Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 00:58, реферат
Для изучения была выбрана тема: «Сравнительный анализ философских учений Древнего Китая и Древней Греции». Целью данной работы является определение сходств и различий межу философским учениями Древнего Китая и Древней Греции. Основная задача состоит в том, чтобы изучить некоторые философские школы обоих направлений, определить основные положения и идеи в рамках обозначенных школ.
Для сравнительного анализа мной были выбраны следующие учения: Конфуцианство и Даосизм – китайские, Милетская школа и учение Гераклита – греческие.
Гераклит Эфесский — древнегреческий
философ-досократик, согласно его учению,
все произошло из огня и пребывает в состоянии
вечного движения, вечного изменения.
Огонь — самая динамичная, изменчивая
из всех стихий, поэтому, по мнению Гераклита,
огонь является первоначалом всего сущего,
в то время как вода представляет собой
всего лишь одно из его состояний.
Очень важное
значение Гераклит придает понятию относительности,
до наших дней дошло несколько отрывков
его изречений, основной смысл которых
сводится к тому, что какой-либо предмет
или физическое состояние, являющееся
благом для одного человека не имеет никакой
ценности для другого. Понятие относительности
распространяется не только на материальные
объекты, но и на оценку нравственных качеств.
Еще одним ключевым моментом в философии Гераклита является понятие Логоса. Гераклит утверждал, что Логос так же вечен, как и мир, ни кем не сотворенный и в то же время неуничтожаемый. Его познание подразумевает под собой понимание закономерного развития мира как результат борьбы и единства противоположностей.
Гераклит полагал, что логос – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Понятие логос заключает в себе объединенные идеи первоначала и всеобщего закона, который управляет всем сущим.
Гераклит разделяет понятие логос и все существующее на земле, также отличает и от огня, полагая, что огонь – это некая первоначальная материальная стихия.
Гераклит задается вопросами о человеческой душе, относя к ней мысли, чувства, страсти, волнения. Он соотносит понятия души и огня, считая уместным предполагать, что первоначальная стихия – огонь, является основой души, таким образом, Гераклит подразумевал, что душа материальна.
Проанализировав основные идеи всех вышерассмотренных философских учений, я пришла к выводу о том, что, не смотря на значительно отличающуюся социокультурную среду, в которой они формировались, в них можно найти не только различия, но и выделить также ряд сходств.
Первое, что отличает данные философские
учения – это ярко выраженный материализм
греков, чего нельзя сказать об учениях
древнего Китая. Все первые греческие
философы, такие как Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, Гераклит, не смотря на то, что
имели разные представления о первовеществе,
считали основой всего сущего определенный
материальный принцип.
К примеру, Фалес, создал свое оформленное
философское представление о мире, основываясь
на естественнонаучных знаниях, которыми
он обладал. Остальные древнегреческие
философы также обладали собственным
представлением об этом вопросе, однако,
все их работы сводились к материализму.
Конфуцианство
не рассматривало вопрос о первоначале,
а представляло собой философское учение,
в рамках которого разрабатывались основные
правила поведения в обществе, а также
методы управления государством. Конфуцианство
ставило на первое место концепцию гуманного
управления, развивая и обосновывая уже
существовавшую идею обожествления власти
правителя. Власть правителя признавалась
священной, непоколебимой дарованной
высшими силами.
Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится.4
Не смотря на специфику учения, Конфуций скептически относился к суевериям и различным проявлениям мифов, в этом проявляется сходство его учения с милетской школой. Конфуций говорил: «Мы не знаем, что такое жизнь, - говаривал он, - как же можем мы знать, что такое смерть?»5 Как нам известно, милетская школа на первое место ставит вопрос о сущности мира, она возникла, когда у людей появилась потребность в изучении окружающей среды, отхода от религиозно-мифических представлений о происхождении мира. Однако главным предметом изучения в конфуцианстве являлись общественные отношения, в то время как милетцы основную задачу видели в том, чтобы выяснить вопрос о космогонии. Так же, как нам известно, милетская школа – это прообраз материалистической школы, чего нельзя сказать об учении Конфуция.
Таким образом, в рамках первых греческих философских школ начали зарождаться и формироваться теории и гипотезы о происхождении мира. В то время как Конфуцианство внесло значительный вклад в изучение социализацию общества того времени.
В Даосизме, в отличие от Конфуцианства ставился вопрос о первооснове всего сущего, и ответом на него является учение о Дао. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао безгранично, всегда господствует везде и во всем. Всё происходит от него, не смотря на то, что его никто не создал.
В древнегреческой философии аналогом Дао является Логос, понятие Логоса сформулировал Гераклит. При сравнении древнекитайского учения о Дао и учения Гераклита о логосе, также можно найти не только сходства, но и различия.
Логос похож на Дао. Как для Гераклита, так и для Лао-Цзы, – «все едино». Невзирая на природу вещей, даже если они противоположны, они имеют одно общее начало и сводятся к одному и тому же. Если логос нечто оформленное, упорядоченное, противоположность всему стихийному, то Дао – самоестественно следует своей природе.
Даосизм учит нас тому, что постигнуть Дао можно путем медитации и обращения внутрь себя, через осознание гармонии стремлении к самосовершенствованию, которое должно достигаться не поступками, путем размышлений. Гераклит также полагал, что никто не лишен возможности, несмотря на трудность познания логоса. С точки зрения Даосизма познать путь Дао и слиться с ним может, каждый, кто этого захочет и будет выполнять определенные указания, которые содержатся в этом учении. Гераклит разделял всех людей на две категории: на тех, кто может получить истинное знание о природе вещей через органы чувств и на тех, кто не может приобретать знания с помощью внешних чувств.
Несмотря на свою похожесть, существуют и определенные различия между Дао и Логосом. Гераклит учит, что огонь — самая динамичная, изменчивая из всех стихий, именно по этому, огонь стал первоначалом мира.
Китайцы не считали возможным выделять какую-либо из стихий (воду, воздух или огонь) в качестве первоначала, правда, Лао-Цзы отдает предпочтение воде, являющейся символом Дао.
В отличие от Логоса Дао не «созидает сущее из противоположных стремлений», как говорил Гераклит, а следует спонтанному ритму мира, где происходит постоянное чередование: день приходит на смену ночи, тепло на смену холоду. Если греки акцентировали внимание на разумном аспекте мира – всем правит Логос, и на созидании сущего «из противоположных стремлений», на «борьбе противоположностей», то китайцы – на этической стороне мира и на чередовании инь-ян, которые в строгом смысле не противоположны, ибо присутствуют друг в друге. С этого и начинаются расхождения, хотя этика, гуманность также необходимы для развития ума, расширения сознания, как ум – для претворения этики в жизнь.
Гераклит, видел в Борьбе средство достижения гармонии. «Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости». Основная же идея Даосизма – путь ненасилия, ненарушения природы вещей, естественного ритма – следование моральному закону – Дао, тот, кто следует Дао, непобедим.
Также следует сказать, что учения Древнего Китая в первую очередь являются религиозными, например Даосизм пытается направить людей на истинный путь, помочь постичь счастье и блаженство, данное учение пресыщено мифологией и другими религиозными атрибутами даже больше, нежели Конфуцианство, которое тоже представляет собой религию. Как мы знаем, Конфуций старался отойти от непостижимых материй и упорядочить уже существующие общественные отношения.
Древнегреческая философия на ранних этапах являлась совокупностью всех существовавших на то время естественных наук. Древнегреческие философы постигали мир путем изучения процессов происходящих в природе и на этом базировались их философские учения. Китайская философия всегда исходила из принципа недеяния, созерцание и не вмешательства в природу и происходящие в ней процессы.
Греки понимали жизнь как непрерывный поток, постоянное движение вперед, китайцы полагали, что во всем существует цикличность и человек не вправе вмешиваться в естественный ход событий.
Все древнегреческие философы принимали за первоначало какой-либо материальный принцип, будь то вода, воздух, огонь или отличное от них первовещество. Древнекитайские учения гласят о том, что причиной возникновения мира является нечто хаотичное и в то же время несуществующее, например Дао, которое дает имя и начало всем вещам.
В ходе сравнительного анализа между учениями
Древнего Китая и Древней Греции были
выявлены как сходства, так и различия.
В целом учение Гераклита о Логосе представляет
близкую историко-философскую аналогию
учению Лао-Цзы о Дао, не смотря на некоторые
различия. Например, в понимании Гераклита,
логос – это что-то упорядоченное структурированное,
постоянная борьба противоположностей.
Он представляет
собой разумную сторону существования
мира, подразумевает под собой постоянную
борьбу. В то время как Дао – это нечто
созидательное.
Основой его
принцип – не разрушение, следование за
ходом событий, постоянная цикличность.
Основное, главное сходство этих учений
состоит в самой их идее. Как у Гераклита,
так и у Лао Цзы логос и Дао – это универсальный,
мировой закон, обеспечивающий существование
мира, его никто не создал, он возник сам
по себе и управляет всем существующим
миром, согласно своим правилам.
Между конфуцианством и Милетской школой так же можно провести параллель, это будет касаться в основном религии и мифов, различия гораздо более существенны, нежели сходства, так как данные школы имели разный предмет исследований. Милетская школа занималась вопросами возникновения мира и представляла собой совокупность естественных наук, в то время как конфуцианство делало упор на изучение процессов, происходящих в государстве, таким образом, тяготея к гуманитарной, социальной науке.
Источники и литература
1 Лунь юй гл.I, §2
2 Дао де Цзин гл.4
3 Дао де Цзин гл. 10
4 Лунь юй гл.II, §3
5 Лунь юй гл.XI, §11
Информация о работе Сравнительный анализ философских учений Древнего Китая и Древней Греции