Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 00:58, реферат
Для изучения была выбрана тема: «Сравнительный анализ философских учений Древнего Китая и Древней Греции». Целью данной работы является определение сходств и различий межу философским учениями Древнего Китая и Древней Греции. Основная задача состоит в том, чтобы изучить некоторые философские школы обоих направлений, определить основные положения и идеи в рамках обозначенных школ.
Для сравнительного анализа мной были выбраны следующие учения: Конфуцианство и Даосизм – китайские, Милетская школа и учение Гераклита – греческие.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра Философии и политологии
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»
на тему: «Сравнительный анализ философских учений Древнего Китая и Древней Греции»
г. Нижний Новгород
2014г.
Оглавление
Введение
Для изучения была выбрана тема: «Сравнительный анализ философских учений Древнего Китая и Древней Греции». Целью данной работы является определение сходств и различий межу философским учениями Древнего Китая и Древней Греции. Основная задача состоит в том, чтобы изучить некоторые философские школы обоих направлений, определить основные положения и идеи в рамках обозначенных школ.
Для сравнительного анализа мной были выбраны следующие учения: Конфуцианство и Даосизм – китайские, Милетская школа и учение Гераклита – греческие.
В ходе работы были рассмотрены следующие источники.
Лунь Юй «Беседы и суждения». Основная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.
Дао дэ Цзин - главный канонический текст даосизма, лежащий в основе его философии, мифологии, религии.
Тексты произведений, созданные представителями милетской школы, до нас практически не дошли. Из работ Фалеса не дошло ничего (только названия), у Анаксимандра остались несколько словосочетаний и цельный небольшой отрывок из «Пери фюсеос» («О природе»); у Анаксимена фрагментарно сохранилось «О природе». Из произведений Гераклита до наших дней дошли только некоторые отрывки и афоризмы. Таким образом, наряду с книгой А. Маковельского «Досократики», которая представляет собой собрание цитат древнегреческих философов, было рассмотрено произведение Валентина Фердинандовича Асмуса - советского философа, логика, историка философии, историка и теоретика эстетики, литературовед а «Античная философия», позволившее структурировать информацию.
Конфуцианство – древняя философская
школа Китая, основоположником которой
является Конфуций (Кун-Фу-Цзы) 551 – 479 гг.
до н. э. Само слово «конфуцианство»
— европейского происхождения. Его китайский
эквивалент — «жу-цзяо», означает «учение
благовоспитанных (или просвещенных) людей»,
что позволяло некоторым ученым прошлого
века даже называть конфуцианство «религией
учёных».
Конфуцианство возникло как учение высших
слоев общества, его главную концепциею
составляют поучения, определяющие правила
поведения правителя и чиновника, таким
образом, неотъемлемой частью конфуцианства
являются политика, этика, социальные
взаимоотношения.
Первоначально конфуцианство было лишь
одним, хотя и очень влиятельным, учением
древнего Китая, существовавшим наряду
с другими учениями (даосизм, моизм, легизм
и др.). Однако, после объединения Китая
и создания стабильной централизованной
империи Хань (206 г. до н.э.— 220 г. н.э.), оно
постепенно усилилось, и на рубеже II и
I вв. до н.э. стало, наконец, государственной
идеологией императорского Китая.
В основе конфуцианства
лежит идея гармонии принципов личного
нравственного самосовершенствования
и деятельности, направленной на упорядочение
государства во имя создания идеального
общества, соответствующего древним образцам.
Предполагалось, что нравственное самосовершенствование
является предпосылкой успешной деятельности
на государственном поприще, которая в
свою очередь представляет собой цель
нравственного развития личности
Конфуцианство обосновало и доработало
идею гуманного управления, основанную
на идее обожествления власти.
Конфуций смоделировал собственный социальный идеал и, опираясь
на него определил ряд характеристик социального порядка, которые хотел реализовать в Поднебесной. Все должны знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и низов - тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется.
Такой социальный порядок конфуцианцы считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов древности. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и тем более не богатство, а только знания и личные достижения.
Строгое повиновение старшим являлось основой социального порядка. В обществе существовала четкая иерархия, которая подразумевала под собой строгое повиновение старшим. Вне зависимости от того, кем является старший: государем, чиновником или отцом - это беспрекословный, непререкаемый авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Тотальное повиновение воле старших воспитывается в людях с детства, как в рамках семьи, так и в процессе социализации в целом, то есть за пределами клана, семьи.
По мнению Конфуция, государство - это большая семья, а семья - малое государство. Этим выражением характеризовалось не только всестороннее, тотальное управление обществом, но и тот строй семейной жизни, который существовал и сохранялся в старом Китае вплоть до недавнего времени: основа семьи - беспрекословное повиновение младших старшим, детей родителям.
Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям – это основа человеколюбия1
В рамках данного философского учения было сформулировано «Золотое правило», которое гласит: «не делай другим того, чего не желаешь себе».
Таким образом, Основные вопросы, сформировавшиеся в рамках данной философии, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.
1.2 Даосизм
Даосизм – древнее философское учение, возникшее в Китае, основоположником которого традиционно считается древнекитайский мудрец Лао-цзы.
Учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте – лежит в основе данного учения.
Как учит нас даосизм, Дао – это путь, по которому должен идти человек и природа в процессе своего развития, универсальный, мировой закон, обеспечивающий существование мира.
Дао имеет огромное количество значений, оно находится в бесконечном движении. Учение о Дао гласит, что совершая кругооборот, всё в этом мире возвращается на свои места. Дао невозможно увидеть или услышать, оно недоступно для органов чувств, постоянно и неисчерпаемо, не имеет формы. Однако от него берет начало имя и форму все на свете.
Дао пусто, но в применении неисчерпаемо.2
Для того чтобы познать счастье, каждый человек должен встать на этот путь, попытаться постичь Дао. Согласно учению даосизма, физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в течение своей жизни добиться того, чтобы его душа соединилась с мировым порядком Дао.
Лао Цзы писал, что существуют три сокровища, которые являются высшими наставниками человека — это любовь, умеренность и смирение.
В учении Дао содержится ответ на вопрос, каким образом можно достичь этого слияния.
«Дэ» — благодать исходящая свыше; энергия, с помошью которой первоначально произошло преобразование Дао в окружающий мир.
Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что
создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не
считать себя властелином - вот что называется глубочайшим ДЭ.3
Доктрина даосов опирается на постулат о Восьми Столпах, которые являются ветвями даосских практик и философии. Основной акцент в них делается на здоровье и долголетие, на лечебно-оздоровительные системы упражнений и гармоничные отношения с окружающим миром.
Любое действие, противоречащее Дао - это пустая трата сил, которая приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательно относиться к жизни. Блаженства и благополучия достигает не тот, кто стремится поступками завоевать расположение Дао, а тот, кто, изучая свой внутренний мир, пытается познать его особенности и жаждет слиться с Дао душой. Из этого следует, что в даосизме цель жизни отождествлялась с возвратом к вечному, к своим корням.
Основные идеи Даосизма заключаются в следующем: Все в мире взаимосвязано, вещи, предметы, явления; материя, из которой состоит весь мир – едина; путь к счастью, познанию истины – это освобождение от желаний и страстей.
Милетская школа – первая философская школа, ее представителями являются: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетцев объединяет стремление объяснить все многообразие явлений мира из единого начала, неизменного и вечного в череде явлений. Вопрос о первоосновах всего сущего впервые был поставлен в рамках именно этой школы. Именно он и представляет главный интерес представителей милетской школы, не смотря на то, что Фалес считал первовеществом воду, Анаксимандр полагал, что основа всего сущего некая субстанция, которая дает начало противоположностям – тёплому и холодному, а уже из этих противоположностей образуются все вещества. Анаксимен принимал за первовещество воздух и выдвинул теорию о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь.
Таким образом, представители милетской школы по-разному отвечают на главный вопрос, однако, их взгляды на то, что основу мира составляет определенный материальный принцип, совпадают.
Из этого следует, что первая греческая философская школа является прообразом материализма.
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, согласно их учениям, понимали мир как материальный.
Причиной материализма первой греческой философской школы было стремление отойти от мифов и религиозном представлении о мире. На основной вопрос, поставленный в рамках милетской школы, вопрос о первооснове всего сущего, первые древнегреческие философы давали вполне конкретный материалистический ответ, пытаясь отойти от представлений о мире, продиктованных мифами. Анализ их мыслей показывает, что уже с самого возникновения философии происходит, с одной стороны, ее соединение с материализмом, а с другой — соединение материализма с диалектикой. Характерной чертой этой первой исторической стадии материализма является его тесная связь с научным познанием и с прогрессивными общественными силами того времени. Материалистический способ объяснения мира, к которому стремятся ионийские философы, является орудием ожесточенной и непримиримой борьбы против отживающего религиозно-мифологического объяснения мира как идеологии старой родовой аристократии. Философия, таким образом, рождается не из потребностей духа «в процессе его саморазвития», но прежде всего из практических потребностей развития общества.
Информация о работе Сравнительный анализ философских учений Древнего Китая и Древней Греции