Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 06:12, контрольная работа
Поскольку господствующим мировоззрением Средних веков было христианство, магистральные идеи этого времени – это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия считалась «служанкой богословия» [4, c.168], в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус. Само понятие о том, что такое философия, калькировалось с понятия о ней в Античности или в Новое время, поэтому средневековая философия считалась пара- или псевдофилософией, и казалось возможным расценивать христианское мировоззрение через идеи платонизма, аристотелизма или стоицизма. При таком подходе это означало, что самостоятельного философствования в ту пору не существовало.
1. Средневековая философия. Августин Блаженный – выразитель идей патристики. Фома Аквинский – вершина средневековой схоластики. 3
2. Формы бытия и атрибутивные свойства материи. 8
Тесты 13
Список литературы 14
Философское понятие материи возникло на основе человеческой практики, развития естественных наук. Но, тем не менее, нельзя отождествлять философское понятие материи и естественнонаучные представления о строении материи. Последнее развивается как естественнонаучная теория. Каждая эпоха создавала свою картину мира, Космоса, Вселенной. Научное рассмотрение материи связано с рассмотрением ее структуры, определенной системности.
Существование любой материальной системы связано напрямую с взаимодействием как внутренних составляющих ее элементов, так и с другими внешними системами и условиями. Именно эти взаимодействия определяют картину мира, являются ее неотъемлемой характеристикой. Именно взаимодействием различных частиц, полей, сил, уровней материального мира можно объяснить как общую картину мира. Взаимодействия ведут к определенным изменениям. Вся совокупность изменений, начиная от физического вакуума и Метагалактики в философии обозначается понятием движение. В понятие движения входят все известные и неизвестные еще процессы изменения вообще. Движение – способ существования материи. Не существует материальных объектов вне определенных форм движения. Прекращение определенных форм деятельности означает прекращение существования данного объекта и переход его в иное, другой объект. Движение внутренне присуще материи и оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.
Наличие иерархии форм материи определяет разнообразие форм ее движения. Можно выделить следующие основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Современная наука открывает новые формы движения. К ним относятся, например, движение микрочастиц, процессы физического вакуума и другие. Это заставляет пересматривать традиционную классификацию форм движения, но неизменным остается вывод о существовании различных форм движения, деление их на высшие и низшие. Между этими формами существует органическая связь, которая проявляется в том, что каждая высшая форма движения содержит низшую. В тоже время нельзя сводить высшие формы к низшим, ставить знак равенства между ними.
Формами существования
материи являются пространство и
время, которые представляют нерасторжимое
единство и рассматриваются как
пространственно-временной
1) Относятся ли понятия пространства и времени к объективным характеристикам материального мира или же представляют познавательное свойство нашего сознания?
2) Каким образом относятся пространство и время к субстанции?
3) В чем состоят основные свойства пространства и времени?
Первое направление характеризовалось различными точками зрения. Одни философы утверждали объективность пространства и времени, т.е. его принадлежность к материальному миру, другие, напротив, считали их априорными формами сознания, позволяющими познавать мир. Второе направление исторически представлено двумя концепциями: субстанциональной и реляционной. Первое рассматривает пространство и время как существующие сами по себе независимо от субстанции, как вместилище, своеобразная арена, где разворачиваются события материального мира. Классический пример тому – теория И.Ньютона [1, c.62].
Сторонники второй концепции понимали
пространство и время не как самостоятельные
сущности, а как системы отношений между
объектами и процессами отдельно от них
не существующих. Видным представителем
этого направления в философии Нового
времени являлся Г. Лейбниц. Дальнейшее
развитие пространственно-временных представлений
в теориях Б. Римана,
Н.И. Лобачевского (неевклидова геометрия)
и особенно А. Эйнштейна (специальная теория
относительности и общая теория относительности)
заставило отказаться от субстанциональной
концепции.
Современные воззрения на проблему сводятся к следующему:
1) Пространство и время не существуют независимо от материальной формы бытия.
2) Пространственно-временные свойства зависят от характера движения и взаимодействия материальных систем, что подтверждает их статус основных форм существования материи, содержанием которых выступает движущаяся материя [5].
Пространство характеризуется протяженностью, однородностью, изотропностью, трехмерностью. Протяженность означает способность тел существовать одно подле другого и иметь пространственные границы. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Трехмерность пространства является необходимым условием существования устойчивых связанных систем, состоящих из двух тел. В пространстве более трех измерений не существовало бы планетных систем, ядер, молекул, макротел, электронных оболочек вокруг ядер и т.д. Таким образом, трехмерность тесно связана с фундаментальными материальными процессами. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность – равноправие всех возможных направлений.
Время определяется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность. Длительность означает способность тел существовать одно после или до другого. Время одномерно, однородно. Специфическим свойством времени является необратимость, т.е. невозможность возврата в прошлое. Необратимость времени связывают с действием закона возрастания энтропии, с характером законов квантовой механики или же космологическими подходами.
1) Чем является философия? Из предложенных вариантов укажите ошибочный:
a) любомудрием;
б) формой идеологии; рационально-теоретическим мировоззрением;
в) способом духовно-практического освоения мира;
г) наукой наук.
Ответ: б) формой идеологии; рационально-теоретическим мировоззрением.
2) Личность есть:
а) конкретный индивид;
б) человек, взятый со стороны его общественной деятельности и социальной значимости;
в) социализированный человек;
г) человек в единстве своих биологических, психологических и социальных качеств;
д) выдающийся человек;
е) отмеченный божественной печатью.
Ответ: е) отмеченный божественной печатью.