Становление философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 00:34, контрольная работа

Описание работы

Вопрос возникновения философии связан со становлением мировоззрения, его развитием и степенями зрелости. Известно, что еще в седую давность человек начал осмысливать свои действия относительно природы и других людей, было различие между миром существующим и желательным. Люди не хотели голодать, умирать, поэтому и действовали, чтобы выжить. Вырабатывали программы таких действий, которые бы содействовали их выживанию, приближению существующего мира к желательному.

Файлы: 1 файл

Становление философии.docx

— 50.98 Кб (Скачать файл)

Каждый человек является представителем биологического вида homo sapiens (человек разумный). Несмотря на то что биологически он в определенной степени уникален, его биологическую природу нельзя абсолютизировать, она представляет собой лишь предпосылку формирования собственно человеческих качеств, выделяющих его из совокупности других живых существ. К таким качествам, отличающим его от животных, можно отнести следующие:

1)животное приспосабливается  к среде — человек способен  приспосабливать среду к себе;

2)животное действует,  подчиняясь физиологическим потребностям, — человек может преобразовывать  природу, следуя общественным  потребностям;

3)животное не может  изменить способ и среду существования  — человек способен распространять  свое присутствие в новые для  него области природы (водная, подводная, подземная, воздушная,  космическая);

4)животное пользуется  орудиями труда эпизодически  — человек создал огромную  индустрию производства средств  производства;

5)животное руководствуется  инстинктами и непосредственным  чувственным восприятием окружающего  мира — человек обладает сознанием,  разумом, мышлением, воплощающимися  в системе научного познания;

6)животное стремится к  непосредственной полезности своих  действий — человек может создавать  нравственные и эстетические  ценности, имеет способности к  творчеству.

Считать проблему антропогенеза  окончательно разрешенной не следует, по мере развития науки возникают  новые вопросы. Например, продолжается поиск непосредственных биологических  предшественников человека, ждет объяснения «избыточность» человеческого мозга, рассматриваются глубинные связи  сознания и орудийной деятельности и т. п. Не отбрасывается полностью гипотеза «занесения» жизни и разума с других планет. Нуждаются в более детальной проработке вопросы зарождения и развития интеллектуальной и духовной жизни человека и общества. Одним из фундаментальных вопросов выступает соотношение биологического и социального в человеке.

Единство и  многообразие мира

Единство мира заключается в его материальности, в том, что все предметы и явления в мире представляют собой различные состояния и свойства движущейся материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Единство мира находит свое выражение в субстанциальности материи как субстрата различных свойств и форм движения, ее несотворимости и неуничтожимости, всеобщности, ее вечности во времени и бесконечности в пространстве. Кроме того, единство мира проявляется во всеобщей связи явлений и предметов, в наличии у всех видов материи таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию и др., в существовании всеобщих диалектических закономерностей движения материи, в ее историческом развитии, а также в процессах превращения одних форм материи и движения в другие. В локальных масштабах единство мира обнаруживается в общности физико-химического строения различных тел из одних и тех же атомов и элементарных частиц и полей, в общности физико-химических законов на Земле и в космических системах, в единстве форм движения, в изоморфизме структурных отношений во многих системах. Единство мира по словам Энгельса, доказывается “длинным и трудным развитием философии и естествознания”. Но его нельзя понимать как единообразие и однородность его структуры, как простое повторение известных нам явлений во всех возможных пространственно-временных масштабах. В силу действия всеобщего закона перехода количественных изменений в качественные в бесконечном саморазвитии материи возникло бесчисленное множество качественно различных состояний и структурных уровней материи, на каждом из которых проявляются специфические свойства и формы движения. Известные в настоящее время структурные уровни материи от элементарных частиц до Метагалактики представляют собой лишь малую часть всего многообразия и бесконечности мира. Но это многообразие не является непреодолимым препятствием для достоверного познания материи. Основываясь на единстве явлений природы, наличии в мире общих свойств и закономерностей движения материи, человеческий разум в каждом конечном явлении раскрывает элементы бесконечного.

 

Глобальные  проблемы системы «человек-общество».

Глобальные  проблемы  составляют те, которые связаны с  системой человек-общество. Они непосредственно  касаются отдельного человека и зависят  от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

Входят проблемы, непосредственно связанные с  человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» - развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения  здорового образа жизни, нормального  психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной  чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка. Существует целый ряд духовных процессов, связанных с ситуацией глобального кризиса человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием природы; бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинно человеческим ценностям и не оставляющий времени для подлинно человеческого дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. Принципы «нового гуманизма» и новой картины мира подробно рассмотрены учеными Римского клуба. В их изложении основные черты новой духовной позиции таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию.

В связи с необходимостью формирования новых человеческих качеств  на передний план выходят проблемы образования. Именно в системе образования  закладывается тот ресурс, который  реализуется в последующей жизни  человека. Следовательно от качества образования зависит, как люди будут представлять свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом свидетельствуют множество фактов: неграмотность; незначительные расходы бюджетных средств на образование; качество образования; неполная реализация творческого потенциала человека в процессе обучения; ориентация не на перспективу, а на текущие запросы и т.д. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни установление справедливого экономического порядка, ни разумная формулировка задач человечества.

 

Бессознательное

Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики, также отсутствует в сознании.

 Гуманизм

Гуманизм — признание  ценности человека как личности, его  права на свободное развитие и  проявление своих способностей, утверждение  блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система  взглядов гуманизм впервые оформился  в эпоху Возрождения. Гуманизм приобрёл характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего философию, филологию, литературу, искусство. Гуманисты вовлекли в культурный оборот множество забытых литературных памятников классической древности.

 

Список использованных источников

1. Философия: Учебное пособие  / Вишневский М.И. - 2008.

2. Основы философии / М.Гардарики – 2009.

3.Философия глобальных  проблем / Коротич Г.В.- 2007.

4. Философия /учеб. Для студентов вузов /Ю.А. Харин – 2009.

5. http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/FIL_XX/33.html

6. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/178.php

7. http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=3972&sait=3

 


Информация о работе Становление философии