Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:02, контрольная работа
Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:
Задание второе. «Средневековая философия – служанка богословия» (сочинение).
1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии.
2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.
3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии Средневековья. Ее теоцентризм.
4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире).
5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире.
Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:
Апологетика, Бог, вера, креационизм, концептуализм, номинализм, патристика, разум, реализм, схоластика, теизм, теодицея, теология, теоцентризм, христианство, универсалии.
Апологетика раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности главных религиозных представлений. Греч. Apoloqetikos - защитительный.
Бог - абсолют, не зависящий ни от каких причин, но причина всего существующего, характеризуемый в большей частью религий как личность, действующая по целям и имеющая волю, как Творец и Промыслитель вселенной, а в некоторых как безличное начало, совпадающее с миром, и имманентная вещам первопричина.
Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного не предложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение) – не научная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом. В крайней форме К. отрицает изменение видов и их эволюцию.
Концептуализм (от лат. соncерtus - мысль, понятие) - термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий.
Номинализм (лат. nomina — имена, nominalis — относящийся к названиям) — 1) в узком смысле — направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних; 2) в широком смысле — интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего.
Патристика (лат. patres – отцы – направление философско-теологической мысли 2 – 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов – Отцов Церкви.
Разум (лат. ratio), - это та самая система, которая концентрирует реальность в том измерении, в котором логически определяет возможности наиболее рационального использования закономерностей существования.
Реализм (от лат. realis - вещественный, действительный), - один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии.
Схоластика (от лат. scholaslica - ученый) - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения.
Теизм (греч. theos — бог) — специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного миру разумного начала, Абсолюта, понятого в качестве личности.
Теодицея (от греч. theos - Бог и dike - справедливость) - религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире.
Теология (греч. Theos – Бог, logos – слово) — феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего.
Теоцентризм (греч. theos — Бог, лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
Христианство (греч. christos — помазанник, мессия, спаситель) — вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и объединяющее в единый семантический комплекс содержание как Ветхого, так и Нового Заветов, обеспечивая единство Библии как общего для всех христиан источника.
Универсалии (лат. universalis - общий) - общие понятия.
Задание второе. «Средневековая философия – служанка богословия» (сочинение).
1.
Общее понятие и важнейшие
черты средневековой
2.
Периодизация средневековой
3.
Догматы творения и откровения
как основополагающие в
4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире).
5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире.
6.
Взгляды А.Августина на
1 Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I - V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V - XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.). Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога; господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе - в Библии); сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом; человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества; мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
2 Апологетика ("апология" в переводе означает "защита") - это философское направление, которое ставило своей задачей обоснование истинности и защиту христианства от критики античных философов. Апологетика подразделяется на западную, которая закладывает основы католической церковной традиции, и восточную, лежащую в основе православной церковной традиции. Крупнейшим представителем западной апологетики был Квинт Септимий Тертуллиан, который сформулировал смысл этого философского направления в формуле: "Верую, ибо абсурдно". Тертуллиан имел в виду, что видимая абсурдность и противоречия, которые присутствуют в христианском вероучении, являются не недостатками, а, наоборот, достоинствами христианства, ибо в этих парадоксальных положениях сосредоточено высшее знание, которое многократно превосходит возможности человеческого разума. Лишь в акте веры человек может приобщиться к этому знанию, и, тем самым, спастись. "Что общего между философом и христианином, между учеником греческой премудрости и учеником Неба?" - патетически восклицает Тертуллиан, отстаивая онтологические приоритеты раннего христианства.
Восточная апологетика, в отличие от западной, ориентируется на созерцание внутреннего человека, неисповедимых глубин человеческого духа. Особое внимание восточные апологеты уделяют экзегезе - аллегорическому прочтению и толкованию священных текстов. В рамках этой ветви апологетики закладываются основы апофатической теологии, главный принцип которой состоит в том, что, определяя Бога, мы можем сказать только то, чем он не есть. Крупнейшими представителями восточной апологетики были Ориген, Ириней Лионский и Юстин.
Формулировка
основ христианского вероучения
- догматики - которая происходит на
Вселенских церковных соборах, первым
из которых был состоявшийся в 325
году Никейский собор, приводит к
возникновению второго
Крупнейшим представителем западной патристики был Аврелий Августин. Августин является одним из крупнейших европейских мыслителей, который первым в своей книге "О Граде Божьем" сформулировал христианское понимание истории. В соответствии с ним, история имеет своё начало (момент творения), кульминацию (жизнь, смерть и воскресение Христа) и завершение (второе пришествие и Страшный суд). Каждое историческое событие, согласно Августину, является неповторимым, значимым и уникальным в контексте грядущего спасения или проклятия. Но Августин осмыслил не только историю человечества, в своей знаменитой "Исповеди" он дал блестящее описание духовных исканий человека и доказал важность обращения души к Богу. Августин является основоположником жанра исповеди в мировой литературе.
Представителями восточной патристики были члены так называемого "каппадокийского кружка": Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский. Для стиля мышления этих философов характерна медитативная созерцательность и поиск божественной мудрости, которая не сводится к разумному началу. Сильное влияние на восточную патристику оказало учение неоплатонизма.
Третьим, последним направлением средневековой философии была схоластика. Её возникновение связано с появлением в 9 веке монастырских школ и началом преподавания философии как самостоятельной учебной дисциплины. Напомним, что философия или диалектика входила в число "семи свободных искусств", которые составляли системы средневекового образования (кроме диалектики к этим искусствам относили грамматику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Термин "схоластика", таким образом, означает "школьная философия".
В рамках схоластики разрабатывается сложная и логически чёткая система объяснения христианского вероучения и соответствующего ему мировоззрения. Постольку поскольку схоластика оперировала абстрактными понятиями, в ней часто вспыхивали горячие дискуссии. Одной из таких полемических схваток был спор о природе общих понятий или универсалий, которые играют ключевую роль в мыслительной деятельности человека. В результате этого спора философы-схоласты разделились на два лагеря. Сторонники первого доказывали, что универсалии реально существуют, создавая самостоятельный мир сущностей, первичный по отношению к человеческому мышлению и единичным вещам. Поэтому они получили название реалистов. Крупнейшим представителем реализма в схоластике был Ансельм Кентерберийский. Идейные оппоненты реалистов же настаивали на том, что реально существуют лишь вещи, которые воспринимаются чувственно, а универсалии являются именами этих вещей. Сторонники этого направления схоластики получили название номиналистов (от латинского "номен" - имя). Крупнейшим представителем номинализма был Росцеллин и Петр Абеляр. Кстати, автобиографическая книга Абеляра "История моих бедствий" стала одним из наиболее популярных произведений философской беллетристики.
Золотым
веком схоластики считается тринадцатое
столетие, а её крупнейшим представителем
Фома Аквинский. Фому Аквинского часто
называют "Средневековым Аристотелем",
так как он упорядочил существовавшее
в то время знание и привёл его
в состояние логически