Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 01:35, реферат

Описание работы

Период средневековья занимает длительный отрезок истории Европы - от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э. конкурируют между собой философские у

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Греческая философия. Монотеизм……………………………………...4-5
1.Природа и человек как творение Бога………………………………5-6
2.Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии…………….6-7
3.Сущность и существование………………………………………………….7
4. Полемика реализма и номинализма………………………………..7-8
5.Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики …...............................................................................................8-10
6.Специфика средневековой схоластики……………………………….10
7.Отношение к природе в средние века………………………………10-11
8.Человек-образ и подобие Бога………………………………………….11-13
9.Проблема души и тела……………………………………………………….13-14
10.Проблема разума и воли. Свобода воли…………………………14-15
11.Память и история. Сакральность исторического бытия….15-16
12.Философия в Византии (4-15 века)……………………………………16-17
Заключение……………………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 49.11 Кб (Скачать файл)

11.Память и история. Сакральность исторического бытия

        В период раннего средневековья можно заметить острый интерес к проблеме истории, нехарактерный в такой мере для античного сознания. Бытие у древних языческих народов прочно связывалось именно с природой, космосом, но не историей. В средние века на место «священная история». Важнейшее с христианской точки зрения мировое событие – а именно воплощение Бога Сына в человека Иисуса – есть событие историческое, и оно должно быть понято исходя из всей предшествующей истории рода человеческого, как она была представлена в Ветхом Завете. Более того, ожидаемое христианами спасение верующих, которое произойдет, когда «свершатся времена», погибнет испорченный, греховный мир и наступит тысячелетнее царство праведников на земле, тоже мыслится как событие историческое.

        Интерес к истории как подлинной сакральной реальности, соединенный с пристальным вниманием к жизни человеческой души, к «внутреннему человеку», дал толчок к анализу памяти – способности, которая составляет антропологическую основу исторического знания. И не случайно у Августина

1Августин. Исповедь. Киев, 1980. С. 210.

мы находим первую и наиболее фундаментальную попытку рассмотреть человеческую память, дав ее с помощью новое – не характерное для античной философии – понимание времени. Если у греческих философов время рассматривалось сквозь призму жизни космоса и прежде всего связывалось с движением небесных светил, то Августин доказывает, что время – это достояние самой человеческой души. А поэтому даже если бы не было вообще космоса и его движений, но оставалась душа, то было бы и время. Условием возможности времени, по Августину, является строение нашей души, в которой можно заметить три разные установки: ожидание, устремленное к будущему, внимание, прикованное к настоящему, и память, направленную на прошлое.

         Человек, понятый сквозь призму внутреннего времени, предстает не просто как природное, но прежде всего как историческое существо. Однако в средние века возможность такого понимания еще не реализуется полностью, поскольку сама история здесь включена в рамки «священных событий» и потому предстает как отражение некоторых сверхвременных, надысторических реальностей. И только в эпоху Возрождения появляются попытки освободить «мирскую» историю от ее «священной» оболочки, рассмотреть ее как реальность самостоятельную.

          Средневековая философия в целом должна быть охарактеризована как теоцентризм: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

        Философская мысль в средние века развивалась не только в Западной Европе, но и на Востоке, в Византии; если религиозным и культурным центром Запада был Рим, то центром восточно-христианского  мира был Константинополь. Хотя средневековая философия Византии имеет много общего с западно-европейской, однако у нее есть также и ряд особенностей, отличающих ее от средневековой мысли Запада.

12.Философия Византии (4-15 века)

        Для западной Европы началом средневековья принято считать 476 год – год завоевания Западной Римской империи германцами. Восточная Римская империя – Византия – избежала варварского завоевания; в ее истории трудно провести такую же четкую грань между античностью и средневековьем, ибо все традиции греко-римского мира и эллинистического Востока – экономические, политические, культурные – сохранялись в Византии, не прерываясь. Благодаря этому на протяжении многих столетий Византия стояла впереди других стран средневековой Европы как центр высокой и своеобразной культуры.

        Византийская культура представляла собой неповторимый сплав античных, в том числе и философских, традиций с древней  культурой народов, населявших восточные области империи,- египтян, сирийцев, армян, других народов Малой Азии и Закавказья, племен Крыма и поселившихся в империи славян, а позднее отчасти арабов. Это не было хаотическое нагромождение разнородных культурных элементов; напротив, единство – языковое, конфессиональное и государственное - отличало Византию от других государств средневековой Европы, в особенности в ранний период. В стране  господствовала христианская религия в ее православной форме.

        К образованию и науке византийцы относились с большим уважением. В отличие от Западной Европы, в Византии никогда не прерывалась античная философская традиция; именно византийские богословы усваивают и сохраняют все богатство мысли греческих философов. Самым развитым и влиятельным философским направлением поздней античности был неоплатонизм, систематизировавший учение Платона об отдельно существующих умопостигаемых идеях как единственно подлинном бытии с помощью методов аристотелевской логики. Философия неоплатоников оказала значительное влияние на христианских мыслителей Византии.

 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Схоластика  сделала философию инструментом для обоснования теологии (религиозного учения). В этом смысле обычно говорят, что в Средние века философия  была «служанкой богословия». В то же время в диспутах схоластов начали оттачиваться  логические приемы ведения  спора, формировались предпосылки  новой логики научного мышления. Были изданы учебники логики, в которых  продолжались традиции Аристотеля. Подробно обсуждались логические антиномии  и парадоксы, известные с Античности. В эпоху Возрождения и в  Новое время, когда началась полемика ученых с религиозными догмами схоластики, логика Средневековья была частично использована при формировании научного стиля мышления.

Подводя итоги, можно сказать, что средневековая  философия первоначально сформировала представления о зле и греховности, как чертах, свойственных человеческой телесной природе, и реализующихся  в акте свободной воли.

«Сказать, что  надлежит стремиться к благу всей душой – значит сказать, что надлежит стремиться к нему и всем телом, потому что душа способна к познанию только вместе с телом. Если мы действительно  хотим прийти к благу всей душой, то должны идти к нему всем телом. Поступать  иначе означало бы ставить перед  собой цель обрести нравственность ангела, рискуя при этом не достигнуть даже нравственности человека. Поэтому  практическая мудрость не исключает  страстей, а старается их упорядочить, организовать и использовать. Коротко  говоря, страсти мудреца являются составной частью его нравственности»  – говорил Фома Аквинский.

 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

1.Лекции по средневековой философии. Выпуск 1. Средневековая христианская философия Запада: Майкл Суини — Москва, "Греко-латинский кабинет" Ю. А. Шичалина, 2001 г.- 304 с.

2.Современная европейская философия: Ю. М. Бохенский — Москва, Научный мир, 2000 г.- 254 с.

3.Средневековая арабо-мусульманская философия. В 3 томах. Том 1: — Санкт-Петербург, Марджани, 2009 г.- 272 с.

4.Средневековая арабо-мусульманская философия. В 3 томах. Том 2: — Москва, Марджани, 2010 г.- 528 с.

5.Философия свободы: Э. А. Поздняков — Москва, 2004 г.- 592 с.

6.Философия: Г. А. Голубева — Санкт-Петербург, Альфа-Пресс, 2011 г.- 384 с.

7.Философский словарь: — Москва, Феникс, 2010 г.- 576 с.

8.А. В. Как написать реферат по дисциплине «Философия»: методические указания/ СПБГАСУ; сост. А. В. Зайко. – СПб., 2009.-22 с.

Информация о работе Средневековая философия