Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:59, реферат
Слово «диалектика» (гр. – веду беседу, спорю) впервые ввел в философию Сократ из Афин (470-399 гг. до н.э.), как искусство вести диалог по обсуждению проблемы, с целью достижения истины.
Пройдя длительный путь становления, к ХIХ в. искусство вести беседу оформилось в самостоятельное учение, в метод творчески познающего мышления о наиболее общих законах движения (развития, изменения), принципах и связях объективного мира (бытия).
Возможность - действительность. Категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений. Возможность - это потенциальная действительность. Например, желудь - возможность дуба. Действительность - это объективно существующий предмет как реализация (более или менее полная) некоторой возможности. В силу этого возможность и действительность образуют диалектическое единство. Следует различать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные). К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность ее осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для ее осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности. Невозможно конструирование вечного двигателя, обратного движения стрелы времени и т.д.1
Сущность
- явление. Категории, связанные с
осмыслением различных уровней
действительности. Под сущностью
понимается глубинная, внутренняя, существенная,
относительно устойчивая сторона объекта,
определяющая его природу, совокупность
черт и другие характеристики. Явление
- это внешние, наблюдаемые, подвижные
характеристики объекта. Явление существенно,
а сущность проявляется. Но эта взаимообусловленность
не означает их совпадения, тождества.
Напротив, явление иногда искажает
сущность. Восход и заход солнца
является как движение последнего вокруг
земли. Но по существу дело обстоит
наоборот. “Природа любит скрываться”
- глубоко подметил еще Гераклит.
В действительности явление выглядит
всегда иначе, нежели вызвавший его
глубинный процесс. Каким же образом
в сознании человека происходит переход
от явления к сущности? Кант отрицал
саму возможность подобного
3.Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей;
закон количественных и качественных изменений;
закон «отрицание отрицания».
Дальнейшее рассмотрение диалектики связано с анализом закономерного характера развития. Понятия “закономерность”, “закон” отражают объективные, существенные связи между предметами и явлениями, осуществляющимися в процессе диалектического взаимодействия. По степени общности охватываемых явлений законы подразделяются на:
1. специфические, или частные;
2. общие для больших групп явлений;
3. всеобщие, или универсальные.
Частные
и общие законы исследуются конкретными
науками, а всеобщие являются объектом
внимания философии. Универсальные, всеобщие
законы не имеют конкретной функциональной
формы и не могут быть выражены
математически потому, что они
выступают как всеобщие принципы
бытия, как то общее, что присутствует
во всех видах законов и
Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает диалектику количественных и качественных изменений, наиболее общий механизм развития.
Известно,
что познание начинается с выделения
из бесконечного многообразия действительности
определенного объекта. Исследуемый
объект ограничен пространственно-
Качество определяется совокупностью свойств. Под свойством понимается качество предмета, проявляющееся по отношению к другому предмету. Несмотря на свою противоположность количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Эта связь осмысливается в философии через понятие меры. Представление о мере присутствует и в обычном словоупотреблении. Так, например, говорим о “чувстве меры”, характеризуя поведение человека, его поступки, манеры, вкусы и т.д. Мера определяет границы, “рамки”, за которыми изменение количества ведет к изменению качества предмета. Так, например, пределы существования воды от нуля до ста градусов. Преодоление этих параметров ведет к агрегатному изменению воды (лед или пар). Количественные изменения происходят постепенно, последовательно, непрерывно, качественные - прерывно, скачкообразно. В процессе развития выявляется два вида скачков: точечное изменение во времени и как некоторая длительность. Скачок может длиться в микропроцессах миллиардную долю секунды и миллиарды лет в космических процессах. Главной отличительной чертой скачкообразного изменения является исчезновение старого качества и возникновение нового. Количественный и качественный анализ действительности имеет важное методологическое значение, ибо позволяет избежать эффекта “дурной бесконечности”, обеспечивает всестороннее рассмотрение процессов развития.
Закон “единства
и борьбы противоположностей” выражает
взаимодействие полярно-противоположных
свойств, функций, сторон целостного предмета,
раскрывает источник движения, развития
материального и духовного
Понятие о противоречии развивалось в истории европейской философии начиная с античности. Буквальный смысл противоречия заключается в резком рассогласовании высказываний о каком-либо предмете. Например, в логике недопустимы два взаимоисключающих утверждения в отношении одного предмета: “Этот стол круглый”; “Этот стол не круглый”; “Эта экономика носит рыночный характер”; “Эта экономика не носит рыночного характера”. Одновременное утверждение того и другого (А и не-А) расценивается в логике как необходимо-ложное, свидетельствует об ошибке мышления. Со времен Аристотеля существует запрет противоречия в формальной логике. Аксиоматичным является требование логичности человеческих высказываний, размышлений в устной и письменной форме.
Но известно и другое - логически правильно оформленные высказывания о природе, обществе, мышлении выявляют противоречия, которые присущи самим объектам рассмотрения. К таковым, например, относятся противоположности Гераклита, апории Зенона, антиномии Канта, противоречия Гегеля. Эти противоречия, вскрытые с помощью формально-логических утверждений, могут быть поняты и осмыслены только на основе диалектического мышления, диалектической логики.
Мир противоречив и это проявляется даже в простейшем сравнении двух предметов. Когда мы говорим об их сходстве, одинаковости, то одновременно имеем в виду и их различия. Каждая вещь одновременно и тождественна другой и отлична от нее, т.е. заключает в себе единство тождества и различия. Но независимо от сравнения каждая вещь или объект содержат противоречия и в себе самих. Так, живое существо не тождественно себе в каждый момент времени, так как в организме происходят постоянные изменения, ведущие его к гибели, смерти. В неорганической, неживой природе также каждый предмет противоречив в силу того, что он является как бы началом развития другого предмета, ибо его существование ограничено определенными пространственно-временными границами. Все сказанное означает, что все предметы противоречивы, ибо они заключают в себе единство противоположностей. Причем эти противоположности носят объективный характер, выражают разнонаправленные стороны, свойства, тенденции развития, взаимоположены, взаимообусловлены, связь их носит взаимопроникающий характер.
Другой, неотъемлемой стороной противоречия является взаимное отрицание противоположностей. Они находятся в состоянии взаимоисключения, взаимоотталкивания. Этот момент и находит свое выражение в понятии борьбы противоположностей. Конкретные формы “борьбы” в природе, обществе, мышлении разнообразны и существенно отличны (борьба классов, столкновение различных мнений в научном споре, отталкивание и притяжение планет, взаимодействия микрочастиц, борьба за выживание в природе и т.д.). Единство носит относительный характер, борьба - абсолютный.
Как и сами объекты, заключенные в них противоречия возникают, развиваются и исчезают (разрешаются). Можно условно выделить следующие этапы развития противоречий:
- непосредственное
единство противоположных
- различие как постепенное обособление сторон противоречия;
- поляризация
сторон противоречия как
- предельная
заостренность, борьба и
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения и развития объективного мира и познания.
Закон отрицания отрицания рассматривает такие существенные стороны развития как цикличность, поступательный характер развития. Отрицание вначале рассматривалось как один из необходимых элементов познавательной деятельности, мышления, диалога. Но затем, в соответствии с тождеством бытия и мышления, Гегелем было перенесено и на другие стороны бытия. В чем развитие метафизического и диалектического понимания отрицания. Метафизическое мышление рассматривало отрицание как разрыв между различными этапами, диалектическое же понимание предполагает связь между различными этапами развития. Содержание этого понимания включает:
1. Признание разрушения, преодоления старого.
2. Удержание, сохранение прежнего в форме преемственности.
3. Формирование
нового, как бы повторяющего
Так, развитие
экономики опирается на необходимые
предпосылки, условия, которые возникают
в предшествующий период. Возникновение
новых экономических форм связано
не только с разрушением старых,
отживших, но сохранением через
Закон отрицания отрицания характеризует направленность, необратимость развития от низших ступеней к высшим.3
1 Философия: Учебник для вузов / Под ред. Митрошенкова О.А.- М.: Гардарики, 2002.- C. 295.
2 Крюков В.В. Философия. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.- С. 189.
3 Философия: Учебник / Под ред. Кохановского В.П.- 6-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- С. 237.