Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................
Концепции мира и человека в философии средневековья.......................
Проблема соотношения знания и веры. Сущность и значение спора об универсалиях в средневековой философии...................................................................................................
Преемственность в развитии философии: античная философия – томизм - неотомизм ...................................................................................
Заключение ……………………….............................................................
Список литературы .....................................................................................

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии Замотохина А.В..docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

 

Томизм – неотомизм

Философия Фомы Аквинского не сразу  получила всеобщее признание среди разнообразных схоластических течений. Лишь с XIV века томизм становится официальной философией католической церкви. Но бурный расцвет человеческой мысли в эпоху Ренессанса задвинул философию томизма в духовные семинарии и в орденские школы.

Эта философия вышла из-за стен монастырей лишь в конце XIX века. Непосредственным толчком к ее возрождению явилась изданная в 1879 г. Папой Львом XIII энциклика “Aeterni Patris”, которая рекомендовала философию Фомы как доктрину, наиболее соответствующую потребностям общественной ситуации и в наилучшей степени выражающей дух католицизма. Но основными причинами возрождения томизма, безусловно, явились стремительное развитие капитализма, усиление рабочих движений, развитие исторического материализма и появление в лоне самой церкви неортодоксальных течений (например, модернизма). По указанию Льва XIII были также сделаны переводы трудов Фомы Аквинского на современные языки. По инициативе Папы в Риме создается Академия св. Фомы, в Лувене – Высший философский институт, который стал международным центром неотомизма.

Неотомизм становится теологической  формой современного объективного идеализма. Объективно-идеалистической философией признается независимый от субъекта внешний мир. Неотомизм претендует на то, что он является “третьим путем” в философии, стоящим выше идеализма и материализма. С точки зрения неотомизма быть объективно-реальным совсем не значит быть материальным, объективно существовать значит нечто большее, чем существовать чувственно. Именно реально-нематериальное бытие и является, по мнению неотомистов, первичным. Материя же, будучи реальной, но лишенной характера субстанции (т.е. самостоятельного бытия), охватывается нематериальным бытием.

Философия - мост, который должен, по мысли неотомистов, соединить науки с теологией. Если теология сходит с небес на землю, то философия от земного поднимается к божественному, и в конце концов придет к тем же выводам, что и теология.

В завершении хотелось бы заметить, что  в настоящее время неотомизм  продолжает развиваться, включая в  себя отдельные положения экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и других течений современного идеализма.                      

 

Заключение

 

Знакомство со средневековой философией показывает, с одной стороны, культурную преемственность эпох, с другой стороны, их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. Один из выводов таков: нельзя недооценивать философскую мысль этого времени.

Нельзя утверждать, что философия  средневековья оторвана от действительности или основана на неправильных идеях. Ведь эти идеи возникли не на пустом месте, они тоже имели обоснование, другое дело, что сегодня они кажутся нам не совсем уместными. Опять же необходимо учесть, что выдвинуты они были в другое время. И кто знает, может быть, через пару столетий положения средневековой философии вновь станут господствующими.

 

Список литературы

 

  1. Боргош Ю. «Фома Аквинский» - 1974.
  2. Интернет ресурс «Википедия»
  3. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. Е. Философия. Справочник студента. – М.: «АСТ», 1999.
  4. Котарбиньский Т. Спор об универсалиях в средние века – М.: 1963
  5. Лавриненко В.Н. «Философия» - учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.
  6. Рассел Бертран  «История западной философии» - Новосибирск, 2001
  7. Спиркин А. Г. Философия. – М.: Гардарики, 2000.
  8. Философия / Под ред. Лавриненко В. Н. – M.: Юристъ. 2004.

 


Информация о работе Средневековая философия