Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:12, контрольная работа
1. Социальные и духовные предпосылки возникновения средневековой философии.
2. Основные черты средневековой философии.
3. Ав. Блаженный – выразитель идей патристики.
4. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «философия»
Вариант 3
Тема: Средневековая философия
Выполнила:
студента финансово-экономического факультета
1 курса 11 группы
Варданян Рипсиме Геворговна
Проверил:
Маслов Н.А.
Москва 2013
План
1.Социальные и духовные
Возникновению средневековой
философии предшествовал ряд
изменений не только в сфере экономически-
Неклассическая философия
- развитие капиталистических
- изменения в политической
- развитие естественных наук: появление
теории естественного
Идейно-духовными
- идеи гуманизма и
- кризис католицизма с его
акцентом на духовной жизни
человека и распространение
- возникновение «теорий
- идеи французского Просвещения
XVIII века (Вольтер, Ж.-Ш Руссо, Д.
Дидро) распространили веру в
бесконечный прогресс
- немецкая классическая
Данные предпосылки привели
к господству субъективизма в
западноевропейской философии XIX века.
Человек, его индивидуальные психические
переживания, его чувства и воля,
рассматриваются как центр
2. Основные черты средневековой философии.
Особенностью средневековой
философии является тесная ее связь
с теологией (учением о Боге), ярко
выраженный религиозный характер ее
проблем и способов их решения. Определяющими
чертами средневековой
· В монотеизме Бог понимается не просто как единый, но как радикально отличный от всего прочего, трансцендентный миру (т.е. выходящий за его пределы, как бы лежащий вне мира).
· Креационизм означает восприятие мира как сотворенного Богом, причём сотворенного из ничего.
· Провиденциализм – это непрерывное осуществление в истории божественного замысла по спасению мира и человека.
· Эсхатологизм – учение
о конце исторического
Христианское миропонимание глубоко антропологично. Человек занимает особое место в мире как образ Божий, и всей своей жизнью он призван уподобиться ему в безгрешии, святости и любви.
В развитии средневековой философии обычно выделяют два основных этапа – патристику и схоластику. Патристика (от лат. patris – отец) – это период деятельности «отцов Церкви» (II- VIII вв.), заложивших основы христианского богословия и догматики. Схоластика (от лат. scholastica – ученая беседа, школа) – это период поисков рациональных путей в богопознании и разработки актуальных философских проблем в рамках номинализма и реализма (VII-XIV вв.).
3. Ав. Блаженный – выразитель идей патристики.
Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв. (т.н. «святых отцов церкви» – Филон Александрийский, Юстин, Титиан, Теофил, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Тертуллиан), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы Платона.
Основные
идеи патристики: теоцентризм (источником
всякого бытия и блага является
Бог); троичность, т.е. учение о единстве
Бога в трех лицах – Бог-отец,
Бог-сын, Бог-дух святой; учение о
сочетании во Христе божественной и
человеческой природ; креационизм(мир
сотворен Богом из ничего); персонализм
– человек создан по образу и
подобию Бога);
Крупнейший
мыслитель этого периода –
Августин Аврелий (Блаженный), причисленный
католической церковью к лику святых.
Он был священником, а позже епископом.
Он разработал теологию христианства
(работы «Исповедь», «О граде Божьем»).
В онтологии Августин обосновывал
догмат о сотворении мира Богом «из
ничего». Бог не только упорядочил,
организовал мир из вечной первичной
материи, но и создал саму субстанцию,
из которой мир состоит. Бог сотворил
не только мир, но и его свойства
(в т.ч. время). С идеей времени
связана концепция
Мир, созданный Богом, представлял навсегда установленную им иерархическую структуру. Ее подножие составляет неодушевленные тела, которые просто существуют. Над ними возвышаются растения, которые не только существуют, но и живут. Далее следуют животные, у которых к этим функциям прибавляется еще и функция ощущения. Душой, по Августину, обладает только человек, ибо только он изо всех земных существ в какой-то степени напоминает Бога.
В обществе, как и во всем мире, наличествует строгая иерархия, в которой высшее место он отводил церкви (“Граду Божьему”), а подчиненное – светской власти (“граду земному”). До тех пор, пока она соблюдается, в государстве царит мир и гармония, но стоит только ее нарушить, начинаются беды и смуты, ведущие к падению государства. “Град земной” и “Град Божий” – не просто два уровня власти в государстве, это два антагонистических начала, постоянная борьба которых определяет весь ход всемирной истории. Смысл же истории Августин видит в окончательной победе “Града Божия”, то есть распространения христианства по всему миру.
Августин считал природу человека
двойственной, сочетающей духовное и
телесное начала. Главная способность
человеческого духа – способность
верить в Бога. Другая человеческая
способность – разум, с помощью
которого человек познает природу
и общество. Разум подкрепляет
положения веры, но сам истину найти
не может. Лишь сочетание этих способностей
дает человеку возможность отказаться
от зла, направить жизнь к добру.
Любой человек способен сделать
этот свободный выбор. Ценность антропологической
концепции Августина в том, что
в ней четко сказано о
4.Философия Фомы Аквинского
– вершина средневековой
Виднейшим представителем схоластики считается Фома Аквинский (Томас Аквинат), годы его жизни: 1225-1274. Он выходец из состоятельной семьи, родился в Неаполитанском королевстве близ местечка Аквино - отсюда и приставка к его имени. Фома был монахом доминиканского ордена, преподавал теологию в Парижском университете и в доминиканских школах Италии. Он является автором обширных трудов, за что после смерти был объявлен "ангельским доктором" и причислен к лику святых.
В своем объемном труде "Сумма
теологии" Фома дал образец схоластического
мышления и основанных на нем методов
изложения теоретических
Рассмотрим некоторое положение философии Фомы Аквинского. Прежде всего - вопрос о соотношении философии, веры и знания (науки). Если у Аристотеля это соотношение выглядело так:
sophia - мудрость, первая философия; обоснование основ бытия
episteme - подлинное знание, т.е. обоснование причин
techne - умение, искусство
empeiria - опыт, реальное бытие
то в переработанном Фомой виде соотношение стало таким:
3. теология - наука в высшем смысле
2. философия - (теория перспективы, например)
1. наука - в обычном понимании (арифметика, геометрия).
Здесь п.п. 1 и 2 дают разумные истины, п. 3 - сверхразумные истины. Мудрость же у Фомы не зависит от всякого иного знания (как было у Аристотеля), она есть мудрость сама по себе. Если наука и философия описывают окружающий мир, то теология "объясняет", например, чудеса, как-то: исцеление больных, воскресение из мертвых, чудеса природы и т.д. Все это доступно только божественному уму, человеку же - лишь отчасти и не всегда.
В связи с этим Фома сформулировал ряд принципиальных положений:
1. Теология самодостаточна:
она использует науку и
2. Истины теологии имеют
своим источником откровение, а
истины науки - чувственный
опыт и разум. Поэтому они
(теология и наука) не мешают
друг другу, а лишь дополняют
одна другую, существую в согласии.
Он говорит: "Размышляю о теле,
чтобы размышлять о душе, а
о ней размышляю, чтобы
Однако надо иметь в виду, что теология у Фомы выше науки, и если, как он пишет, разум не выполняет своей задачи в деле доказательства догматов, он становится бесполезным и есть опасность того, что он переродится в опасные заблуждения. В случае конфликта решающее слово остается за теологией (верой), которая выше всех рациональных доказательств. Не трудно догадаться, что наука здесь втянута в рамки христианской ортодоксии и ее место только там.
Широкую известность приобрели доказательства Бога Фомой Аквинским. Но прежде чем подойти к ним, он рассматривает критически все доказательства, известные ему из истории и от современников. Этих доказательств пять, они таковы: