Становление философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 00:34, контрольная работа

Описание работы

Вопрос возникновения философии связан со становлением мировоззрения, его развитием и степенями зрелости. Известно, что еще в седую давность человек начал осмысливать свои действия относительно природы и других людей, было различие между миром существующим и желательным. Люди не хотели голодать, умирать, поэтому и действовали, чтобы выжить. Вырабатывали программы таких действий, которые бы содействовали их выживанию, приближению существующего мира к желательному.

Файлы: 1 файл

Становление философии.docx

— 50.98 Кб (Скачать файл)

Становление философии

Вопрос возникновения философии связан со становлением мировоззрения, его развитием и степенями зрелости. Известно, что еще в седую давность человек начал осмысливать свои действия относительно природы и других людей, было различие между миром существующим и желательным. Люди не хотели голодать, умирать, поэтому и действовали, чтобы выжить. Вырабатывали программы таких действий, которые бы содействовали их выживанию, приближению существующего мира к желательному. И не все из этих действий были эффективными, не все вели к успеху. Поэтому человек начал приписывать природе определенные черты, создавать программы, которые бы предотвратили гнев природы, вызвали ее доброжелательное отношение к себе. В результате возникшая мифология. 
Мифический тип мировоззрения основывался на олицетворении и одушевлении сил природы, приписывании им человеческих черт. Он отображал и закреплял опыт людей первоначального общества. В мифологии не было четкого размежевания человека и среды, естественной и сверхъестественного, мыслей и эмоций. Это было недеферренцированное, целостное миропонимание. Будучи ориентированной на преодоление фундаментальных разногласий человеческого существования, мифология содействовала гармонизации индивида, общества и природы, объясняла связь между прошлым, современным и будущим; формировала коллективные представления социальных сообществ об определенной системе ценностей, норм поведения; обеспечивала духовное единство поколений. В ее недрах зародились элементы морали, религии, философии, искусства, науки. 
Религия как тип мировоззрения вырастает из мифологии и сохраняет ее в себе как свой собственный элемент. Основой мифологии и религии есть олицетворения, уподобление внешнего мира человеку, перенесение у него человеческих свойств. Отличие религии от мифологии состоит не в том, что миф признает господство природы над человеком, а религия признает господство Бога. Природа — это реальность, а Бог — продукт людской воображения. Реальное господство природы и социальных процессов над людьми, отбиваясь в их коллективном сознании, порождает представление о господстве богов и над природой, и над человеком. К тому же самое представление о богах, а тем более о едином Боге, сравнительно позднего происхождения. Религия возникает именно тогда, когда в сознании людей сверхъестественное начинает отделяться от естественного, то есть когда происходит раздвоения мира на естественный и сверхъестественный. 

Лишь с появлением представлений  о богах как сверхъестественных существ, которые имеют признаки личности, — творцов и властителей  мира — формируется и система  действий, призванных влиять на богов, устанавливать с ними "практические" отношения. На месте первоначальных магических культов (а определенной мерой переосмысливая их) возникают  характерные для религии хвалебные  культы. Об этих последних можно  сказать, что религия рекомендует  молиться. Молитва — это перенесения  на богов (Бога) тех отношений, которые  сложились в человеческом обществе после распада первобытнообщинного порядка.

И на смену мифическим, религиозным, расплывчатым представлением должны были прийти сухие и точные понятия, которые  могли бы показать, как одно явление  возникает из другого, порождает его. Зарождался новый образ мышления, согласно которому философия объясняла то, как одно явление вытекало из другого, одно знание — из другого. Мысль углублялась в сущность. Появилось теоретическое мышление. 

Уже в рабовладельческом  обществе четко очертилась тенденция, согласно которой предмет воспринимали таким, какой он есть, без всяких россказней. В XVII ст. появилась тенденция, согласно которой стремились "разложить предметы по полочкам" (создавалась "застывшая" картина мира). Однако существовала и противоположная тенденция, формировался диалектический метод исследования. С его помощью человеческая мысль внедрялась "вглубь" предмета. Вещь рассматривалась в ее отношениях и развитии, из разных сторон и граней. Совершенствовался его аппарат: формировались научные и философские категории. В пределах философии как " науки наук" параллельно с философскими возникали и развивались научные знания. Они были единой формой теоретического постижения действительности, двигались от эмпирического до теоретического уровня.

В XVII ст. начался процесс  выделения из философии научных знаний, ее предмет изменился, хотя в своем развитии она продолжала находиться в постоянной связи с научными знаниями. Процесс влияния на науку со стороны философии и наоборот всегда был плодотворным. В процессе возникновения и развития философия толковалась как знания, лишенное чувствительной конкретности (знание о сущности, об общем). Как и наука, она выражает свои знания в теоретической форме, хотя и отличается от нее. Отличается и от религии, которая ориентируется на непознавательное постижение сферы сверхъестественного бытия, фиксирует его лишь в актах веры.

С появлением философии возникают "заинтересованные", "небезразличные" знания. Поэтому философия как  мировоззрение отличается от других типов мировоззрения. Она реализует  мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, противопоставляя антропоморфизма  мифологии представления о мире как о сфере действия объективных  не персонифицированных сил, а традиционности и непосредственности мифа — сознательный поиск и выбор своих отношений  и утверждений на основе особых логических и гносеологических критериев. Теоретическое отношение к действительности в философии предусматривает сопоставление субъекта и объекта и выяснение взаимоотношений между ними. 
 
А.Шопенгауэр, Ф.Ницше и восточная философия

Арту́р Шопенга́уэр ( 22 февраля 1788 — 21 сентября 1860) — немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады, а также стоиков — Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположение софистическим, как он сам выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма. 
Основной философский труд — «Мир как воля и представление» (1819), комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой своей смерти.

Метафизический анализ воли Шопенгауэра, его взгляды на человеческую мотивацию и желания и афористичный стиль письма оказал влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Людвига Витгенштейна, Эрвина Шрёдингера, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Отто Ранка, Карла Юнга, Льва Толстого и Хорхе Луиса Борхеса. 
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше ( 15 октября 1844 — 25 августа 1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров. 

Восто́чная филосо́фия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, позже — мусульманский мир. Наиболее часто восточной философии приписываются следующие отличительные (от западной философии) черты: религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и др.

Философия как самостоятельная  дисциплина возникает в середине I тысячелетия одновременно в трёх очагах древней цивилизации —  в Китае, Индии и Древней Греции. Её рождение сопровождалось переходом  от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретённое в интеллектуальном поиске. 

В Индии систематизированное  философское знание формировалось  через оппозицию брахманизму. В VI—V веках до н. э. здесь появляется множество  течений, критических в отношении  предписаний ведийской религии. Развитие шраманских школ приводит к становлению философских систем Индии, основными из которых стали адживика, джайнизм и буддизм. 
 
В Китае становлению философии также способствовали аскетствовавшие бродячие мудрецы. Многие учения формируются на анализе или критике таких древних памятников культуры, как «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен») (для сравнения, в Индии эту роль выполняли Упанишады и Ригведа). Однако в отличие от Индии здесь обособляются два главенствующих мировоззренческих направления — конфуцианство и даосизм. Первое и вовсе во II веке до н. э. приобретает официальный статус государственной идеологии.

Монистические и  плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира,называются монистическими(от греч. mуnos– один, единственный).Таких теорий в философии большинство.Однако история философии знает и иные, дуалистические(от лат. dualis – двойственный)и плюралистические(от лат. pluralis –множественный)концепции.

Элементы дуализма присущи  философским системам Декарта и  Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов  человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых  ничего нельзя знать.

К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками,отнести учение Лейбница о монадах –бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная.Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом– как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон»,т.е. каждая замкнута в самой себе.

Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран  Рассел.Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга«атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.

Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода,огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое – в универсум.Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом,Природой, материей,а иной раз и просто субстанцией(у Спинозы).

Учение о самоорганизации  бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др.Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е.возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е.порядок. Поэтому развитие мира(сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.

Соотношение чувственного и рационального в познании.

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира, и вопрос о способности  познавать окружающий мир составляет вторую сторону основною вопроса  философии – об отношении мышления к бытию. В соответствии с теорией познания диалектического материализма тождество мышления и бытия достигается в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта). Конечный продукт этого процесса – образы, знания – отличаются достоверностью, точностью, существенностью отображаемых свойств и отношений.

Диалектико-материалистическая трактовка познания противоположна различным его идеалистическим  истолкованиям. Так, в объективном  идеализме, в частности у Гегеля, этот процесс интерпретируется как  изначальное совпадение субъекта с  объектом, поскольку в основе действительности, как утверждают представители этого  философского направления, лежит саморазвитие духа, который является абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Субъективный идеализм, не допускающий существования реальности вне и независимо от нашего сознания или рассматривающий ее как нечто полностью определяемое его активностью, отождествляет объект с чувственными впечатлениями о нем. Самое большее, что может познать субъект, по утверждениям субъективных идеалистов, – это его собственные чувственные впечатления, бытие же самостоятельного и многообразного мира объектов нам никто не гарантирует.

Процесс познания протекает  в различных чувственных и  рациональных формах. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.

Ощущение – отражение предмета (ситуаций, событий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др. Эго исходный пункт познавательного процесса, его единственный источник и необходимая предпосылка. Ощущение непосредственно связывает человека с внешним миром, превращает энергию внешнего раздражения в факт сознания. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, температурные, вибрационные, обонятельные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия, ускорения и т.д.

Информация о работе Становление философии