Специфика трансляции знания на Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

Если мы рассмотрим науку по критерию, то увидим, что традиционные цивилизации (египетская, шумерская), обладавшие налаженным механизмом для хранения информации и ее передачи, не имели столь же хорошего механизма по получению новых знаний. Эти цивилизации вырабатывали конкретные знания в области математики, астрономии на базе определенного практического опыта, которые передавались по принципу наследственного профессионализма, от старшего к младшему внутри касты жрецов.

Содержание работы

Специфика трансляции знания на Востоке............................................................3
2 Философия Древней Индии........................................................................................5
2.1. Джайнизм........................................................................................................6
2.2. Буддизм..........................................................................................................7
2.3. Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята...........................9
2.4. Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта.........................................10
2.5. Философия санкхья................................................................................................11
2.6. Система йога............................................................................................................12
.
2.7. Материалистическая система ньяя........................................................................12
2.8.Материалистическая система вайшешика............................................................13
3 Философия Древнего Китая ...................................................................................14

3.1. Философия и этические взгляды Конфуция и его последователи..............15
3.2. Учение Мо-цзы. Теория познания моистов..................................................16
3.3. Учение Лао-цзы о дао и его последователи..................................................17
3.4. Наивно-материалистические взгляды Сюнь-цзы......................................... 18
3.5. Материализм школы фацзя.............................................................................19
3.6.Борьба материализма и идеализма на рубеже нашей эры...........................19

Литература...............................................................................................................................20

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 
3.1. Философия  и этические взгляды Конфуция  и его последователи.

 
     В истории древнекитайской идеологии важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства, основоположником которого был Конфуций (551 - 479 до н. э.). Он внес серьезный вклад в развитие китайской культуры. Ему приписывается составление ряда древних книг («Книга песен», летопись «Весна и осень» и др.), в которых были собраны письменные памятники прошлого.

    Придерживаясь традиционных религиозных взглядов, согласно которым небо, как верховное божество, диктует свою волю человеку, Конфуций утверждал, что «жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба». 
     В центре философии Конфуция - проблемы воспитания. «Все люди, - говорил он, - близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания»; «для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое»; «учение без размышления бесполезно, а размышление без учения - пустое дело». 
    Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы (372 - 289 до н. э.). Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена «небесной воле», которую выражает и  
исполняет мудрый государь  - «сын неба». Человек от рождения добр, ему присущи четыре качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи. Но вследствие дурного влияния общества эти качества быстро утрачиваются. Мэн-цзы выдвинул теорию врожденных знаний; эти знания заложены в человека божественным «необъятным духом»; человек должен полностью раскрыть эти знания, чтобы у самого себя найти ответы на все вопросы жизни, установить причины своих неудач и бед, не возмущаться несправедливостью в обществе и не питать ненависти к тем, кто его притесняет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Учение Мо-цзы. Теория познания  моистов.

 

     Против    конфуцианской    школы    выступил Мо-цзы (Мо Ди)  (479-400  до   н.   э.). Он призывал людей оказывать друг другу помощь независимо от социального положения. В противовес конфуцианцам он утверждал, что предопределенной судьбы нет. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви, выражающей «небесную, волю». В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Мо-цзы выступал против захватнических войн, проповедовал мир между государствами.

     В теории познания Мо-цзы  содержатся некоторые элементы материализма. Так, он говорил, что знание возникает из непосредственного изучения действительности. В дальнейшем последователи Мо-цзы – монеты - освободили в основном рациональные идеи своего учителя от мистической оболочки и .развили их с позиций наивного материализма. Монеты разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Они признавали объективное существование вещей вне нашего сознания. Все наши знания, учили монеты, - это результат совместных усилий наших органов чувств (у-лу) и мышления (син).

     Материалистические тенденции моистов были направлены прежде всего против софистов Хуэя Ши (IV - III вв. до н. э.) и Гунсунь Луна (III в. до н. э.). Хуэй Ши пытался свести противоречие конечного и бесконечного, относительного и абсолютного к тождеству, растворить их в «великом единстве». Он отрицал качественное различие вещей. Согласно Гунсунь Луну, конкретные вещи возникают в результате соединения в нашем представлении самостоятельно существующих отдельных идей (например, белая лошадь - это соединение идеи белизны с понятием лошади).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3.3. Учение  Лао-цзы о дао и его последователи.

 

     В   развитии философии Древнего Китая  важное  значение   имел   даосизм - учение последователи  Лао-цзы  о дао - пути    вещей.   Основная идея Лао-цзы (VI - V вв. до н. э.) - жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути - дао. Дао -это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией ци (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы, в мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи  
необходимо переходят в свою противоположность. Лао-цзы верил, что в соответствии с этим законом справедливость в конечном итоге восторжествует, ибо самые слабые со временем станут сильными и одолеют тех, кто в настоящее время обладает силой. По мнению Лао-цзы, человек не должен вмешиваться в естественный ход развития. Кто попытается изменить этот ход, подчинить его своим личным интересам, тот неизбежно потерпит неудачу. Лао-цзы выступал против произвола знати, призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первобытнообщинной жизни. 
     Одним из видных последователей Лао-цзы был Ян Чжу, живший в IV в до н. э. 
 Ян Чжу отрицал существование сверхъестественных сил. Он считал, что мир вещей управляется собственными законами и находится в непрерывном изменении.  
   Согласно учению Ян Чжу, человек отличается от других существ тем, что он самый умный среди животных. Душа человека неотделима от его тела, и она исчезает вместе с его смертью. При жизни человек должен иметь возможность удовлетворять все свои потребности, разумно использовать вещи, дабы «сохранить в целости свою природу». 
          Сторонники   даосизма   из    «Дворца  науки  Цзися» - Сун Цзянь, Инь Вэнь и другие - развивали учение о материальной субстанции ци. Ци у них делится на два вида: на «тончайшее» и «грубое».  Из  первого  возникает душа  человека,  второе образует его тело.   Главную   роль в   организме человека играет тончайшее ци. От него зависит и умственная способность человека. Мудрость человека не дается божественными силами, а есть проявление тончайшего ци. Древние материалисты полагали, что тончайшее ци покидает человека, когда у него наступает смерть, и образует то, что люди называют демоном и богом.

     Высший этап в развитии древнего даосизма - учение Чжуан-цзы (IV - III вв. до н. э.). Чжуан-цзы, как и Лао-цзы, считал, чтов мире вещей существует неумолимый естественный закон дао, согласно которому происходит непрерывное обновление вещей. Чжуан-цзы утверждал, что от мельчайших органических существ в воде-цзи - произошли животные, а от последних - человек. Единым   материальным  началом - ци - наполнена   вся поднебесная. «Рождение человека, - говорил   Чжуан-цзы, - это  скопление ци. Собирается ци - возникает жизнь; рассеивается ци - наступает смерть»; «вместе со смертью исчезает и душа». Чжуан-цзы   назвал   человеческое   мышление   «зеркалом множества вещей». В его наивно-материалистическом учении немало диалектических суждений. «То, что лишено различия, - утверждал он, - пребывает в том, чему присуще различие»;  каждая  вещь существует как «это» и как «другое», так как она «изменяется с каждым движением, с каждым мигом». Признавая диалектику действительности,   Чжуан-цзы   вместе   с   тем   абсолютизировал единство- многообразного,  призывал  «слиться»  с  вечно  существующим дао и безразлично относиться к земной жизни. Это положение послужило одним из источников формирования религиозного даосизма на рубеже нашей эры. 

 

 

 
 
3.4. Наивно-материалистические  взгляды Сюнь-цзы.

 

Наивно-материалистические   идеи   получили дальнейшее развитие   в учении   одного   из крупнейших представителей конфуцианства - Сюнь-цзы (298 - 238 до н.э.). Сюнь-цзы в отличие от других конфуцианцев считал, что небо - составная часть природы, материальное начало. Смена небесных явлений происходит по определенным естественным законам, и с ней не связано существование мудрого или дурного управления в государстве. Судьбы людей не определяются небесной волей, ее нет в действительности, все зависит от самих людей. 
     Сюнь-цзы утверждал, что в отличие от животных люди умеют объединять свои усилия и жить общественной жизнью. Кроме того, человек умеет познавать окружающие его явления и использовать их в своих интересах. Познание у него  
начинается с ощущений. Однако органы чувств управляются нашим мышлением 
(син), соблюдающим естественные законы. Человек, по мнению Сюнь-цзы,врожденный эгоист. Обязанность мудреца состоит в том, чтобы воспитать у него добрые качества в духе конфуцианской этики. Как идеолог господствующих классов, Сюнь-цзы полагал, что в обществе должны существовать управляемые и управляющие, одни должны заниматься физическим трудом, другие - умственным. 
     В учении Сюнь-цзы нашла отражение эволюция древнего конфуцианства, происходившая под воздействием изменений в социально-экономических  
отношениях древнекитайского общества со времени основания этой школы. К III в. до н. э. конфуцианство уже потеряло свою прежнюю социальную опору в лице родовой знати, которая пришла в полный упадок. Многие представители конфуцианства переходили на службу к новым государям и богатым купцам, ведшим борьбу против родовой знати. В соответствии с этим они пересматривали свои взгляды и приспосабливали их к новым условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3.5. Материализм  школы фацзя.

 

Идеологами этих новых  социальных сил были  представители   ведущего   в то время идейного течения  фацзя (законники). Они были сторонниками установления государственных законов ради преобразования общества. 
     Один из крупнейших представителей этой школы, ученик Сюнь-цзы -Хань Фей (III в. до н. э.), утверждал, что дао как всеобщий закон природы лежит в основе всех частных законов вещей и явлений — ли. В человеческом обществе формой проявления дао должны служить государственные законы (фа), на основании которых следует определять поступки людей. Эти законы должно изменять согласно требованиям времени. Хань Фей осуждал религиозную мистику. Он говорил, что существование демонов и богов не может быть доказано: люди часто ссылаются на «волю неба» лишь для того, чтобы не соблюдать государственных законов. Хань Фей, как представитель школы фацзя, с одной стороны, выступал против консервативных социальных сил того времени, с другой - призывал новую аристократию обогащаться за счет общинников и рабов.

 

3.6.Борьба  материализма и идеализма на  рубеже нашей эры.

 

На рубеже нашей эры древнекитайское общество переживало глубокий кризис. Шли войны между различными группами знати, положение народных масс становилось все более тяжелым, восставали рабы, свободные земледельцы и ремесленники. В этих условиях бурно начали процветать мистика, магия и гадания. Возникла новая религия так называемой даоской секты, которая, извратив учение Лао-цзы о дао, возвела древнего философа в божество.

     Мистическим было учение основоположника конфуцианской теологии Дун Чжун-шу (190—105 до н. э.). По его мнению, все стихийные явления суть формы выражения небесной воли. Человек от животного отличается тем, что он осуществляет веление неба. 
     Против религиозной мистики, в особенности против конфуцианской теологии,  
выступил ряд мыслителей, среди которых особенно выделялся материалист Ван  
Чун (27—104 н. э.). В книге «Лунь-хэн» («Критические рассуждения») он утверждает, что мир состоит из вечно существующей материальной субстанции ци, а дао есть закономерность самой действительности. Одни ци находятся наверху, в небесном пространстве, в виде туманных масс, а другие — внизу, на земле, в сгущенном виде, в форме различных тел. От взаимодействия двух видов ци — разреженных (ян ци) и сгущенных (инь ци)—рождаются все вещи. Человека Ван Чун рассматривал как естественное существо, состоящее из материальной субстанции. В нем, как и во всяком живом организме, заложена жизненная энергия цзинь-ци — духовное начало, вырабатываемое в организме в процессе кровообращения. Со смертью человека исчезает и его душа.

     Ван Чун критикует конфуцианскую теорию о врожденном знании, утверждая, что истину можно доказать лишь через опыт. Однако без разума опытные данные, чувственные восприятия еще не дают достоверных доказательств. Единство опыта и разума - таково основное положение теории познания Ван Чуна. Материализм Ван Чуна носит метафизический характер. Философ утверждал, что «небо и земля не изменяются» и что случайностей не бывает ни в природе, ни в обществе. Однако в учении Ван Чуна были и некоторые диалектические догадки (взаимодействие противоположных начал в природе - ян ци и инь ци, жизнь и смерть - две стороны единого процесса и т. п.).

 

 
Л И Т Е Р А Т У Р А

 

  1. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учебное пособие. 2-е издание, переработ. и дополн. – Брянск: « Курсив»,1998г. – 336с. 
    1.     Иовчук М.Т. , Ойзерман Т.И., Шипанов И.Я., Краткий очерк истории философии, М. Издательство « Мысль», 1975г.
  2. Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1997г. – 448с.
  3. Лукъянов А.Е. Становление философии на Востоке, Древний Китай и Индия. М., 1997г. 
    4.     Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. Учебн. для  Вузов. – М.: Высшая школа, 2001г. – 703с.

 

 


Информация о работе Специфика трансляции знания на Востоке