Структура и функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении и что такое философия. В перечне вопросов - житейских, производственных, политических, научных и других - обычно удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, скажем, такие: конечен или бесконечен мир, существует ли абсолютное, окончательное знание, в чем человеческое счастье и какова природа зла. Откуда же это предпонимание? С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей.

Содержание работы

1. История становления предмета философии.
2. Структура философии.
3. Функции философии.
4. Философия и наука.

Файлы: 1 файл

Философия тема 2.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

3. Функции Философии

 

Каковы же функции философии  в сложном комплексе культуры? Прежде всего философская мысль выявляет основополагающие идеи, представления, схемы действия и др., на которых базируется общественно-историческая жизнь людей. Их характеризуют как наиболее общие формы человеческого опыта, - или универсалии культуры. Важное место среди них занимают категории - понятия, отражающие самые общие градации вещей, типы их свойств, отношений. В своей совокупности они образуют сложную, разветвленную систему взаимосвязей (концептуальные "сетки"), задающих возможные формы, способы действия человеческого ума. Такие понятия (вещь, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное - необходимое, часть - целое, элемент - структура и др.) приложимы к любым явлениям или, по крайней мере, к обширному кругу явлений (природа, общество и др.).

В комплексе самых общих  оснований культуры важное место  занимают обобщенные образы бытия и  его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в  философское учение о бытии - онтологию (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, понятие, учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека - практические, познавательные и ценностные. Отсюда и название соответствующих разделов философии: праксиология (от греч. praktikos - деятельный), эпистемология (от греч. episteme - знание) и аксиология (от греч. axios - ценный). Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие универсалии. Они всегда относятся к конкретным историческим типам культур, а вместе с тем принадлежат и человечеству, всемирной истории в целом.

 

Помимо функции выявления  и осмысления универсалий философия (как рационально-теоретическая  форма мировоззрения) берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а  также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов  человеческого опыта.

Повседневный опыт, жизненная  практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. По мере развития форм труда, нравственной, правовой, политической, художественной и другой практики, с ростом и  углублением обыденных и научных  знаний база для философских обобщений  существенно расширялась и обогащалась.

Формированию обобщенных философских идей способствовала (и  продолжает способствовать) критика  и рационализация нефилософских  форм мировоззрения. На долю философии падает в культуре также важная критическая функция. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового видения мира обычно сопровождается развенчанием заблуждений, предрассудков. Задачу разрушения устаревших взглядов, расшатывания догм подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала на своем пути "докучливых и тягостных противников": суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Бэкон назвал их "призраками" и подчеркнул, что наиболее опасна среди них укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения. Приверженность заранее данным понятиям, принципам, стремление "согласовать" с ними все остальное - вот что, по мысли философа, является вечным врагом живого, пытливого интеллекта и более всего парализует истинное познание и мудрое действие.

 

По отношению к уже  накопленному опыту миропонимания  философия выполняет роль своего рода "сита" (или, скорее, цепов и веялки), отделяющего "зерна от плевел". Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, стереотипы мысли и действия, схемы миропонимания. Однако они стараются не "выплеснуть вместе с водой и ребенка", стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать и развить дальше. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критического отбора (селекции), накопления (аккумуляции) опыта миропонимания и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.

 

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и  к будущему. В качестве формы теоретической  мысли она обладает мощными творческими (конструктивными) возможностями формирования обобщенных картин мира, принципиально  новых идей и идеалов. В философии  выстраиваются, варьируются, мысленно "проигрываются" разные способы  миропонимания ("возможные миры"). Тем самым людям предлагается - как бы на выбор - целый спектр возможных  мироориентаций, образов жизни, нравственных позиций.

Усилиями философского интеллекта осуществляется также теоретическое  обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а  с возникновением, развитием науки - нарастающих массивов научного знания. Важнейшей функцией философии в  культурно-исторической жизни людей  являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление - необходимое условие гармоничной и сбалансированной мироориентации.

Анализ важнейших функций  философии в системе культуры (вместо попыток абстрактно вникнуть в суть данного понятия) показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в представления  о предмете, целях, способах и результатах  философской деятельности, а это  не могло не сказаться и на понимании  характера философских проблем.

4 . Философия и наука: родство и различие познавательных функций

 

Философское мировоззрение  выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

 

На основе принципов рационального  миропонимания философская мысль  группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует  общие предположения об их природе  и возможных способах познания. Используя  опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос  опыта), она создает философские "эскизы" тех или иных природных  или общественных реалий, подготавливая  их последующую конкретно-научную  проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально  допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких "эскизов" тем больше, чем более зрелым является философское понимание. В результате "выбраковки" вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, возможны отбор (селекция), обоснование наиболее разумных допущений.

 

Функция "интеллектуальной разведки" служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно  в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием "белых пятен" в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном  плане эти пробелы предстоит  заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе  миропонимания. Философия заполняет  их силой логического мышления. Схему  опыта должна сначала набросать  мысль, пояснял Кант.

 

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо  связанные между собой фрагменты  знаний; у него сильна потребность  в целостном, неразорванном понимании  мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в  целостной картине. Для частных  наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия  же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

 

Интеграция, универсальный  синтез знаний сопряжены также с  разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их "стыковке", согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль. В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

 

Кроме задач, родственных  науке, философия выполняет и  особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает.

 

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в  общих, целостных представлениях о  мире, о принципах его "устройства", общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений  не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основания  науки изучаются, отрабатываются в  сфере философии.

 

Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Зададимся вопросом, можно ли отнести  науку к положительным, полезным или же отрицательным, вредным для  людей явлениям? Однозначный ответ  дать трудно, ибо наука - что нож, который в руках хирурга-целителя творит добро, а в руках убийцы - страшное зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер. Помимо науки важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные и другие представления. В свою очередь философия призвана осмысливать весь сложный комплекс общественно-исторического бытия людей или культуры.

 

 

 

 


Информация о работе Структура и функции философии