Справедливость как философско-правовая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Основная цель работы - теоретически обосновать целостную концепцию правовой справедливости, используя современные научные подходы и опираясь на анализ исторического развития представлений о справедливости.
Основные задачи:
- раскрыть теоретическое, методологическое и историческое значение категории справедливости правового регулирования;
- разграничить понятия «правовой справедливости», «социальной справедливости» и «этической справедливости»;
- проанализировать использование термина «справедливость» в современном российском законодательстве и практике Конституционного Суда Российской Федерации;
- обозначить основные этапы развития категории справедливости, связанные с изменениями исторических условий и научных методов познания;
- выявить в сложившихся в античной философии представлениях о справедливости последовательное развитие трёх элементов концепции справедливости: равенства, дифференциации и индивидуализации;
- рассмотреть элементы концепции правовой справедливости: равенство, дифференциацию и индивидуализацию - их взаимосвязь и значение для различных стадий правового регулирования.

Содержание работы

Введение.
1. Проблема справедливости в современной юридической науке и практике.
2. Генезис представлений о справедливости.
3. Концепция справедливости в трудах Платона и Аристотеля.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Справедливость как философско-правовая категория.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Концепция справедливости в трудах Платона и Аристотеля.

Платон и Аристотель - мыслители, которые стоят у истоков теории естественного права - впервые раскрывают наиболее значимые аспекты проблемы справедливости и закрепляют тенденции  её дальнейшего разрешения. Ведущее  место в их творческом наследии занимают именно те идеи, которые на новом историческом этапе были восприняты наукой о государстве и праве, и прочно вошли в западную правовую мысль.

Концепция справедливости, разработанная  в трудах Платона и Аристотеля является нерасчленённой (охватывает этические, социальные и правовые содержательные аспекты) и содержит общий подход к пониманию справедливости - связывает цель, деяние и его последствие, но последствие не в значении результата, достижения цели, а в качестве лежащего вне этой цели оценочного поощрения или порицания (воздаяния) с учётом социальной значимости цели и субъективной и объективной значимости вклада. Все эти признаки отражены в формуле справедливости «каждому своё», которая на протяжении всей истории развития категории справедливости рассматривается как её универсальное выражение.

Исторический анализ развития категории  справедливости и её соотношения  с правом позволяет сделать вывод  о наличии следующей закономерности. Но каждом последующем этапе развития общества определяющее значение в содержании категории справедливости приобретают последовательно этические, социальные и правовые аспекты. В соответствии с этим можно выделить «этический», «социальный» и «правовой» подходы к пониманию справедливости. При этом прослеживается следующая закономерность: в период распространения этического подхода основным наиболее значимым элементом концепции справедливости является равенства, «социальному» подходу соответствует дифференциация, а правовому - индивидуализация.

В период кризиса полиса система  представлений о справедливости вышла из равновесия, что явилось предпосылкой теоретического осмысления этой системы с использованием нового метода рассуждения, основы которого были заложены Сократом. На смену периода независимых греческих полисов пришла новая эллинистическая эпоха, начало которой связывают с завоеваниями Александра Македонского. Это период распространения греческой культуры: труды Платона и Аристотеля стали достоянием всех образованных людей Средиземноморья и Ближнего Востока. В то же время с упадком политического значения полиса и отказом от полисной идеологии школы Платона и Аристотеля теряют свою прежнюю ведущую роль. Основные черты новой эпохи выразили учения стоиков и Эпикура, которые возникли на рубеже VI-III вв. до н. э.

Процесс подчинения Римом эллинистических государств сопровождался проникновением в Рим греческой философии. Римский политик и мыслитель Цицерон (106-43 гг. до н. э.) проводил обобщения греческой философии для своих современников. Разделяя некоторые основные взгляды академиков, он учитывал особенности римской культуры, выдвигая на первый план положение о долге человека служить обществу, то есть Риму1. Он поддерживал распространённую в греческой философии идею смешанной формы правления как самой стабильной и обеспечивающей наибольшую свободу и равенство прав2, при этом он утверждал, что аристократия предпочтительнее демократии, а равенство статусов и состояний, невозможно и даже несправедливо, так как уравнивало бы «негодяев» с порядочными людьми3. В таком подходе, в целом, характерном для представителей античности, также прослеживается влияние взглядов Платона и Аристотеля и выделяется этический аспект категории справедливости.

Одновременно Цицерон переводит  категорию справедливости в правовую плоскость, но и в сфере права  она продолжает нести этическую смысловую нагрузку. К примеру, критикуя теорию идеального государства Платона, он писал: «Ведь они [философы-правители] достигают одного вида справедливости - не причинять вреда противозаконием; но они не удовлетворяют другому виду справедливости: поглощённые своим стремлением изучать, они покидают тех, кого должны оберегать».

Цицерон продолжил развивать идею естественного права. Вслед за Платоном он повторяет, что «так как всё  обладающее разумом стоит выше всего  того, что разума лишено, и так как, согласно божественному закону, ничего не может быть выше природы в целом, то следует признать, что природе присущ разум» (О законах; кн. II, VII, 16).

«Justitia (правда, справедливость), - утверждал Ульпиан, - есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому своё право». В этом положении Платонова формула справедливости «каждому своё» переведена в правовую плоскость. Justitia в качестве вечной неизменной справедливости конкретизировалась в римском праве и получала своеобразную интерпретацию в термине aequitas. Смысловая пара justitia - aequitas представляла собой юридическое отражение системы представлений о справедливости в греческой философии, включавшей в себя аспекты равенства и «дифференциации».

Также представляется возможным сравнивать некоторые выводы Платона, связанные с концепцией справедливости, с идеями, воплотившимися в создании общин первых христиан 1-Й вв. Раннехристианские общины существовали недолго и выступали своеобразной переходной формой к возникновению церкви. Но в христианской традиции их организация стала рассматриваться в качестве своеобразного воплощения идеала. Константинопольский патриарх Иоанн Златоуст (между 344 и 354 — 407 гг.) восхищается «ангельским строем» первых христианских общин.

В общине идеального государства Платона законы отсутствовали, а правители-философы управляли и разрешали споры на основе познания идей, то есть естественное право действовало непосредственно. То же можно сказать о нравственном законе в раннехристианских общинах. Наиболее авторитетные члены общины, глубоко постигшие идеи нового вероучения, выступали организаторами, проповедниками, наблюдали за порядком и нравами в общине. Членам общины запрещалось обращаться в официальные суды по возникавшим спорам. В общине существовала своя система наказаний вплоть до отлучения, способами воздействия выступали убеждение и предостережение.

В современной научной литературе получила распространение также  позиция, утверждающая, что нецелесообразно  искать новую правовую парадигму  в синтезе правовых идей и теорий, опирающихся на разные философские учения, так как в основе любого логически выверенного правового учения (правовой теории, научной школы), должны находиться единые философско-методологические положения и принципы .

Противопоставление различных  типов правопонимания по-прежнему неразрывно связано с проблемой соотношения права и справедливости. В этом вопросе также предлагается найти некий категориальный «синтез» как итог взаимодействия философии и юриспруденции («справедливое право» или «правовая справедливость»)3. «Синтез» права и справедливости, поиск которого в начале третьего тысячелетия продолжает оставаться актуальной проблемой, заключается в создании «справедливого права» и условий справедливой правореализации, когда правовое регулирование приобретает свойство справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Справедливость как требование, предъявляемое к процессу правового  регулирования, неразрывно связана  с представлениями о ценности общества как целого, с необходимостью поддерживать баланс интересов общества, различных социальных групп и общностей с учётом интересов самостоятельных субъектов - свободных личностей. «Интересы же общества составляют то, что выгодно не одному, а всем, на чём все могут сойтись, и этот интерес ... есть не что иное, как справедливость...», - писал один из выдающихся юристов XIX в. Р. фон Иеринг1.

Такой баланс может быть достигнут  только в результате взаимодействия трёх основных направлений реализации справедливости, соответствующих трём аспектам содержания этой категории. Речь идёт о нравственных, социальных и правовых средствах обеспечения справедливости, которые, находясь в тесном взаимодействии, в то же время не должны подменять друг друга. Особое значение в этой системе на современном этапе приобретают правовые средства. Правовая справедливость как самостоятельное правовое понятие и целостная теоретическая концепция должна оставаться предметом научного дискурса. Разработки этой проблемы необходимо продолжать в направлении исследования правовой справедливости не только как понятия, но и как реального явления правовой действительности, а также в аксиологической плоскости как основополагающей правовой ценности общества.

Практическая реализация результатов  подобных исследований необходима как  в сфере правотворчества, так  и в сфере реализации права. Объективное научное представление о содержании категории справедливости, если не на уровне единого определения, то на уровне общего, четко сформулированного подхода, позволит справедливости стать подлинным критерием оценки правовых явлений и принципом деятельности государственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Античная демократия в свидетельствах современников / изд. подг. Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. - М.: Ладомир, 1996. - 383 с.
  2. Античные риторики / под ред. А. А. Тахо-Годи. М., 1978.
  3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 1997. - 1337 с.
  4. Лисовый, И. А., Ревяко, К. А. Античный мир в терминах, именах и названиях: слов.-справ. По истории и культуре Древ. Греции и Рима / науч. Ред. А. И. Немировский; предисл. Г. И. Шевченко. - 2-е изд. - Мн.: Беларусь, 1997.-253 с.
  5. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. Общая ред. и вступит, статья проф. М. А. Дынника. - М.: Госполитиздат, 1955. - 239 с.
  6. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. -736 с.
  7. Права человека. Сборник международно-правовых документов. М., 1990.
  8. Ранние отцы церкви. Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.
  9. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 1996. - Т. 1. - 392 с.
  10. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2000. - Т. 2. - 520 с.



Информация о работе Справедливость как философско-правовая категория