Сравнительная характеристика философских взглядов Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:37, реферат

Описание работы

Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Аристотель считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Содержание работы

Введение 3
1. Биография 4
1.1. Биография Платона 4
1.2. Биография Аристотеля. 5
2. Сравнительный анализ философских взглядов 7
2.1. Онтология 7
2.2. Учение о душе. Антропология 8
2.3. Учение о познании. Гносеология 9
2.4. Этические взгляды 11
Заключение 13
Список использованной работы 14

Файлы: 1 файл

философ реферат 2.docx

— 37.79 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

(наименование факультета)

Специальность (направление)

«Менеджмент организации»

(название специальности/ направления)

Кафедра предпринимательства и  управления


 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «Философия»

 

на  тему «Сравнительная характеристика философских  взглядов Платона и Аристотеля» 

 

 

 

Выполнила:

студентка _2_ курса

(3,5 года обучения, гр. МКБ-2011)

Хатыпова Э.М.

 

Проверил (а):

Щукина Р.И.

к.ф.н.

(звание, должность)

___________    _________________

(личная подпись)      (расшифровка подписи)

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2012

Содержание

 

Введение 3

1. Биография 4

1.1. Биография Платона 4

1.2. Биография Аристотеля. 5

2. Сравнительный анализ философских взглядов 7

2.1. Онтология 7

2.2. Учение о душе. Антропология 8

2.3. Учение о познании. Гносеология 9

2.4. Этические взгляды 11

Заключение 13

Список использованной работы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Огромное  наследие нам оставили гениальные ученые античности, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др. Влияние их учений огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни  в течение долгих лет. Созданные  ими философские системы нашли  много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли  свое отражение в трудах позднейших философов. При сопоставлении новейших идеалистических систем с учениями Платона и Аристотеля, напрашивается  вывод, что ни классики идеализма, ни их продолжатели не выдвинули принципиально  новых проблем, не преодолели заблуждений  этих великих мыслителей. Их огромный вклад, который они внесли в становление  и развитие философии как науки  очевиден, поэтому обращение к  их творчеству, несмотря на огромную дистанцию  во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.

В данной работе рассмотрена философская  система Платона и Аристотеля, проведен сравнительный анализ.

Аристотель  – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»  Аристотель считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности, он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных  вещей и миром идей.

Платон  – великий мыслитель, пронизывающий  своими духовными нитями всю мировую  философскую науку. Ученый был влюблен  в философию: все философствование этого мыслителя – выражение  его жизни, а жизнь – выражение  его философии. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию, и «большего  дара людям, как этот дар Бога, никогда  не было и не будет» (Г.Гегель).

  1. Биография

    1. Биография Платона

 

Платон  родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.

Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где  царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.

Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

Его последние  годы были омрачены трагической смертью  Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

    1. Биография Аристотеля.

 

Аристотель (лат. Aristotle) (384 до н. э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция — 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.

  Отец Аристотеля — Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя. После смерти Платона в 347 Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344, Аристотель жил на острове Лесбос, а в 343 македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра.

После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где  основал собственную философскую  школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа (от перипато — прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

 Научная  продуктивность Аристотеля была  необычайно высокой, его труды  охватывали все отрасли античной  науки. Он стал основоположником  формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля — не  самостоятельная наука, а методика  суждений, применимая к любой  науке. Философия Аристотеля содержит  учение об основных принципах  бытия: действительности и возможности  (акт и потенция), о форме и  материи, действующей причине  и цели. В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи.

  1. Сравнительный анализ философских взглядов

    1. Онтология

 

Платон  шел от «идей» как первообразов мира через явления чувственного мира, в которых эти «идеи» как истинные формы бытия, представлены в искаженном виде, к понятиям, схватывающим сущность явлений – их тождественную и  неизменную основу. Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов раскрываются в понятиях о них, Платон сделал вывод, что понятия – не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира. Мыслитель подошел  к познанию с позиции диалектики. Против этого выступил Аристотель.

Познание  же у Аристотеля имеет своим предметом  бытие. Основание опыта – в  ощущениях, в памяти и привычке. Любое  знание начинается с ощущений: оно  есть то, что способно принимать  форму чувственно воспринимаемых предметов  без их материи. Разум же усматривает  общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Аристотель  систематизировал и приблизил к  реальности учения Платона. Различия между  Платоном и Аристотелем напоминают различия между индийской и китайской  философией. Истина индийской философии, как и «мир идей» Платона находятся  по ту сторону чувственного мира, истина китайской философии – в этом мире, как и в вещи Аристотеля, неразрывно слиты идея и действительность. Философия Платона ориентирована  на мир мысли, идеалов. Это нормативная  философия, антитезис по отношению  к материалистической философии  Аристотеля, ориентированной на мир  реальный, действительный.

 

    1. Учение о душе. Антропология

 

Расхождение философы имеют также и в теории идеи души. Трактуя идею души Платон говорил: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно, находясь в человеческом теле , как узник в темнице, «воспоминает о мире идей». То есть основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, – бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.

Аристотель  же считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый  от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его  объективного поведения. Душа – энтелехия тела, то есть целеустремленная энергия, движущая сила тела, превращающая возможность в действительность. Душа по Аристотелю в противовес Платону не может существовать без тела, но она – имматериальная, не телесная. Благодаря душе мы живем, ощущаем и размышляем, она есть некий смысл и форма, а не материя и не субстрат.

Аристотель  дал анализ различных частей души: памяти эмоций, перехода от ощущений к  общему восприятию, а от него – к  обобщенному представлению; от мнения через понятие – к знанию, а от непосредственного ощущаемого желания – к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

    1. Учение о познании. Гносеология

 

Всё, доступное  познанию, Платон в VI книге «Государства»  делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое  умом. Отношение между сферами  чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого  определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют  познавать (хоть и недостоверно) мир  вещей, разум позволяет узреть истину.

Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода —  сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым — уподобление. Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение. Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

Сфера умопостигаемого  также делится на два рода —  это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон  вводит следующую пропорцию: как  сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к  вере и рассуждение к уподоблению.

Информация о работе Сравнительная характеристика философских взглядов Платона и Аристотеля