Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:59, контрольная работа
Что такое философия и чем она ценна? Это является предметом многочисленных споров. От философии ждут каких-то необыкновенных разъяснений или же равнодушно игнорируют ее как беспредметное мышление. Перед ней робеют, как перед выдающимся достижением каких-то совершенно уникальных людей, или презирают, как бесполезные раздумья мечтателей. Ее считают чем-то таким, что касается каждого и поэтому в основе своей должно быть простым и понятным, или чем-то столь трудным, что заниматься ею представляется совершенно безнадежным делом. Таким образом, то, что выступает под именем философии, становится поводом для самых противоположных суждений.
1 Статья Карла Ясперса «Что такое философия» 3
2 Ответ на статью Карла Ясперса «Что такое философия» 8
3Статья Юзефа Бохеньского«Советы старого философа» 9
4 Ответ на статью Юзефа Бохеньского«Советы старого философа» 11
5 Список использованной литературы 12
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Филиал ТГУ в г. Прокопьевске
Юридический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
Прокопьевск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Статья
Карла Ясперса «Что такое философия»
2 Ответ
на статью Карла Ясперса «Что такое
философия»
3Статья Юзефа
Бохеньского«Советы старого философа»
4 Ответ на статью Юзефа Бохеньского«Советы старого философа» 11
5 Список использованной
литературы
1 Статья Карла Ясперса «Что такое философия»
Что такое философия и чем она ценна? Это является предметом многочисленных споров. От философии ждут каких-то необыкновенных разъяснений или же равнодушно игнорируют ее как беспредметное мышление. Перед ней робеют, как перед выдающимся достижением каких-то совершенно уникальных людей, или презирают, как бесполезные раздумья мечтателей. Ее считают чем-то таким, что касается каждого и поэтому в основе своей должно быть простым и понятным, или чем-то столь трудным, что заниматься ею представляется совершенно безнадежным делом. Таким образом, то, что выступает под именем философии, становится поводом для самых противоположных суждений.
Для
человека, который верит в науку,
наихудшим является то, что у философии
нет общепринятых результатов, нет
того, что можно было бы знать
со всей определенностью и чем
можно было бы владеть. В то время
как науки, бесспорно, достигли в
своих областях достоверного и общепризнанного
знания, философия не добилась этого,
несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя
отрицать: в философии не бывает
того единодушия, которое устанавливается
по поводу всего окончательно познанного.
То, что признает каждый, опираясь на
не терпящие возражений основания, и
что становится научным знанием,
не является более философией, но относится
к отдельной области
В отличие от наук для философского мышления не характерен прогресс. Мы, определенно, существенно продвинулись по сравнению с древнегреческим врачом Гиппократом. Но едва ли мы можем сказать, что продвинулись дальше Платона. Только в материале научного познания, которым он пользовался, мы находимся дальше. В самом же философствовании мы, возможно, еще вряд ли достигли его.
То,
что ни одна форма философии в
отличие от наук не находит всеобщего,
единодушного признания, должно корениться
в природе самого предмета философии.
Род достоверности (Gewißheit), который
в ней привлекает, не будучи научным, то
есть одинаковым для каждого ума, является
некоторым убеждением, или удостоверенностью(
В то
время как научные исследования
ведутся по отдельным предметам,
знать о которых каждому
Хотя
разработанная философия и
Такая философия без науки предстает перед нами в нескольких примечательных проявлениях.
Первое: почти каждый считает себя способным обсуждать философские вопросы. В то время как в сфере наук признают, что условием их понимания являются обучение, подготовка, метод, по отношению к философии претендуют на то, чтобы приобщаться к ней безо всяких условий, полагая, что каждый в состоянии принять участие в обсуждении философских проблем. Собственное бытие человека, собственная судьба и собственный опыт считаются для этого достаточным основанием.
Следует признать, что философия должна быть доступна для каждого человека. Самые обстоятельные пути философий, которыми идут философы-профессионалы, обретают свой смысл все-таки только тогда, когда они выходят к человеческому бытию, которое находит свое определение в процессе обретения уверенности относительно бытия и своего места в нем.
Второе: философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно.
Удивительным
знаком того, что человек как таковой
изначально философствует, являются вопросы
детей. Часто из детских уст можно
услышать то, что по своему смыслу уходит
непосредственно в глубь
Ребенок удивляется: "Я всегда пытаюсь подумать, что я — кто-то другой, однако же всегда снова оказывается, что я есть я". Этот мальчик затрагивает исток всякой уверенности, сознание бытия в самосознании. Он поражается загадке бытия Я (Ichsein), тому, что не может быть постигнуто ни из чего другого. Он вопрошающе стоит перед этой границей.
Другой
ребенок слушает историю
Девочке,
увидевшей во время прогулки дикий
луг, рассказывают сказку об эльфах, которые
по ночам водят свои хороводы... "Но
их же ведь не бывает..." Ей рассказывают
о реальных вещах, наблюдая движение
солнца, проясняют вопрос о том, солнце
ли движется или же земля вращается,
приводят основания, которые говорят
в пользу шарообразности земли и
ее вращения вокруг самой себя... "Но
это же неправда, — говорит девочка
и топает ногой о землю, — земля
ведь крепко стоит. Я верю только тому,
что вижу". В ответ на это: "Тогда
ты не веришь и в Бога, ведь его
ты тоже не можешь видеть", — девочка
настораживается и говорит
Другая девочка, направляясь в гости, поднимается по ступенькам лестницы. Для нее становится очевидным, как все непрестанно меняется, протекает, проходит, как будто бы ничего и не бывало. "Однако должно же ведь быть нечто незыблемое... то, что я здесь и теперь поднимаюсь по лестнице к тете, я хочу, чтобы это осталось". В изумлении и испуге перед преходящим характером и мимолетностью всего она беспомощно ищет выход.
Если
бы кто-то собирал подобные примеры,
то смог бы составить богатую энциклопедию
детской философии. Возражение, что
дети слышали это прежде от родителей
или кого-то другого, не должно, по всей
видимости, приниматься всерьез. Возражение,
что эти дети все-таки не философствуют
дальше и что, следовательно, подобные
высказывания могли быть случайными,
упускает из виду следующий факт: дети
зачастую обладают гениальностью, которая
с возрастом утрачивается. С годами,
теряя детскую
Третье: изначальное философствование обнаруживается как у детей, так и душевнобольных. Иногда — очень редко — путы общей зашоренности как бы развязываются и начинает говорить захватывающая истина. В начальный период некоторых душевных болезней имеют место совершенно потрясающие метафизические откровения, которые, правда, по форме и речевому выражению являются всегда настолько шокирующими, что их оглашение не может иметь какого-либо объективного значения, за исключением таких редких случаев, как поэт Гёльдерлин или художник Ван-Гог. Однако тот, кто присутствует при этом, не может избежать впечатления, что здесь разрывается покров, под которым обыкновенно проходит наша жизнь. Некоторым обычным, здоровым, людям также знаком опыт переживания глубоко тревожащих значений, которые свойственны переходному состоянию от сна к пробуждению и при полном пробуждении снова утрачиваются, оставляя лишь ощущение того, что нам к ним более не пробиться. Есть глубокий смысл в утверждении, что устами детей и блаженных глаголет истина. Однако творческая изначальность, которой мы обязаны великим философским мыслям, лежит все-таки не здесь. Она восходит к тем немногим, которые в своей непринужденности и независимости предстают перед нами в качестве выдающихся мыслителей последних тысячелетий.
Четвертое: поскольку философия для человека необходима, она каждый раз присутствует в общественном мнении, в передаваемых из поколения в поколение пословицах, в общеупотребительных философских оборотах речи, в господствующих убеждениях, а также в языке просвещения, политических кредо, но прежде всего и с самого начала истории — в мифе. От философии невозможно уйти. Вопрос лишь в том, осознается она или нет, будет ли она хорошей или плохой, запутанной или ясной. Тот, кто отвергает философию, сам практикует ее, не отдавая себе в этом отчета.
Что
же такое философия, если она оказывается
столь универсальной и
Греческое слово философ (philosophos) по своему значению противоположно слову Sophos. Это слово, philosophos, значит: любящий познание (знание) — в отличие от того, кто, овладев познанием, называет себя знающим. Такой смысл слова сохраняется до сих пор: поиск истины, а не владение истиной есть сущность философии, — пусть даже она по-прежнему зачастую изменяет этому своему смыслу догматизмом, подразумевающим выраженное в положениях окончательное, завершенное и имеющее дидактический характер знание. Философия означает — быть в пути. Ее вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос.
Однако
это "бытие-в-пути" — как судьба
человека, существующего во времени,
— несет в себе возможность
глубокого удовлетворения, обретаемого
в мгновения особых свершений. Его
не найти в высказанном знании,
в научных положениях и принципах,
— оно лежит в историческом
осуществлении человеческого
Быть в поиске, в пути, или обрести покой и совершенство мгновения — это не определения философии. Философия не имеет ничего вышестоящего, ничего нижестоящего. Она не может быть выведена из чего-то другого. Всякая философия определяется посредством своего осуществления. Чтобы узнать, что такое философия, надо пытаться философствовать. В таком случае философия — это одновременно исполнение живого мышления и осознание соответствующих мыслей (рефлексия) или действие и разговор о нем. Только исходя из собственного опыта и возможно понять, что же встречается нам в мире в качестве философии.
Можно
было бы и дальше обсуждать формулировки
смысла философии. Однако ни одна формулировка
не исчерпывает этого смысла, ни
одна не оказывается единственно
возможной. Мы слышим с древних времен:
философия (согласно ее предмету) —
это познание божественных и человеческих
вещей, познание сущего как сущего,
и далее, философия (согласно ее цели)
— это упражнение в смерти, это
стремление мысли к блаженству, к
тому, чтобы уподобиться
Сегодня, пожалуй, можно говорить о философии в следующих формулировках — ее смысл в том, чтобы:
- увидеть действительность в самом ее истоке;
- постигать действительность таким же способом, каким я, мысля, имею дело с самим собой во внутреннем действии;
- открывать нас для широты Объемлющего(Umgreifende);
- осмелиться на коммуникацию между человеком и человеком, опираясь на всякий смысл истины, который возникает в любящей борьбе (liebendemKampfe);
- непрестанно и терпеливо сохранять разум бодрствующим, находясь перед лицом того, что наиболее чуждо разуму и противится ему.
Философия — это то, что концентрирует человека, благодаря чему он становится самим собой, становясь причастным самой действительности.
Хотя философия в форме простых и действенных мыслей может затронуть каждого человека и даже ребенка, ее сознательная разработка является никогда не завершимой и всякий раз возобновляющейся задачей, которая осуществляется всегда в настоящем как единое целое. Она возникает в работах великих философов и, как эхо, повторяется у менее значительных. Осознание этой задачи в той или иной форме не угаснет до тех пор, пока люди останутся людьми.
Не только сегодня философия подвергается радикальным нападкам и отрицается в целом как излишняя и вредная. Для чего же она существует? Она ведь не является предметом первой необходимости.
Информация о работе Статья Карла Ясперса «Что такое философия»