Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 01:35, реферат

Описание работы

Период средневековья занимает длительный отрезок истории Европы - от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э. конкурируют между собой философские у

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Греческая философия. Монотеизм……………………………………...4-5
1.Природа и человек как творение Бога………………………………5-6
2.Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии…………….6-7
3.Сущность и существование………………………………………………….7
4. Полемика реализма и номинализма………………………………..7-8
5.Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики …...............................................................................................8-10
6.Специфика средневековой схоластики……………………………….10
7.Отношение к природе в средние века………………………………10-11
8.Человек-образ и подобие Бога………………………………………….11-13
9.Проблема души и тела……………………………………………………….13-14
10.Проблема разума и воли. Свобода воли…………………………14-15
11.Память и история. Сакральность исторического бытия….15-16
12.Философия в Византии (4-15 века)……………………………………16-17
Заключение……………………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 49.11 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский  государственный архитектурно-строительный университет 

Кафедра философии 
 
 
 

Реферат

Средневековая философия 
 
 

Выполнила:

Студентка МО-2

Захарова  А.Л. 

Проверил:

 Воецкий А.В.

Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Греческая философия. Монотеизм……………………………………...4-5

1.Природа  и человек как творение Бога………………………………5-6

2.Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии…………….6-7

3.Сущность  и существование………………………………………………….7

4. Полемика реализма и номинализма………………………………..7-8

5.Фома Аквинский  – систематизатор средневековой  схоластики …...............................................................................................8-10

6.Специфика  средневековой схоластики……………………………….10

7.Отношение  к природе в средние века………………………………10-11

8.Человек-образ  и подобие Бога………………………………………….11-13

9.Проблема  души и тела……………………………………………………….13-14

10.Проблема  разума и воли. Свобода воли…………………………14-15

11.Память  и история. Сакральность исторического бытия….15-16

12.Философия  в Византии (4-15 века)……………………………………16-17

Заключение……………………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………………19 

Введение

Период средневековья  занимает длительный отрезок истории  Европы - от распада Римской империи  в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой философии.

Какова же все-таки природа человека как творения Бога? В чем заключается сущность и существование средневековой философии? Каким было отношение к природе в средние века? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в моем реферате. 
 
 
 
 
 
 
 

        Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (5-15 века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к другому общественному укладу произошел внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. И хотя чаще всего начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Завоевание Рима не могло в одночасье изменить на социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать 1-4 веками. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст.

        Греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших  ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.

        Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей  все сущее, для него является не природа, а Бог.

        В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов-от церкви.

  1. Природа и человек как творение Бога

        Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый день сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма-от латинского слова «creatio», что значит «творение», «созидание».

        Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом, подобно единому Платона и неоплатоников. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос, поэтому уже не есть самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

        Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал- активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи-с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало-Бог; все остальное - его творение. Водораздел между Богом и творением - непереходимый: это две реальности различного онтологического (бытийного) ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует Священному Писанию. В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует благодаря не себе, а другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, переходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе не доступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.

        Таким образом, знание о нетварном божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера - способность души, неведомая античному языческому миру. Что же касается тварного (сотворенного) мира, то он - хотя и не до конца - постижим с помощью разума; правда, о степени его постижимости средневековые мыслители вели немало споров.

        Поскольку Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, что зло само по себе есть небытие, оно не есть сущность. Так, дьявол с точки зрения средневекового сознания - это небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет благом и за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром, а зло, хоть и умаляет благо, не в состоянии уничтожить его. В этом учении выразился оптимистический мотив средневекового миросозерцания, отличающий его от умонастроений поздней эллинистической философии, в частности от стоицизма и эпикуреизма.

  1. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии

        Средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия- с другой. Эти две традиции не так легко было согласовать друг с другом. У греков понятия бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то есть с определенностью и неделимостью. Беспредельное, безграничное осознавалось как несовершенство, хаос, небытие. Этому соответствовали приверженность греков всему завершенному, обозримому, пластически оформленному, их любовь к форме, мере, соразмерности.

        Напротив, в библейской традиции высшее бытие-Бог-характеризуется как беспредельное всемогущество. Не случайно своей волей он может останавливать реки и осушать моря и, нарушая законы природы, творить чудеса. При таком воззрении на Бога всякая определенность, все, что имеет границу, воспринимается как конечное и несовершенное: таковы сотворенные вещи, в отличие от их творца.

        Если представители одной традиции склонны были видеть в Боге прежде всего высший разум, то представители другой подчеркивали как раз волю Бога, которая сродни Его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности.

3.Сущность  и существование

        В средневековой философии проводится различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1) Есть ли вещь? 2) Что она такое? 3) Какова она? 4) Почему (или для чего) она есть? Первый вопрос требует установить существование, а второй и последующие – сущность вещи. У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности, еще не было проведено столь определенного различения сущности и существования, хотя некоторые подходы к нему намечались. Четкое различие этих понятий дает римский философ Боэций (ок. 480-524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики. Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность – это вовсе не одно и то же; только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том, что их бытие и их сущность нетождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или, проще говоря, должна быть сотворена божественной волей.

         Сущность вещи выражается в ее определенности, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с нею, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

4.Полемика  реализма и номинализма

        Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, ибо эта сущность не что иное, как всеобщее понятие.

        Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского слова «nomen», что значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия-только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ Иоанн Росцелин (ок. 1050-ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

5.Фома  Аквинский-систематизатор  средневековой схоластики

        Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1125/1226-1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (ок.1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома подразумевает христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различия бытие (существование) и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что  нечто возникло, а при ее исчезновении – что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма – источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, сколько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

Информация о работе Средневековая философия