Структура и функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении и что такое философия. В перечне вопросов - житейских, производственных, политических, научных и других - обычно удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, скажем, такие: конечен или бесконечен мир, существует ли абсолютное, окончательное знание, в чем человеческое счастье и какова природа зла. Откуда же это предпонимание? С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей.

Содержание работы

1. История становления предмета философии.
2. Структура философии.
3. Функции философии.
4. Философия и наука.

Файлы: 1 файл

Философия тема 2.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Философия

План

  1. История становления предмета философии.
  2. Структура философии.
  3. Функции философии.
  4. Философия и наука.

 

  1. В преддверии философии

 

Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут  с большим или меньшим успехом  припомнить имена прославленных  философов, а может быть, даже объяснить  в первом приближении и что  такое философия. В перечне вопросов - житейских, производственных, политических, научных и других - обычно удается  и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, скажем, такие: конечен или бесконечен мир, существует ли абсолютное, окончательное  знание, в чем человеческое счастье  и какова природа зла. Откуда же это предпонимание? С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. Так складывается еще не четкое, не вполне последовательное понимание тех вопросов, над которыми размышляло не одно поколение философов.

 

Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и можно ли установить критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совестью, честью, долгом, ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личность и каковы ее место и роль в обществе? В чем смысл человеческой жизни, существует ли цель истории? Что означают слова: Бог, вера, надежда, любовь?

 

К давним, "вечным" вопросам такого рода сегодня добавляются  новые, серьезные и напряженные. Какова общая картина и тенденции  развития современного общества, нашей  страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную  эпоху, социальное, духовное, экологическое  состояние планеты Земля? Как  предотвратить нависшие над человечеством  смертельные угрозы? Как защитить, отстоять великие гуманистические  идеалы человечества? И так далее. Раздумья на такие темы рождены потребностью в общей ориентации, самоопределении  человека в мире. Отсюда и чувство  давнего знакомства с философией: с древних времен и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.

 

Входя в "теоретический  мир" философии, осваивая его, человек  отталкивается от ранее сложившихся  у него представлений, от продуманного, пережитого. Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер. Но надо приготовиться и к тому, что философский анализ выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшихся верными позиций, подтолкнет к их переосмыслению. А это важно. От ясного понимания мира, жизни, самих себя зависит многое - и в личной судьбе человека, и в общей судьбе людей.

 

Представителей разных профессий  философия может интересовать, как  минимум, с двух точек зрения. Она  нужна для лучшей ориентации в  своей специальности, но главное - необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в поле внимания попадают философские  вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного  творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая  нас уже не только как специалистов, а как вообще граждан и людей. А это ничуть не менее важно, чем  первое. Кроме эрудиции, помогающей решать профессиональные задачи, каждому  из нас нужно и нечто большее - широкий кругозор, умение понимать суть происходящего в мире, видеть тенденции его развития. Важно  также осознавать смысл и цели собственной жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что  это даст людям, не приведет ли нас  самих к краху и горькому разочарованию. Общие представления о мире и  человеке, на основе которых люди живут  и действуют, называют мировоззрением.

 

Явление это многомерно, оно формируется в различных  областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относят  и философию. Ее роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот  почему для ответа на вопрос, что  такое философия, нужно, хотя бы в  общем виде, прояснить, что такое  мировоззрение.

 

 

 

 

 

 

 

Любовь к мудрости

 

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает "любовь к мудрости". По некоторым историческим свидетельствам, слово "философ" впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина "философия" связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий - философией.

 

В отличие от мифологического  и религиозного миросозерцания философская  мысль принесла с собой принципиально  новый тип миропонимания, прочным  фундаментом для которого стали  доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют  фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического  мышления, предоставляя их сфере художественного  творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

 

Итак, любовь к истине и  мудрости, тщательный отбор, сопоставление  наиболее ценных достижений разума постепенно становится самостоятельным родом  деятельности. В Европе рождение философии  было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней  Греции VIII-V веков до н.э., в контексте  которого возникла и наука (прежде всего  греческая математика VI - IV веков  до н.э.). Слово "философия" было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание "единого во всем". Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум "управляет всем при помощи всего" (Гераклит).

 

Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и  ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что  она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители более позднего времени.

 

Таким образом, возникновение  философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В  древнегреческой философии было схвачено и передано последующим  векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что  они обретают смысл только в сочетании  с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли  было и понимание того, что мудрость - не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она - стремление, поиск, требующий напряжения ума  и всех духовных сил человека. Это  путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков  и наших дней, все же должен пройти и сам.

 

 

  1. Структура Философии

 

О структуре философии  до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка  как состоящей из трех тесно друг с другом связанный частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

   На онтологическом  уровне решаются проблемы наиболее  общих взаимоотношений между  миром и человеком. Человек  как особая мыслящая структурная  единица бытия и реального  мира необходимо вступает с  ним во взаимодействие. Это приводит  человека к постановке вопросов  о сущности мира и его происхождении,  о том, что лежит в основе  мира (например, материальная или  духовная субстанция). Человек пытается  выявить основные формы проявления  мира, ставит вопросы о том,  един или множественен мир,  в каком направлении он развивается  и развивается ли вообще.

   В чем специфика  постановки такого рода вопросов, например в отличие от частных  наук?

Философия ставит это вопросы  в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром  и человеком, о всеобщих закономерностях  бытия как такового. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы, по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Мыслители, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов и дуалистов и т.д. Философов  объединяет их общее проблемное поле, и разнообразие взглядов осуществляется в единых предметных рамках.

   Являясь частью  бытия, человек в то же время  определенным образом противостоит  ему и осознает это свое  противостояние. Одна из реализаций  такой ситуации позволяет рассматривать  весь окружающий мир как объект  познания. Причем в качестве объекта  может выступать  не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Это гносеологический уровень, в рамках которого строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как таковых. Представитель частных наук в рамках своего предмета  иногда не ставит вопроса о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится на таком ограничении бытия, которое позволяет его принципиально познавать, пусть и в предметно ограниченном смысле.

   Человек является существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию.

   Праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически реализуя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может производить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. В этой связи философия исследует мировоззренческие принципы практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения.

   Логика – учение  о последовательном и упорядоченном  мышлении. Она изучает формы выражения  мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а  также особые законы мышления.

   Философская антропология  исследует проблемы природы, сущности  и существования человека как  особой формы бытия. Данная  дисциплина приобретает особое  значение в наше время, когда  развитие человечества в целом  становится все более осмысленным  и человек ощущает острую потребность  в саморазвитии, сочетаемую с  развитием общества, которое должно  обеспечить каждому человеку  достойное существование.

   В центре внимания этики находится проблема добра. Цель этики – выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей.

   Эстетика исследует  сущность прекрасного, формы его  проявления в искусстве и природе,  а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике активно используется информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.

   Социальная философия  – дисциплина, связанная с выяснением  вопросов о том, что такое  общество, что можно отнести к  общественным явлениям, как реализуют  себя в общем бытии социальные  закономерности. Разделом социальной  философии является философия  истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества  и человека как субъекта исторического  процесса.

   Философия языка  рассматривает возникновение, развитие  и функции языка, а также  его значение в жизни человека  и общества.

   Философия религии  ставит вопрос о сущности феномена  религиозной веры и религиозного  сознания, о специфике их функционирования  в обществе, о значении религии  для человека. Здесь выясняются  фундаментальные предпосылки такого  феномена, как вера, анализируются  религиозные представления, тексты, установления.

   Философия права  решает проблему обоснования  права. Из чего исходит право?  Существует ли некая вышестоящая  правовая норма, из которой  можно вывести все конкретные  правовые нормы? Другое направление  исследований – выявление соотношений  права с моралью, религией, политикой,  государством, властью, экономикой.

   Политическая философия  конкретизирует положения социальной  философии, рассматривает структуру,  функции и смысл государства,  закономерности его развития  и особенности управления, анализирует  основные движущие силы, которые  влияют на его существование. 

Информация о работе Структура и функции философии