта, которые передавались по принципу наследственного профессионализма, от старшего к младшему внутри касты жрецов. При этом знание квалифицировалось как идущее от Бога, покровителя этой касты, отсюда -стихийность этого знания, отсутствие критической позиции по отношению к нему, принятие его практически без доказательства, невозможность подвергнуть его существенным изменениям. Такое знание функционирует как набор готовых рецептов. Процесс обучения сводился к пассивному усвоению этих рецептов и правил, при этом вопрос, как были получены эти рецепты и можно ли заменить их более совершенными, даже не вставал.Это - профессионально-именной способ трансляции знаний, характеризующийся передачей знаний членам единой ассоциации людей, сгруппированных по признаку общности социальных ролей, где на место индивида заступает коллективный хранитель, накопитель и транслятор группового знания. Так передаются знания-проблемы, жестко привязанные к конкретным познавательным задачам. Этот способ трансляции и этот тип знаний занимают промежуточное положение между лично-именным и универсально-понятийным способами трансляции информации.
Лично-именной тип передачи знаний связан с ранними этапами человеческой истории, когда необходимые для жизни сведения передаются каждому человеку через обряды инициации, мифы как описания деяний предков. Так передаются знания-персоналии, являющиеся индивидуальными умениями.
Универсально-понятийный
тип трансляции знаний не регламентирует
субъекта познания родовыми, профессиональными
и прочими рамками, делает знание доступным
любому человеку. Этому типу трансляции
соответствуют знания-предметы, являющиеся
продуктом познавательного освоения субъектом
определенного фрагмента реальности,
что говорит о появлении науки.
То же самое можно утверждать о развитии знаний в Индии и Китае. Эти цивилизации дали миру множество конкретных знаний, но это были знания, необходимые для практической жизни, для религиозных ритуалов, всегда бывших там важнейшей частью повседневной жизни.
Анализ соответствия знаний древневосточных цивилизаций второму критерию научности позволяет говорить о том, что им не были свойственны ни фундаментальность, ни теоретичность. Все знания имели сугубо прикладной характер. Та же астрология возникла не из чистого интереса к строению мира и движению небесных тел, а потому что нужно было определять время разлива рек, составлять гороскопы. Ведь небесные светила, по представлению вавилонских жрецов, являлись ликами богов, наблюдавшими за всем происходящим на земле и существенно влияющими на все события человеческой жизни. Это же можно сказать о других научных знаниях не только в Вавилоне, но и в Египте, Индии, Китае. Они были нужны для чисто практических целей, среди которых важнейшими считались правильно исполненные религиозные ритуалы, где эти знания прежде всего и использовались.
Даже в математике ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач, при том что они могли решать достаточно сложные задачи. Любое решение, приводившее к практически приемлемому результату, считалось хорошим. Для греков же, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная же математика даже в своих высших достижениях, которые для греков были недоступными, так и не дошла до метода дедукции.
Третьим критерием
науки является рациональность. Сегодня
нам это кажется тривиальным, но ведь вера
в возможности разума появилась далеко
не сразу и не везде. Восточная цивилизация
так и не приняла этого положения, отдавая
предпочтение интуиции и сверхчувственному
восприятию.
Например, вавилонская астрономия (точнее, астрология), вполне рационалистическая по своим методам,основывалась на вере в иррациональную связь небесных светил и человеческих судеб. Там знание было эзотерическим, предметом поклонения, таинством. Рациональность и в Греции появилась не ранее VI в. до н.э. Науке там предшествовали магия, мифология, вера в сверхъестественное. И переход от мифа к логосу был шагом огромной важности в развитии человеческого мышления и человеческой цивилизации вообще.
Не соответствовали научные знания Древнего Востока и критерию системности. Они были просто набором алгоритмов и правил для решения отдельных задач. И не имеет значения, что некоторые из этих задач были достаточно сложными (например, вавилоняне решали квадратные и кубические алгебраические уравнения). Решение частных задач не выводило древних ученых на общие законы, отсутствовала система доказательств (а греческая математика с самого начала пошла путем строгого доказательства математической теоремы, формулируемой в максимально общей форме), что делало способы их решения профессиональной тайной, сводившей, в конечном счете, знание к магии и фокусам.
Таким образом, мы можем сделать вывод об отсутствии подлинной науки на Древнем Востоке и будем говорить только о наличии там разрозненных научных представлений, что существенно отличает эти цивилизации от древнегреческой и сложившейся на ее основе современной европейской цивилизации и делает науку феноменом только этой цивилизации.
2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Историки выделяют в реальной истории Древней Индии следующие восемь периодов: 1) первобытнообщинный строй аборигенов (дравиды и кушиты) Индустана; 2) протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро (второе тысячелетие до н.э.), найдены надписи - протоиндийское письмо; 3) вторжение первобытнообщинных племен ариев (от санскр. агуа - «благородный») с северо-запада в долины Инда и Ганга во второй половине второго тысячелетия до н.э. и порабощение ими аборигенов; 4) арийские раннеклассовые государства «века бронзы» первой половины первого тысячелетия до н.э., то и дело воюющие друг с другом; 5) период возвышения государства Магадха (середина первого тысячелетия до н.э.); 6) период возвышения государства Маурья (322 - 185 гг. до н.э.); 7) период Кушан (1 в. до н.э. - IV в.); 8) период Гуптов (IV -VI вв.).
Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы). Сильны были пережитки патриархальных отношениймежду господствующими классами и угнетенными.
Древнеиндийское общество делилось на варны — группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было четыре: 1) жреческая варна (брахманы); 2) варна военной аристократии (кшатрии); 3) варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи) и 4) низшая варна (шудры). Шудры находились в подчинении у брахманов, кшатриев, вайшьев; они не имели права на общинную собственность, их не принимали в члены общины, они не участвовали в решении ее дел. Деление на варны освящалось религией. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние па общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религиозной идеологии.
Древнейший памятник
индийской литературы - Веды. В образном
языке Вед выражено весьма древнее религиозное
мировоззрение, с которым уже в то время
сочетались некоторые философские представления
о мире, о человеке и о нравственной жизни.
Веды делятся на четыре группы, или части.
Древнейшая из них - Самхиты. Произведения
остальных групп представляют собой комментарии
и дополнения к Самхитам. Самхиты состоят
из четырех сборников. Самый ранний из
них - Ригведа, сборник религиозных гимнов
(ок. 1500 г. до н. э.). Вторую часть Вед составляют
Брахманы - сборник ритуальных текстов.
На них опиралась религия брахманизма,
господствовавшая до возникновения буддизма.
Третья часть Вед - Араньяки, содержащие
правила поведения для отшельников. Завершают
Веды Упанишады, собственно философская
часть, возникшая около 1000 г. до н. э. Уже
в период господства религиозных и мифологических
взглядов, отразившихся в Ведах и в Упанишадах,
возникли первые элементы философского
сознания и началось оформление первых
философских учений, как идеалистических,
так и материалистических.
Для древнеиндийской философии характерно
развитие в рамках определенных систем,
или школ, и деление их на две большие группы:
ортодоксальные (признающие авторитет
Вед) и неортодоксальные (не признающие
авторитета Вед). Большинство из них были
ортодоксальными и религиозными. Таковы
школы веданта, миманса, санкхья, йога,
ньяя, вайшешика. Однако в ряде этих школ
из-под внешней религиозно-этической формы
проступает материалистическая тенденция.
К неортодоксальным школам относятся
джайнизм, буддизм и школа чарваков-локаятиков.
2.1. Джайнизм
В результате развития
древних учений «мудрецов» возникла философия
джайнизма. Последний в ряду «мудрецов»
-Вардхамана, живший, по
преданию, в VI в. до н. э., получил прозвище
Победитель - Джина. Его последователи
стали называться джайнистами. Джайнизм
в своей главной части —
этическое учение, указывающее путь «освобождения»
души от ее подчинения страстям. Подобная
этика стала традиционной для ряда индийских
систем. Цель философии джайнизма - «святость»,
особый образ поведения, при помощи которого
достигается указанное освобождение.
Источником мудрости в джайнизме считается
не бог, а особые святые, достигшие силы
и счастья на основе совершенного знания
и посредством поведения, вытекающего
из этого знания.
Джайнизм как этическое
учение опирается на особое учение о бытии.
Согласно этому учению, существует множество
вещей, наделенных реальностью и обладающих,
с одной стороны, постоянными, или субстанциальными,
с другой - случайными, или преходящими,
свойствами. Из неживых субстанций особое
значение принадлежит материи (пудгала).
Материя выступает или как разделенная
на элементы, далее неделимые (на атомы),
или как собранная - в виде сочетания атомов.
Кроме материи к числу неживых субстанций
принадлежат пространство, время, условия
движения и покоя.
Основным признаком души джайнизм считает
сознание. Степень сознательности в различных
душах различна, По своей природе душа
совершенна, а ее возможности безграничны:
в возможности душе доступны и безграничное
знание, и безграничная мощь, и безграничное
счастье. Но душа склонна отождествлять
себя с телом. Во всякий момент душа есть
результат всей своей прошлой жизни - всех
своих прошлых действий, чувств и мыслей.
Основная причина, порождающая зависимость
души, - ее сильные желания, или страсти.
Причина страстей состоит в незнании жизни.
Поэтому познание должно освободить душу
от материи. Условие истинного познания
не только доверие к авторитету учителей,
но и правильное поведение, правильный
образ наших действий. «Освобождение»,
составляющее цель учения джайнизма, должно
привести к полному отделении души от
материи. Достигается это посредством
аскетизма.
2.2. Буддизм
В VI - V вв. до н. э. возникает
религиозное учение буддизма, враждебное
древней жреческой религии брахманизма.
Буддизм распространялся среди городских
низов, где классовые противоречия были
всего острее.
Господствующие классы
после некоторого сопротивления признали
и поддержали
буддизм, исходя из своих классовых интересов.
Как раз в эту эпоху в Индии возникали
крупные государства. Брахманизм защищал
преимущества жрецов, в буддизме же сильной
была антижреческая тенденция. В то же
время идеология буддизма требовала покорности
и примирения и поэтому казалась не опасной
для господствующего класса.
Буддизм - одна из мировых
религий - находится в одном ряду с христианством
и мусульманством.
Буддизм (основатель - странствующий
монах Сиддхартха Гаутама) стал
ведущим этико-философским учением Древней
Индии. Центром его внимания стала тема
преодоления человеком страданий, вызванных
его существованием в окружающем мире.Основной
тезис буддизма гласит, что жизнь человека
есть страдание, и это является законом
бытия. Любая жизнь - страдания, и нет
счастливых жизней. Страдания обусловлены
желаниями и страстями людей, привязанностью
к мирской жизни. Каждый человек страдает
еще и оттого, что обречен на неизбежную
старость и смерть. В общем, страдания
являются выражением извечного противоречия
между устремлениями человека и несовершенством
мироздания. Единственным способом их
преодоления может быть лишь избавление
от угнетающей власти внешнего мира. Время
жизни Будды относится к VI в. до н. э. Буддийская
литература возникла значительно позже,
Первая попытка систематизации буддизма
дана в так называемой «Трипитака» («Три
корзины учений»). В третьей из этих книг
рассматриваются философские вопросы.
Религия буддизма распространилась на
востоке и на юге Индии, на Цейлоне, в Бирме
и Сиаме. Другая ветвь буддизма утвердилась
в Тибете, Китае и Японии.