Средневековая европейская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:
Задание второе. «Средневековая философия – служанка богословия» (сочинение).
1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии.
2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.
3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии Средневековья. Ее теоцентризм.
4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире).
5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире.

Файлы: 1 файл

контрольная по философииMicrosoft Office Word.docx

— 36.58 Кб (Скачать файл)

     - Бог как источник движения;

     - Бог как порождающая причина; 

     - Бог как необходимость, царящая  над миром случайностей;

     - Бог как носитель наивысшей  степени совершенства;

     - Бог как конечная цель развития  мира.

     Кроме того, Фома Аквинский разрабатывает  учение о "двойной истине", в  соответствии с которым противоречие между истиной теологии (религиозные  догматы) и истиной философии (рациональное познание) является допустимым, так  как оба эти направления познания ведут к Богу, но разными путями. Философское учение Фомы Аквинского или томизм в настоящее время  является официальной философской  доктриной католической церкви.

     3 Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения: Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли; мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; природа не может творить сама себя; единственным творческим началом во Вселенной является Бог; Бог вечен, постоянен и всепроникающ; подлинным бытием является только Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и Его творением. Согласно догмату откровения: мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека - вере.

     4 Оценка добра и зла в мире, их различение были наиболее проблематичными в философии Августина. С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны, существование зла, несомненно. При определении понятия теодицеи, или защиты совершенства творения. Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества. Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. С этим связан другой тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно добру, оно есть лишь недостаток добра, его релятивная ступень. Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно. Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло - это отвращение от высших целей, это либо гордыня, либо вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность - из страстей, направленных на преходящие вещи. Следующий аргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Августин, таким образом, не отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.

     Этике Августина присуще то, что он приписывал злу другое происхождение, чем добру. Зло происходит от человека, имеет  земной характер, добро же проистекает  от бога, продукт божьей милости. Человек  отвечает за зло, но не за добро. По поводу понятия любви Августин остро  полемизировал с бриттским монахом  Пелагием. Это был спор между представителями  иррационалистической и рационалистической точек зрения в вопросах христианской этики. Пелагий исходил из античного  рационализма и учил, что первородного греха не существует. Человек рождается  свободным от грехов, он сам, без  помощи церкви должен заботиться о  своем блаженстве. Пелагиевский отказ  от понимания человека как слепого  орудия бога представлял прямую атаку  на идеологические принципы христианской церкви.

     5 Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Мировоззрение Августина очень четко противостояло натурализму. Бог как единое сущее и истина является содержанием метафизики, бог как источник познания является предметом теории познания; бог как единственное благо и прекрасное является предметом этики, бог как особа всемогущая и полная милости является главным вопросом религии. 
Бог не только бесконечное бытие, но и особа, преисполненная любви. В этом же направлении теоретизировали и неоплатоники, но бог ими понимался не как особа. В неоплатонизме мир - эманация божественного единого, необходимый продукт естественного процесса, у Августина же мир - акт божественной воли. У Августина проявляется тенденция к дуализму в отличие от неоплатонического монизма, основанного на идее, что бог и мир имеют один и тот же характер.

     Согласно  Августину, мир как свободный  акт бога является творением разумным, бог создал его на основе собственной  идеи. Христианский платонизм был  августинианским вариантом учения Платона об идеях, которое понималось в теологическом и персоналистическом духе. В боге сокрыт идеальный образец  реального мира. Как у Платона, так и у Августина существуют два мира: идеальный - в боге и  реальный в мире и пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю. Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое  должна определить философия. Счастья  можно достигнуть в едином - в  боге. Достижение человеческого счастья  предполагает, прежде всего, познание бога и испытание души. В отличие  от скептиков Августин разделял представление  о том, что познание возможно. Он искал такой способ познания, который  не подвержен заблуждениям, пытался  установить определенную надежную точку  как исходный путь познания. Единственный способ преодоления скептицизма, по его мнению, состоит в отбрасывании предпосылки, что чувственное познание может нас привести к истине. Стоять на позициях чувственного познания - значит укреплять скептицизм. Августин находит  еще один пункт, подтверждающий возможность  познания. В подходе скептиков  к миру, в самом сомнении он видит  определенность, достоверность сознания, ибо можно сомневаться во всем, но не в том, что мы сомневаемся. Это сознание сомнения при познании является непоколебимой истиной. Сознание человека, его душа являются устойчивым пунктом в постоянно меняющемся, неспокойном мире. Когда человек погрузится в познание своей души, он найдет там содержание, которое не зависит от окружающего мира. Это лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружающего мира, в действительности они находят их в глубинах собственного духа. Сущность теории познания Августина - априорность; творцом всех идей и понятий является бог. Человеческое познание о вечных и неизменных идеях убеждает человека, что их источником может быть лишь абсолют вечный и надвременный, бестелесный бог. Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи. Истину о боге не может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания. При этом он стремился не возвысить разум, но лишь его дополнить. Вера и разум взаимно дополняют друг друга: "Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь". Философия Августина отвергает концепцию автономного положения науки, где разум является единственным средством и мерой истины. Это понимание соответствует духу христианства, и на этой основе могла строиться последующая фаза - схоластика. Характерной чертой понимания Августином процесса познания является христианский мистицизм. Главным предметом философского исследования были бог и человеческая душа.

     6 Августин обращается и к общественно-историческому процессу. Некоторые историки даже говорили о нем как об одном из первых "философов истории". Стимулом его интереса к этой проблематике было разграбление "вечного города" в 410 г. готскими войсками, возглавляемыми королем Аларихом. Это событие интерпретировалось многими современниками по-разному. Одни объясняли его как месть старых римских богов римлянам за то, что они перешли в христианство. Другие утверждали, что падение Рима возглашает конец человеческой истории, который наступает вследствие греховного перехода от первоначального демократического христианства к государственному. Августин опровергает обе эти интерпретации.

     В философии истории он выступает  против как языческих религиозных  представлений, так и нерелигиозных  этических и философских концепций. Языческих богов он отвергает  как бессильных демонов, порожденных  поэтической фантазией. Им он противопоставляет  единого и всемогущего бога.

     О философии истории Августина  можно говорить лишь условно. Он занимается "судьбами всего" человечества, руководствуясь, однако, христианскими мифологическими  представлениями, опирающимися на библейские материалы. Человечество происходит от одной пары прародителей и руководится  богом. Понятие истории Августина  является провиденциалистским (провиденция - провидение).

     Августин  выдвигает мысль о единстве человеческой божественной истории, которые текут  в противоположных, но взаимно неразделимых сферах, содержанием которых является бой двух царств (градов) - божьего  и земного. Дуализм бога и природы  переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества - это те, которые своим морально-религиозным  поведением заслужили у бога спасение и милосердие; в земном граде, напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые забывают о боге. Божий  град постепенно усиливается в общественно-историческом развитии, в частности после прихода  Иисуса. Главной предпосылкой принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность, как перед богом, так и перед церковью. В своем  изложении плана божьего предопределения  Августин дает периодизацию истории  земных градов-обществ. Она основана на аналогии с шестью днями творения, шестью развивающимися сферами человеческой жизни и шестью эпохами, которые  приведены в Ветхом завете. Это по своей сути эсхатологическая концепция; идея прогресса, которая в ней содержится, - религиозно-теологическая.

     Церковь в истории занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и  вне ее нельзя обрести спасение.

       Церковь является зримым представителем  царства божьего на земле. Светский  град и его государство также  установлены богом, но они не  имеют привилегированного положения,  как церковь, которая занимает  высшее положение, и государство  должно ей служить. Только при  таких условиях возможно возникновение  гармоничного общественного организма.  Понимание общества у Августина  является теократическим.

     Августин  заложил основы новой христианской философии. Он отбросил классический подход греков, основанный на объективизме и  интеллектуализме, его подход был  интроспективным, воле он приписывал первенство над разумом. Греки склонялись к  финализму и натурализму, Августин представлял бога как бесконечность, а мир - как продукт сверхъестественной силы и творение милости. Интроспективная  позиция переходит в персонализм, бог - это, прежде всего персона, сущностью  которой является воля; этим самым  философия Августина отворачивается от универсализма древних. Она основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но, ни в коем случае не к силам разума и доказательств.

     Задание третье. Выделите в таблице основные решения проблемы человека в эллинистической, и средневековой философии.

философия Ее представители Сущностные  характеристики Идеал личности
Эллинистическая

Римская 

-эпикуреизм  
 
 
 
 
 

-стоицизм 
 
 
 
 
 
 
 

-кинизм

 
 
 
Эпикур, Тит Лукреций Кар 
 
 
 
 

Панэций, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий 
 
 
 
 

Антисфен, Диоген Синопский, Кратет из Фив, Керекид из Мегалополя, Дион Хрисостом

 
 
Вселенная состо-ит из тел и пус-тоты, а тела — либо атомы, либо составлены из них. 

Добродетель стоики видят в упражнениях ра-зума, порок — в действиях, кото-рыми руководят неразумные страсти. 

Отражало  проти-воречие в созна-нии бедноты, оно включила в себя достоинства  и не-достатки тех, чьи интересы она  вы-ражала.

 
 
 
Все знание чело-век получает из ощущений, кото-рые «предвосхи-щаются» образа-ми. 

Порочным является человек иррациональ-ный, охватывающий тем или иным желани-ем. 
 

Презрение к бога-тству, опрощение и бедность, рав-ноправие, космо-политизм и др.

Христианская

-августинианство 
 
 
 
 
 

-томизм

 
Аврелий Августин 
 
 
 
 

Фома Аквинский

 
Соединение  формы и материи. 
 
 
 
 

Стремление  сое-динить строго ор-тодоксальную позицию  в рели-гиозных вопросах с подчеркнутым уважением к пра-вам рассудка, здравого смысла.

 
Не признавало за человеком спо-собности своими силами достичь истинной добро-детели. 

Свобода личнос-ти — это часть свободы Бога, которую Он даро-вал человеку, т.е. свобода транс-цендентна. Од-новременно со свободой Бог назначил чело-веку его конеч-ную цель.

 

     Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.

     Аврелий Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждебных царств – царства земного и  царства Божьего: «Два града созданы  двумя родами любви, – писал он, – земной любовью к себе и небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. История  имеет начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победу его во всемирном масштабе».

     1. К какой области философского  знания относятся эти рассуждения? 

     2. Как называется такое учение  об обществе? 

     3. Каково значение августинианского  учения об обществе и его  истории?

     1 Средневековая христианская философия

     2 "Царство земное" находит свое выражение в создании "светского града", т.е. представляет собой историю государств, создаваемых людьми. С этой точки зрения, Августин насчитывал шесть периодов человеческой земной истории, в соответствии с шестью эпохами, показанными в Ветхом Завете, а также в сравнении с шестью периодами жизни человека — младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость. После явления Христа человечество вступило в пору старости. Иначе говоря, вся предшествующая земная история — это только преддверие истинной и окончательной истории людей, ибо история "светского града" всегда была наполнена корыстью, властолюбием, эгоизмом, свойственными людям, не знающим Слова Божьего.

     3 Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все, же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире. Провозвестниками истинной истории человечества были те немногие праведники и пророки, которые еще в "темные века" истории поняли свое истинное Божественное предназначение. Именно они, немногие, избранные самим Господом, и составляют на земле "Град Божий", как земное выражение "Царства Божьего". "Град Божий" постоянно и неукоснительно стремился повернуть "светский град" к истине, открыть всем людям смысл и существо их жизни.

Информация о работе Средневековая европейская философия