Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:50, реферат
Атеистическим, хотя порой и непоследовательным, было миропонимание мыслителей-материалистов Нового времени — Декарта, Спинозы, Дидро, Гольбаха и других – опиравшееся на использование механики в качестве универсального фактора для объяснения явлений различных областей действительности. Последовательно атеистическим является миропонимание диалектического и исторического материализма, обобщающее все достижения современного естествознания и обществ, практики. Рассматривая мир как структурно неисчерпаемую, многообразную движущуюся материю, вечную и бесконечную, это миропонимание закрывает всякие лазейки для протаскивания идеи бога.
Мировоззрение многопланово, поскольку перед человеком стоит не только природа, Вселенная, где он мысленно пытается проникнуть в первоосновы. Второй, не менее важной реальностью для человека выступает само человеческое общество, частью которого является сам человек. Конкретные социальные условия бытия заставляют человека быть либо оптимистом, радостно смотрящим на мир, либо, наоборот, пребывать пессимистом, не видя и не ожидая от жизни ничего хорошего. Далее, человек живёт не просто в обществе, но именно в данном обществе, в данной социальной среде, которая им также оценивается с разными знаками. Кроме того, человек стоит перед другим человеком, поскольку мы связаны производством, торговлей, служебными отношениями и т.п. Этот конкретно-социальный микроклимат также выступает объектом социальной оценки индивидом. В итоге можно сказать, что мировоззрение – это комплексное восприятие природного и социального миров духовным миром человека, поскольку ему приходится «зреть» не только на небо и горы, но и на весь социальный мир, который не так стабилен, как элементы космического пространства.
Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание
Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией». Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоёв общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их Жизни, действия.
Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны - по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям - его носители. Отсюда широта диапазона «жизненной философии» - от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещённого здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде учёных, художников, политиков и др.
Своеобразной разновидностью
жизненно-практического
Мировоззренческие идеи, возникающие
в процессе научного, художественного,
политического и другого
Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.
Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. И, наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно-практическому миропониманию лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.
Это осуществляется уже на
другом, теоретическом уровне миропонимания,
к которому принадлежит и философия.
Понятие мировоззрения
В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также принципов философии и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определённого мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума, воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной форме. Характерно в этом отношении название трёх важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Заключение.
Всё, что происходит в Мироздании, человек может воспринимать либо правильно, либо неправильно. Если человек правильно воспринимает окружающий мир и всё, что вокруг него происходит, правильно оценивает ситуацию, происходящие процессы (природные, общественные и т.д.), то он будет принимать правильные решения. Если же он неправильно воспринимает мир, то и решения он будет принимать ошибочные.
Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярные», противоположные по своей сути. Познанием движет стремление к истине, объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном миропонимании. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряжённое единство других «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.
Список использованной
литературы.
1. http://www.e-reading-lib.org/
2. http://referats.allbest.ru/
3. http://www.uhlib.ru/politika/
4. http://wiki-kob.ru/
5. http://mirslovarei.com/
6. http://velsat.net/osnovy-
7. Шаракпаева Г. Д., Шицко В. Л. Философия. Методические указания к выполнению семестровых работ для студентов всех форм обучения всех специальностей. – Алматы: АУЭС, 2011.
8. Фролова М. А. Анализ оснований концепций происхождения философии // Философия: в поисках онтологии: Сб. тр. – Самара: Изд–во Самар. гуманит. акад., 1998. – С. 256–290.
Информация о работе Становление материалистического и идеалистического миропонимания