Сравнительный анализ философских учений Древнего Китая и Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 00:58, реферат

Описание работы

Для изучения была выбрана тема: «Сравнительный анализ философских учений Древнего Китая и Древней Греции». Целью данной работы является определение сходств и различий межу философским учениями Древнего Китая и Древней Греции. Основная задача состоит в том, чтобы изучить некоторые философские школы обоих направлений, определить основные положения и идеи в рамках обозначенных школ.
Для сравнительного анализа мной были выбраны следующие учения: Конфуцианство и Даосизм – китайские, Милетская школа и учение Гераклита – греческие.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ РЕФЕРАТ.docx

— 47.84 Кб (Скачать файл)

 

    1. Гераклит

Гераклит Эфесский — древнегреческий философ-досократик, согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии вечного движения, вечного изменения. Огонь — самая динамичная, изменчивая из всех стихий, поэтому, по мнению Гераклита, огонь является первоначалом всего сущего, в то время как вода представляет собой всего лишь одно из его состояний.  
          Очень важное значение Гераклит придает понятию относительности, до наших дней дошло несколько отрывков его изречений, основной смысл которых сводится к тому, что какой-либо предмет или физическое состояние, являющееся благом для одного человека не имеет никакой ценности для другого. Понятие относительности распространяется не только на материальные объекты, но и на оценку нравственных качеств. 

Еще одним ключевым моментом в философии Гераклита является понятие Логоса. Гераклит утверждал, что Логос так же  вечен, как и мир, ни кем не сотворенный и в то же время неуничтожаемый. Его познание подразумевает под собой понимание закономерного развития мира как результат борьбы и единства противоположностей.

Гераклит полагал, что логос – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Понятие логос заключает в себе объединенные идеи первоначала и всеобщего закона, который управляет всем сущим.

 

Гераклит разделяет понятие логос и все существующее на земле, также отличает и от огня, полагая, что огонь – это некая первоначальная материальная стихия.

 

Гераклит задается вопросами о человеческой душе, относя к ней мысли, чувства, страсти, волнения. Он соотносит понятия души и огня, считая уместным предполагать, что первоначальная стихия – огонь, является  основой души, таким образом, Гераклит подразумевал, что душа материальна.

 

 

  1. Сравнительная характеристика философских учений

 

Проанализировав основные идеи всех вышерассмотренных философских учений, я пришла к выводу о том, что, не смотря на значительно отличающуюся социокультурную среду, в  которой они формировались, в них можно найти не только различия, но и выделить также ряд сходств.

Первое, что отличает данные философские учения – это ярко выраженный материализм греков, чего нельзя сказать об учениях древнего Китая. Все первые греческие философы, такие как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, не смотря на то, что имели разные представления о первовеществе, считали основой всего сущего определенный материальный принцип. 
            К примеру, Фалес, создал свое оформленное философское представление о мире, основываясь на естественнонаучных знаниях, которыми он обладал. Остальные древнегреческие философы также обладали собственным представлением об этом вопросе, однако, все их работы сводились к материализму.  
           Конфуцианство не рассматривало вопрос о первоначале, а представляло собой философское учение, в рамках которого разрабатывались основные правила поведения в обществе, а также методы управления государством. Конфуцианство ставило на первое место концепцию гуманного управления, развивая и обосновывая уже существовавшую идею обожествления власти правителя. Власть правителя признавалась священной, непоколебимой дарованной высшими силами.

 Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится.4

 

          Не смотря на специфику учения, Конфуций скептически относился к суевериям и различным проявлениям мифов, в этом проявляется сходство его учения с милетской школой. Конфуций говорил: «Мы не знаем, что такое жизнь, - говаривал он, - как же можем мы знать, что такое смерть?»5 Как нам известно, милетская школа на первое место ставит вопрос о сущности мира, она возникла, когда у людей появилась потребность в изучении окружающей среды, отхода от религиозно-мифических представлений о происхождении мира. Однако главным предметом изучения в конфуцианстве являлись общественные отношения, в то время как милетцы основную задачу видели в том, чтобы выяснить вопрос о космогонии. Так же, как нам известно, милетская школа – это прообраз материалистической школы, чего нельзя сказать об учении Конфуция.

Таким образом, в рамках первых греческих философских школ начали зарождаться и формироваться теории и гипотезы о происхождении мира. В то время как Конфуцианство внесло значительный вклад в изучение социализацию общества того времени.

В Даосизме, в отличие от Конфуцианства ставился вопрос о первооснове всего сущего, и ответом на него является учение о Дао. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао безгранично, всегда господствует везде и во всем. Всё происходит от него, не смотря на то, что его никто не создал.

 

В древнегреческой философии аналогом Дао является Логос, понятие Логоса сформулировал Гераклит. При сравнении древнекитайского учения о Дао и учения Гераклита о логосе, также можно найти не только сходства, но и различия.

 

Логос похож на Дао. Как для Гераклита, так и для Лао-Цзы, – «все едино». Невзирая на природу вещей, даже если они противоположны, они имеют одно общее начало и сводятся к одному и тому же. Если логос нечто оформленное, упорядоченное, противоположность всему стихийному, то Дао – самоестественно следует своей природе.

 

Даосизм учит нас тому, что постигнуть Дао можно путем медитации и обращения внутрь себя, через осознание гармонии стремлении к самосовершенствованию, которое должно достигаться не поступками, путем размышлений. Гераклит также полагал, что никто не лишен возможности, несмотря на трудность познания логоса. С точки зрения Даосизма познать путь Дао и слиться с ним может, каждый, кто этого захочет и будет выполнять определенные указания, которые содержатся в этом учении. Гераклит разделял всех людей на две категории: на тех, кто может получить истинное знание о природе вещей через органы чувств и на тех, кто не может приобретать знания с помощью внешних чувств.

 

Несмотря на свою похожесть, существуют и определенные различия между Дао и Логосом. Гераклит учит, что огонь — самая динамичная, изменчивая из всех стихий, именно по этому, огонь стал первоначалом мира.

Китайцы не считали возможным выделять какую-либо из стихий (воду, воздух или огонь) в качестве первоначала, правда, Лао-Цзы отдает предпочтение воде, являющейся символом Дао.

 

В отличие от Логоса Дао не «созидает сущее из противоположных стремлений», как говорил Гераклит, а следует спонтанному ритму мира, где происходит постоянное чередование: день приходит на смену ночи, тепло на смену холоду. Если греки акцентировали внимание на разумном аспекте мира – всем правит Логос, и на созидании сущего «из противоположных стремлений», на «борьбе противоположностей», то китайцы – на этической стороне мира и на чередовании инь-ян, которые в строгом смысле не противоположны, ибо присутствуют друг в друге. С этого и начинаются расхождения, хотя этика, гуманность также необходимы для развития ума, расширения сознания, как ум – для претворения этики в жизнь.

Гераклит, видел в Борьбе средство достижения гармонии. «Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости». Основная же идея Даосизма – путь ненасилия, ненарушения природы вещей, естественного ритма – следование моральному закону – Дао, тот, кто следует Дао, непобедим.

Также следует сказать, что учения Древнего Китая в первую очередь являются религиозными, например Даосизм пытается направить людей на истинный путь, помочь постичь счастье и блаженство, данное учение пресыщено мифологией и другими религиозными атрибутами даже больше, нежели Конфуцианство, которое тоже представляет собой религию. Как мы знаем, Конфуций старался отойти от непостижимых материй и упорядочить уже существующие общественные отношения.

Древнегреческая философия на ранних этапах являлась совокупностью всех существовавших на то время естественных наук. Древнегреческие философы  постигали мир путем изучения процессов происходящих в природе и на этом базировались их философские учения. Китайская философия всегда исходила из принципа недеяния, созерцание и не вмешательства в природу и происходящие в ней процессы.

Греки понимали жизнь как непрерывный поток, постоянное движение вперед, китайцы полагали, что во всем существует цикличность и человек не вправе вмешиваться в естественный ход событий.

Все древнегреческие философы принимали за первоначало какой-либо материальный принцип, будь то вода, воздух, огонь или отличное от них первовещество. Древнекитайские учения гласят о том, что причиной возникновения мира является нечто хаотичное и в то же время несуществующее, например Дао, которое дает имя и начало всем вещам.

 

Заключение

 

         В ходе сравнительного анализа между учениями Древнего Китая и Древней Греции были выявлены как сходства, так и различия. В целом учение Гераклита о Логосе представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-Цзы о Дао, не смотря на некоторые различия. Например, в понимании Гераклита, логос – это что-то упорядоченное структурированное, постоянная борьба противоположностей. 
       Он представляет собой разумную сторону существования мира, подразумевает под собой постоянную борьбу.  В то время как Дао – это нечто созидательное.  
         Основой его принцип – не разрушение, следование за ходом событий, постоянная цикличность. Основное, главное сходство этих учений состоит в самой их идее. Как у Гераклита, так и у Лао Цзы логос и Дао – это универсальный, мировой закон, обеспечивающий существование мира, его никто не создал, он возник сам по себе и управляет всем существующим миром, согласно своим правилам.

Между конфуцианством и Милетской школой так же можно провести параллель, это будет касаться в основном религии и мифов, различия гораздо более существенны, нежели сходства, так как данные школы имели разный предмет исследований. Милетская школа занималась вопросами возникновения мира и представляла собой совокупность естественных наук, в то время как конфуцианство делало упор на изучение процессов, происходящих в государстве, таким образом, тяготея к гуманитарной, социальной науке.

 

 

 

Источники и литература

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Мысль, 1989
  2. Лао Цзы. Дао дэ Цзин. - М.: Мысль, 1972 Перевод с древнекитайского.
  3. Лунь Юй. http://www.lib.rus.ec/b/116802.php
  4. Маковельский А. «Досократики» - Мн.: Харвесит, 1999

1 Лунь юй гл.I, §2

2 Дао де Цзин гл.4

3 Дао де Цзин гл. 10

4 Лунь юй гл.II, §3

 

5 Лунь юй гл.XI, §11

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ философских учений Древнего Китая и Древней Греции