Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:02, контрольная работа
Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:
Задание второе. «Средневековая философия – служанка богословия» (сочинение).
1. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии.
2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.
3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии Средневековья. Ее теоцентризм.
4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире).
5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире.
- Бог как источник движения;
- Бог как порождающая причина;
-
Бог как необходимость,
- Бог как носитель наивысшей степени совершенства;
-
Бог как конечная цель
Кроме
того, Фома Аквинский разрабатывает
учение о "двойной истине", в
соответствии с которым противоречие
между истиной теологии (религиозные
догматы) и истиной философии (рациональное
познание) является допустимым, так
как оба эти направления
3 Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения: Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли; мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; природа не может творить сама себя; единственным творческим началом во Вселенной является Бог; Бог вечен, постоянен и всепроникающ; подлинным бытием является только Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и Его творением. Согласно догмату откровения: мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека - вере.
4 Оценка добра и зла в мире, их различение были наиболее проблематичными в философии Августина. С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны, существование зла, несомненно. При определении понятия теодицеи, или защиты совершенства творения. Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества. Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. С этим связан другой тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно добру, оно есть лишь недостаток добра, его релятивная ступень. Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно. Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло - это отвращение от высших целей, это либо гордыня, либо вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность - из страстей, направленных на преходящие вещи. Следующий аргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Августин, таким образом, не отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.
Этике
Августина присуще то, что он приписывал
злу другое происхождение, чем добру.
Зло происходит от человека, имеет
земной характер, добро же проистекает
от бога, продукт божьей милости. Человек
отвечает за зло, но не за добро. По поводу
понятия любви Августин остро
полемизировал с бриттским
5
Вся философия Августина сосредоточилась
на боге как едином, совершенном, абсолютном
бытии, мир же имеет значение как божье
творение и отблеск. Без бога ничего нельзя
ни совершить, ни познать. Во всей природе
ничего не может произойти без участия
сверхъестественных сил. Мировоззрение
Августина очень четко противостояло
натурализму. Бог как единое сущее и истина
является содержанием метафизики, бог
как источник познания является предметом
теории познания; бог как единственное
благо и прекрасное является предметом
этики, бог как особа всемогущая и полная
милости является главным вопросом религии.
Бог не только бесконечное бытие, но и
особа, преисполненная любви. В этом же
направлении теоретизировали и неоплатоники,
но бог ими понимался не как особа. В неоплатонизме
мир - эманация божественного единого,
необходимый продукт естественного процесса,
у Августина же мир - акт божественной
воли. У Августина проявляется тенденция
к дуализму в отличие от неоплатонического
монизма, основанного на идее, что бог
и мир имеют один и тот же характер.
Согласно
Августину, мир как свободный
акт бога является творением разумным,
бог создал его на основе собственной
идеи. Христианский платонизм был
августинианским вариантом
6 Августин обращается и к общественно-историческому процессу. Некоторые историки даже говорили о нем как об одном из первых "философов истории". Стимулом его интереса к этой проблематике было разграбление "вечного города" в 410 г. готскими войсками, возглавляемыми королем Аларихом. Это событие интерпретировалось многими современниками по-разному. Одни объясняли его как месть старых римских богов римлянам за то, что они перешли в христианство. Другие утверждали, что падение Рима возглашает конец человеческой истории, который наступает вследствие греховного перехода от первоначального демократического христианства к государственному. Августин опровергает обе эти интерпретации.
В
философии истории он выступает
против как языческих религиозных
представлений, так и нерелигиозных
этических и философских
О философии истории Августина можно говорить лишь условно. Он занимается "судьбами всего" человечества, руководствуясь, однако, христианскими мифологическими представлениями, опирающимися на библейские материалы. Человечество происходит от одной пары прародителей и руководится богом. Понятие истории Августина является провиденциалистским (провиденция - провидение).
Августин
выдвигает мысль о единстве человеческой
божественной истории, которые текут
в противоположных, но взаимно неразделимых
сферах, содержанием которых является
бой двух царств (градов) - божьего
и земного. Дуализм бога и природы
переносится, таким образом, и на
общественное развитие. Божий град
представляет меньшую часть человечества
- это те, которые своим морально-
Церковь в истории занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение.
Церковь является зримым
Августин
заложил основы новой христианской
философии. Он отбросил классический подход
греков, основанный на объективизме и
интеллектуализме, его подход был
интроспективным, воле он приписывал первенство
над разумом. Греки склонялись к
финализму и натурализму, Августин
представлял бога как бесконечность,
а мир - как продукт сверхъестественной
силы и творение милости. Интроспективная
позиция переходит в
Задание третье. Выделите в таблице основные решения проблемы человека в эллинистической, и средневековой философии.
философия | Ее представители | Сущностные характеристики | Идеал личности |
Эллинистическая
Римская -эпикуреизм -стоицизм -кинизм |
Эпикур, Тит Лукреций Кар Панэций, Посидоний,
Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антисфен, Диоген Синопский, Кратет из Фив, Керекид из Мегалополя, Дион Хрисостом |
Вселенная состо-ит из тел и пус-тоты, а тела — либо атомы, либо составлены из них. Добродетель
стоики видят в упражнениях ра-зума,
порок — в действиях, кото-рыми
руководят неразумные страсти. Отражало
проти-воречие в созна-нии |
Все знание чело-век получает из ощущений, кото-рые «предвосхи-щаются» образа-ми. Порочным является
человек иррациональ-ный, охватывающий
тем или иным желани-ем. Презрение к бога-тству, опрощение и бедность, рав-ноправие, космо-политизм и др. |
Христианская
-августинианство -томизм |
Аврелий Августин Фома Аквинский |
Соединение формы и материи. Стремление сое-динить строго ор-тодоксальную позицию в рели-гиозных вопросах с подчеркнутым уважением к пра-вам рассудка, здравого смысла. |
Не признавало за человеком спо-собности своими силами достичь истинной добро-детели. Свобода личнос-ти — это часть свободы Бога, которую Он даро-вал человеку, т.е. свобода транс-цендентна. Од-новременно со свободой Бог назначил чело-веку его конеч-ную цель. |
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Аврелий Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждебных царств – царства земного и царства Божьего: «Два града созданы двумя родами любви, – писал он, – земной любовью к себе и небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. История имеет начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победу его во всемирном масштабе».
1.
К какой области философского
знания относятся эти
2. Как называется такое учение об обществе?
3.
Каково значение
1 Средневековая христианская философия
2 "Царство земное" находит свое выражение в создании "светского града", т.е. представляет собой историю государств, создаваемых людьми. С этой точки зрения, Августин насчитывал шесть периодов человеческой земной истории, в соответствии с шестью эпохами, показанными в Ветхом Завете, а также в сравнении с шестью периодами жизни человека — младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость. После явления Христа человечество вступило в пору старости. Иначе говоря, вся предшествующая земная история — это только преддверие истинной и окончательной истории людей, ибо история "светского града" всегда была наполнена корыстью, властолюбием, эгоизмом, свойственными людям, не знающим Слова Божьего.
3 Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все, же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире. Провозвестниками истинной истории человечества были те немногие праведники и пророки, которые еще в "темные века" истории поняли свое истинное Божественное предназначение. Именно они, немногие, избранные самим Господом, и составляют на земле "Град Божий", как земное выражение "Царства Божьего". "Град Божий" постоянно и неукоснительно стремился повернуть "светский град" к истине, открыть всем людям смысл и существо их жизни.