Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

1. Социальные и духовные предпосылки возникновения средневековой философии.
2. Основные черты средневековой философии.
3. Ав. Блаженный – выразитель идей патристики.
4. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.

Файлы: 1 файл

философия к.р.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «философия»

 

 

 

Вариант 3

Тема: Средневековая философия

 

 

 

 

 

Выполнила:

     студента финансово-экономического факультета

1 курса 11 группы

Варданян Рипсиме Геворговна

 

 

Проверил:

       Маслов Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

План

    1. Социальные и духовные предпосылки возникновения средневековой философии.
    2. Основные черты средневековой философии.
    3. Ав. Блаженный – выразитель идей патристики.
    4. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социальные и духовные предпосылки  возникновения средневековой философии.

Возникновению средневековой  философии предшествовал ряд  изменений не только в сфере экономически-политических отношений, а прежде всего в мировоззренческой  ориентации тогдашнего общества. Развитие монотеистической религиозности привел к победе христианства, которое и  стало господствующей идеологией, А  христианство, как и любая другая идеология, стремилось найти философское  обоснование своих основных идей. Первой попыткой философского обоснования  христианства была патристика. Это  был признан официальной церковью направление в философии, который  разрабатывался "отцами церкви". К ним относятся: Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин и др. Одним из наиболее ярких  представителей патристикы был епископ  из Гиппон (Северная Африка) Августин, которого католические богословы нарекли  еще и именем Блаженный.

 

Неклассическая философия возникает  во второй половине XIX века и представлена такими направлениями, как иррационализм, позитивизм и марксизм. Будучи, на первый взгляд, противоположными течениями, их объединяет общее недоверие к  предшествующей классической философии, с ее идеализмом и метафизичностью. В неклассической философии происходит смещение акцента с разума на волевое  начало мира и человека. Социально-историческими  предпосылками возникновения неклассической философии являются:

- развитие капиталистических отношений  в Европе; переход капитализма  в завершающую стадию империализма (монополизация производства, рост  безработицы и конкуренции);

- изменения в политической сфере:  на смену абсолютной монархии  как основной форме государственного  правления в Средние Века приходят  ограниченные монархии и республиканские  формы правления;

- развитие естественных наук: появление  теории естественного происхождения  человека Ч. Дарвина; появление  новых наук психологии и социологии;

 

Идейно-духовными предпосылками  выступают:

- идеи гуманизма и антропоцентризма (эпоха Возрождения XIV - XVI веков)  привели к усилению личностного  начала;

- кризис католицизма с его  акцентом на духовной жизни  человека и распространение протестантизма  и «протестантской этики» в  Европе XVI века (М. Лютер, Ж. Кальвин,  Т. Мюнцер) привели к культу  материального потребления;

- возникновение «теорий общественного  договора» (Т. Гоббс, Ж. Руссо,  Ш. Монтескье) и идей либерализма  (Д. Локк) в XVII веке привело к  кризису средневековой сословной  иерархии; в XIX веке - господство «третьего  сословия»;

- идеи французского Просвещения  XVIII века (Вольтер, Ж.-Ш Руссо, Д.  Дидро) распространили веру в  бесконечный прогресс человеческого  разума и возможность просвещения  народных масс.

- немецкая классическая философия  (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллин, Г. Гегель), против идеализма и  рационализма которой выступала  неклассика, в качестве «негативной»  предпосылки оказала существенное  влияние на формирование учений  А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, К. Маркса.

 

Данные предпосылки привели  к господству субъективизма в  западноевропейской философии XIX века. Человек, его индивидуальные психические  переживания, его чувства и воля, рассматриваются как центр бытия. Представители неклассической философии считают, что разум не является сущностью мира и человека: мир устроен иррационально, а в основе природы человека находится иррациональное волевое начало.

 

2. Основные черты средневековой  философии.

 

Особенностью средневековой  философии является тесная ее связь  с теологией (учением о Боге), ярко выраженный религиозный характер ее проблем и способов их решения. Определяющими  чертами средневековой философии  являются монотеизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм.

· В монотеизме Бог понимается не просто как единый, но как радикально отличный от всего прочего, трансцендентный  миру (т.е. выходящий за его пределы, как бы лежащий вне мира).

· Креационизм означает восприятие мира как сотворенного Богом, причём сотворенного из ничего.

· Провиденциализм – это  непрерывное осуществление в  истории божественного замысла  по спасению мира и человека.

· Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, предопределенного уже в самом  его начале.

Христианское миропонимание  глубоко антропологично. Человек  занимает особое место в мире как  образ Божий, и всей своей жизнью он призван уподобиться ему в  безгрешии, святости и любви.

В развитии средневековой  философии обычно выделяют два основных этапа – патристику и схоластику. Патристика (от лат. patris – отец) –  это период деятельности «отцов Церкви» (II- VIII вв.), заложивших основы христианского  богословия и догматики. Схоластика (от лат. scholastica – ученая беседа, школа) – это период поисков рациональных путей в богопознании и разработки актуальных философских проблем в рамках номинализма и реализма (VII-XIV вв.).

3. Ав. Блаженный – выразитель  идей патристики.

Патристика  – совокупность философско-теологических  учений христианских мыслителей 2-8 вв. (т.н. «святых отцов церкви» –  Филон Александрийский, Юстин, Титиан, Теофил, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Тертуллиан), имевших  гл. целью защиту и теоретическое  обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы  Платона.

 

Основные  идеи патристики: теоцентризм (источником всякого бытия и блага является Бог); троичность, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; учение о  сочетании во Христе божественной и  человеческой природ; креационизм(мир  сотворен Богом из ничего); персонализм  – человек создан по образу и  подобию Бога);провиденционализм (Бог  правит сотворенным им миром и  человеческой историей);сотериологизм  – цель жизни человека суть спасение души; ревеляционизм – познание истины достигается постижение смысла Священного Писания.

 

Крупнейший  мыслитель  этого периода –  Августин Аврелий (Блаженный), причисленный католической церковью к лику святых. Он был священником, а позже епископом. Он разработал теологию христианства (работы «Исповедь», «О граде Божьем»). В онтологии Августин обосновывал  догмат о сотворении мира Богом «из  ничего». Бог не только упорядочил, организовал мир из вечной первичной  материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства (в т.ч. время). С идеей времени  связана концепция исторического  прогресса – постоянное изменение  и развитие (и материальное, и духовное) общества от низшего к высшему, от града земного к граду Божьему.

 

Мир, созданный  Богом, представлял навсегда установленную  им иерархическую структуру. Ее подножие составляет неодушевленные тела, которые  просто существуют. Над ними возвышаются  растения, которые не только существуют, но и живут. Далее следуют животные, у которых к этим функциям прибавляется еще и функция ощущения. Душой, по Августину, обладает только человек, ибо только он изо всех земных существ  в какой-то степени напоминает Бога.

 

В обществе, как и во всем мире, наличествует строгая иерархия, в которой высшее место он отводил  церкви (“Граду Божьему”), а подчиненное  – светской власти (“граду земному”). До тех пор, пока она соблюдается, в государстве  царит мир и гармония, но стоит  только ее нарушить, начинаются беды и  смуты, ведущие к падению государства. “Град земной” и “Град Божий” – не просто два уровня власти в  государстве, это два антагонистических  начала, постоянная борьба которых  определяет весь ход всемирной истории. Смысл же истории Августин видит  в окончательной победе “Града Божия”, то есть распространения христианства по всему миру.

 

Августин считал природу  человека двойственной, сочетающей духовное и  телесное начала. Главная способность  человеческого духа – способность  верить в Бога. Другая человеческая способность – разум, с помощью  которого человек познает природу  и общество. Разум подкрепляет  положения веры, но сам истину найти  не может. Лишь сочетание этих способностей дает человеку возможность отказаться от зла, направить жизнь к добру. Любой человек способен сделать  этот свободный выбор. Ценность антропологической  концепции Августина в том, что  в ней четко сказано о равенстве  людей и их ответственности перед  Богом за свои дела. Эти идеи стали  основой христианской доктрины.

4.Философия Фомы Аквинского  – вершина средневековой схоластики.

Виднейшим представителем схоластики считается Фома Аквинский (Томас  Аквинат), годы его жизни: 1225-1274. Он выходец  из состоятельной семьи, родился  в Неаполитанском королевстве близ местечка Аквино - отсюда и приставка  к его имени. Фома был монахом  доминиканского ордена, преподавал теологию в Парижском университете и в  доминиканских школах Италии. Он является автором обширных трудов, за что  после смерти был объявлен "ангельским доктором" и причислен к лику святых.

 

В своем объемном труде "Сумма  теологии" Фома дал образец  схоластического  мышления и основанных на нем методов  изложения теоретических проблем. Вместе с тем, он проявил себя как  мастер систематизации и компромисса; мы имеем дело с теолого-философским  синтезом веры и разума. Сам факт такого синтеза отражал ту обстановку, которая складывалась к XIII ст. в богословии. Дело в том, что в Европу стали  проникать новые идеи с арабского  Востока, где лучше знали труды  Аристотеля и могли толковать  их более свободно. По поручению  Римской курии Фома переработал  учение Аристотеля в христианско-католическом духе.

 

Рассмотрим некоторое  положение философии Фомы Аквинского. Прежде всего - вопрос о соотношении  философии, веры и знания (науки). Если у Аристотеля это соотношение  выглядело так:

 

sophia - мудрость, первая  философия;  обоснование основ  бытия

 

episteme - подлинное знание, т.е. обоснование причин

 

techne - умение, искусство

 

empeiria - опыт, реальное  бытие

 

то в переработанном Фомой  виде соотношение стало  таким:

 

3. теология - наука в   высшем смысле

 

2. философия - (теория  перспективы, например)

 

1. наука - в обычном   понимании (арифметика, геометрия).

 

Здесь п.п. 1 и 2 дают разумные истины, п. 3 - сверхразумные истины. Мудрость же у Фомы не зависит от всякого иного знания (как было у Аристотеля), она есть мудрость сама по себе. Если наука и философия  описывают окружающий мир, то теология "объясняет", например, чудеса, как-то: исцеление больных, воскресение  из мертвых, чудеса природы и т.д. Все это доступно только божественному  уму, человеку же - лишь отчасти и  не всегда.

 

В связи с этим Фома сформулировал  ряд принципиальных положений:

 

1. Теология самодостаточна: она использует науку и философию  в целях лучшего понимания  божественных истин, но не зависит  от них.

 

2. Истины теологии  имеют  своим источником откровение, а  истины науки - чувственный   опыт и разум. Поэтому они  (теология и наука) не мешают  друг другу, а лишь дополняют  одна другую, существую в согласии. Он говорит: "Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а  о ней размышляю, чтобы размышлять  над отдельной субстанцией, над  ней же размышляю, чтобы думать  о Боге". Как видно, Фома высказывает  относительно мягкую позицию,  как бы примиряя их. Он говорит,  что с помощью разума можно  доказать истины (догматы) о бессмертии  человеческой души, о существовании  Бога, о сотворении мира и др. Но нельзя доказать догмат  о воскрешении, святую Троицу, сотворение мира во времени,  что такое Бог. Это прерогативы  теологии.

 

Однако надо иметь  в  виду, что теология у Фомы выше науки, и если, как он пишет, разум  не выполняет своей задачи в деле доказательства догматов, он становится бесполезным и есть опасность  того, что он переродится в опасные  заблуждения. В случае конфликта  решающее слово остается за теологией (верой), которая выше всех рациональных доказательств. Не трудно догадаться, что наука здесь втянута в  рамки христианской ортодоксии и  ее место только там.

Широкую известность  приобрели  доказательства Бога Фомой Аквинским. Но прежде чем подойти к ним, он рассматривает критически все доказательства, известные ему из истории и  от современников. Этих доказательств  пять, они таковы:

Информация о работе Средневековая философия