Становление диалектических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:59, реферат

Описание работы

Слово «диалектика» (гр. – веду беседу, спорю) впервые ввел в философию Сократ из Афин (470-399 гг. до н.э.), как искусство вести диалог по обсуждению проблемы, с целью достижения истины.
Пройдя длительный путь становления, к ХIХ в. искусство вести беседу оформилось в самостоятельное учение, в метод творчески познающего мышления о наиболее общих законах движения (развития, изменения), принципах и связях объективного мира (бытия).

Файлы: 1 файл

1.docx

— 36.47 Кб (Скачать файл)

 1. Становление диалектических идей. диалектика закон противоположность

Слово «диалектика» (гр. – веду беседу, спорю) впервые ввел в философию Сократ из Афин (470-399 гг. до н.э.), как искусство вести диалог по обсуждению проблемы, с целью достижения истины.

Пройдя  длительный путь становления, к ХIХ в. искусство вести беседу оформилось в самостоятельное учение, в метод творчески познающего мышления о наиболее общих законах движения (развития, изменения), принципах и связях объективного мира (бытия).

Для Платона  из Афин (427-347 гг. до н.э.) диалектика –  это уже высшая наука и метод  познания идей. Он использовал метод  диалога, как операцию расчленения  и связывания понятий, осуществляемую посредством вопросов и ответов, и ведущую к истинному определению  понятий.

Наиболее  яркое проявление античная диалектика получила у Гераклита из Эфеса (520-460 гг. до н.э)., согласно которому мир, находящийся  в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном движении, в  единстве противоположностей. Например, его известные «речные фрагменты». При этом, всеобщая изменчивость представлялась как превращение одного первоначала  в другое: земли в воду, воды в  воздух, воздуха в огонь, огня в  эфир и обратно, и т.д.

Если  у Гераклита речь идет о диалектике Мироздания в целом – Космоса, то Зенон из Элеи (490-430 гг. до н.э.), по словам Аристотеля, впервые выдвинул противоречивость движения и развития отдельных форм бытия. Осмысливая множественность  вещей в мире, тот смог выявить  непрерывный процесс движения и  возникающих при этом противоречий. Запомните: «противоречие» составляет «сердцевину» процесса движения в любой  ее форме – развитии или изменении.

Стихийнодиалектические  идеи сильно выражены у атомистов  – Левкипа из Абдер (\/в.до н.э.), Демокрита из Абдер (460-371 гг. до н.э.), Эпикура из Самоса (342-271 гг. до н.э.), Лукреция Кара из Рима (96-55 гг. н.э.)

Как мы видим, для античной философии проблема «противоречия» сделалась одной  из главных, а обсуждение и решение  этой проблемы стало задачей диалектики. Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как  мировом завершенном целом, которое, хотя и пребывает в покое, но внутри него вечно совершаются непрерывные  процессы изменения, движения, становления.

На основе философии Гераклита и элеатов  возникла диалектика софистов (гр. – умение хитроумно вести прения). Отойдя от диалектики мира материальных вещей (натурфилософии), софисты привели в «бурное движение» человеческую мысль с ее противоречиями, неустанным поиском истины в постоянном споре.

В средние  века господство христианства перенесло  диалектику в сферу теологии (гр. – бог и учение: богословие, религиозное учение). Элементы диалектики содержались и в пантеистических (гр. – всё – бог; Пан – мифологический бог природы) воззрениях этого периода. У Николая Кузанского (1401-1464 гг.) идеи диалектики развиваются в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей. Идея единства противоположностей получила развитие и в учении Джордано Бруно (1548-1600 гг.).

В философии  Нового времени, несмотря на господство метафизических воззрений во всех сферах мышления, также выдвигались диалектические идеи. Так, Рене Декарт (1596-1650 гг.) развивал идею о развитии применительно к космологии, а Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) впервые вводит диалектическое понимание природы.

Но все  же вершиной рассмотрения диалектики явилась классическая немецкая философия  в лице Георга Гегеля (1770-1831 гг.). На идеалистической  основе им была создана целостная  концепция диалектики, как универсальная теория и метод познания мира.

Однако, по меткому выражению Карла Маркса (1818-1883 гг.), «диалектика Гегеля стояла на голове, а дело заключалось в  том, чтобы поставить ее на ноги». То есть, речь шла о противоречии метода и системы великого философа, на которое указывали как его противники, так и последователи

Обобщив все ценное в истории развития диалектической мысли, и, в первую очередь, Г.Гегеля, К.Марксу удалось поднять  это учение на качественно новый  уровень, преодолеть его противоречивость. Была создана материалистическая диалектика, состоящая из двух частей: исторического и диалектического материализма. Отныне диалектика начинает выступать как стройное и последовательное учение.

Таким образом, диалектика – это учение о всеобщих связях и наиболее общих законах развития природы, общества и человека (его мышления), как система философских категорий.

То есть, находящемуся в постоянном движении и развитии миру, соответствует столь  же динамичное мышление о нем. В.И.Ленин  по этому поводу говорил: «если все  развивается, то относится к самым  общим понятиям и категориям мышления. Если нет, значит, мышление не связано  с бытием».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные принципы и категории  диалектики.

 

Принципами  диалектики являются: признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщей связи всего со всем. Диалектическое мышление со времени  своего появления противостоит догматизму, который отводит изменениям и  всесторонним связям между явлениями  и предметами мира второстепенную роль. Догматическое, метафизическое видение  мира искажает реальную картину действительности; оно не в состоянии воспроизвести  процесс развития сущего во всем его  многообразии, неповторимости, всеобщности.

Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему  категорий - философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Традиционно  категории подразделяются на две  группы. Первая делает акцент на рассмотрении “организованности”, “упорядоченности”, “системности” бытия. К ним относятся: “система - элемент - структура, “единичное - общее , “часть - целое , “форма - содержание”, “конечное - бесконечное” и другие. Вторая анализирует детерминацию (самодетерминацию) в различных формах через категории: “причина - следствие”, “явление - сущность”, “случайность - необходимость” и другие.

Система - элемент - структура. Система (греч. systema - целое, составленное из частей) - множество взаимосвязанных элементов (компонентов системы, не подлежащих дальнейшему разложению, делению), образующих определенную целостность. Устойчивые, существенные связи между элементами образуют структуру определенной системы.

Современная наука выделяет материальные и абстрактные  системы. К первым относятся различные  системы неорганической (неживой) природы  и органической (живой) природы, начиная  от простейших биологических образований  до социальных структур. К абстрактным  системам относятся понятия, гипотезы, теории, различные знаковые системы (естественные, искусственные) и другие явления духовной культуры.

Системы различаются также по силе и устойчивости своих внутренних связей, сложности  структурной организации, характером отношений со средой (открытые и  закрытые). Изучение системности как  важнейшего свойства бытия осуществляется кибернетикой, лингвистикой, синергетикой, экономикой, социологией и другими  науками в рамках системного подхода - важного методологического направления  в современной науке и практике.

Единичное - особенное - всеобщее. Категории характеризуют  различные связи объективного мира и ступени его познания. Единичность  означает неповторимость предмета или  явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно  тождественных. Высшей степенью неповторимости является уникальность (произведения искусства, человеческая личность и  т.д.)

В тоже время  предметы заключают в себе и некоторые  общие признаки, свойства, позволяющие  объединять их в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется  также и общностью (всеобщностью). Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как  особенное. Единичное - форма существования  всеобщего в действительности; особенное - всеобщее, реализованное в единичном.

Часть - целое. Категории, выражающие отношения  между совокупностью предметов  и объективной связью, которая  их объединяет и выступает основой  новых свойств и закономерностей. В качестве целого выступает связь  между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо  к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает  новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные  системы, галактики и т.д. В живой  природе целостностью обладают организмы, социальные общности и т.д. В живой  природе целое характеризуется  органичностью, т.е. не только обуславливает  возникновение новых качеств, но и делает невозможным отдельное  существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма, совершающая сложнейшие операции и действия, в отдельности представляет лишь мертвое тело.

Форма - содержание. Категории, которые использовались в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержанием  картины является совокупность художественных образов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации - взаимоотношения  между кооперативными обществами, предприятиями  и организациями. Форма - это определенная организация содержания. Каждый предмет  относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует  эту внутреннюю структуру, которая  находит свое выражение и во внешним  облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма  есть нечто внутреннее, а как отношение  содержания данного предмета к содержанию других - внешнее.

Форма и  содержание тесно связаны друг с  другом. Так, содержанием экономической  теории А.Смита являлись конкретные экономические отношения, существовавшие в Англии того времени. Но определенная организация материала составляет форму этой теории. Подчеркивая единство формы и содержания Гегель писал  об “Иллиаде”, что ее содержанием “является Троянская война или, еще более определеннее, гнев Ахилла”, но этого мало, ибо то, что делает поэму саму собой есть ее поэтическая форма. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учет этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности. Содержание банковской деятельности тем более успешно, чем совершеннее ее организация, т.е. форма, соответствующая условиям и требованиям времени.

Рассмотрим  диалектические категории, относящиеся  к развитию и детерминации (самодетерминации) систем.

Детерминизм (лат. determinare- определяю) - философское учение о всеобщей объективной закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Индетерминизм, напротив, отрицает всеобщий характер причинности.

Причина - следствие. Категории, выражающие сущность причинности. В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или  видоизменяющее другое, выступает как  причина, а другое - как следствие. Взаимопереход этих явлений образует причинно-следственные цепи, не имеющие ни начала, ни конца. Всякая попытка определить абсолютно “первую” или “последнюю” причину ведет к признанию “беспричинных”, сверхъестественных сил. Физический смысл цепи причинения состоит в передаче от одного явления (причина) к другому (следствие) материи, энергии, информации. Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Связи причинения могут носить и обратный характер - взаимодействие. Подобные виды связи имеют широкое распространение в социальных системах (управление, образование, политика и т.д.). Причинная связь реализуется только при наличии определенных условий. Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определенные социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задач проводимых мероприятий и т.д.).

Необходимо  отличать от причины повод, который  является внешним толчком, “последней каплей”, “стартером”, запускающим  механизм причинения. Например, поводом  первой мировой войны было убийство австрийского наследника. Повод по отношению к причине носит  случайный характер (“была бы причина, а повод найдется”). Классическая физика исходила из механического понимания  причинности. Предполагалось, что отношения  между объектами строго однозначны в количественном отношении (лапласовский детерминизм). Однако возникновение квантовой механики расширило понимание причинности, которая может носить случайный и вероятностный характер (статистическая закономерность). В связи с этим важное значение в анализе детерминизма принадлежит таким категориям диалектики, как необходимость - случайность, возможность - действительность, закономерность и другие.

Необходимость - случайность. Философские категории, выражающие два вида объективных  связей материального мира. Необходимость  проистекает из внутренней сущности явления. Необходимость - это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, что должно обязательно  произойти в данных условиях. Случайность - это несущественная связь между  явлениями. В данных условиях она  может быть или нет, может произойти  так или иначе Случайность  характеризуется множеством возможных  следствий. Например, количество горошин  в стручке, цвет глаз, альтернатива “орел-решка” и т.д. Следует учитывать, что случайность объективна и  всегда имеет свою причину. Количественным анализом случайных явлений занимается раздел математики - теория вероятностей. Если событие никогда не произойдет, то его вероятность равна 0. Если же оно произойдет обязательно, то вероятность  равна 1. Все случайные события  характеризуются вероятностью, находящейся  между 0 и 1. С понятием вероятности  тесно связано понятие неопределенности. Когда степень неопределенности равна 0, вероятность равна 1. Когда  степень неопределенности равна  бесконечности, вероятность равна 0. Необходимое и случайное носит  относительный характер и в определенных условиях переходят друг в друга. Существенные и несущественные связи  между предметами и явлениями  тесно переплетены, неотъемлемы  друг от друга. В силу этого случайность  дополняет необходимость, является формой ее проявления. Правильный учет случайных и необходимых факторов крайне важен в практической деятельности (научно-исследовательская работа, управление, предпринимательство и  т.д.).

Информация о работе Становление диалектических идей