СЕМИНАР 6. СТРУКТУРА НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
Вопросы.
1.Какие Вам известны философы,
считавшие философию наукой?
2.Когда возникает сциентизм
и что это за мировоззрение, в чем его неправильность?
3.Что такое иррационализм?
4.В чем состоят определяющие
черты древнегреческой науки?
5. В чем специфика науки Нового
времени?
6. Какие открытия на рубеже
ХIХ—ХХ веков подрывали механистическую
картину мира?
7.Понятие научного кризиса.
8.Что такое научная революция.
9.Существует ли прогресс в развитии
научного знания. Если он существует, то
в чем проявляется.
10.Роль науки в развитии человеческого
общества.
11.В чем классичность «классической»
науки?
12.Каков, в отличие от науки,
характер всеобщности философских истин?
13.Может ли существовать единственная,
подлинно научная и объективная философия?
14.Что значит «мыслить самому»?
15.Нужны ли философия и наука
друг другу?
1.
Слово «философия» в переводе
с греческого языка означает «любовь к
мудрости», от греческих слов «филия»
- «любовь» и «софия» - «мудрость».
В целом можно выделить две
основные линии в определении философии,
которые берут свой исток в античности.
Первая из них рассматривает философию
как науку, добывающую знания об окружающем
мире. Так, Аристотель полагал, что философия
это наука о первых началах, определяющих
ход всех процессов в реальности. Другие
же античные авторы, к числу которых относятся
Сократ, Диоген, Цицерон, Сенека, считали
главным в философии то, что она может
научить искусству жизни, помочь человеку
в трудных жизненных ситуациях.
Научный статус философии на
протяжение всего периода существования
философии как формы общественного сознания
оспаривается и подвергается сомнению.
В соответствии с ответом на
вопрос «Является ли сама философия наукой?»
выделились два направления, которые можно
обозначить как сциентизм и антисциентизм.
Сциентисты[1] (от лат. "scientia” – «наука»)
полагают, что философию можно считать
наукой Однако здесь нет полного единогласия.
Условно сциентизм можно разделить на
философский и антифилософский. Представители
философского сциентизма полагают, что
философия является образцом, эталоном
научности, в соответствии с нормами которого
должны строиться прочие науки. Философия
ставится в качестве высшей науки в привилегированное
положение и получает право командовать
прочими науками, становится их царицей,
повелительницей. Как подобную «науку
наук» рассматривал философию немецкий
мыслитель 19 в. Г. Гегель. Также к представителям
философского сциентизма могут быть причислены
Аристотель, Э. Гуссерль
Антифилософский (частнонаучный)
сциентизм отрицает претензии философии
на руководство науками и сводит философию
к роли служанки наук. Философия должна
не давать новое знание (этим успешно занимаются
частные науки), а лишь систематизировать,
классифицировать добытые науками знания.
Примером антифилософского сциентизма
является позиция большинства позитивистов.
Так, английский философ-позитивист Г.
Спенсер полагал, что философия это «вполне
объединённое» знание в отличие от «частично
объединённого» научного знания. Позитивисты
исповедовали принцип «наука сама себе
философия» и выступали за освобождение
наук из-под влияния философии. Однако
стоит сразу же указать, что подобная позиция
подвергается вполне обоснованной критике.
Научная деятельность всегда, явно или
неявно, опирается на некоторые мировоззренческие
предпосылки, задаваемые в том числе и
философией.
Антисциентисты же, в противоположность
сциентистам, полагают, что философия
изначально не является наукой и ей не
следует навязывать нормы научности. Это
не принесёт никакой пользы мышлению и
приведёт к уничтожению философии как
таковой и к её растворению в сонме частных
наук. Философия и наука, по мнению антисциентистов,
- две принципиально разные формы постижения
бытия. В качестве примера антисциентистской
позиции можно привести воззрения русского
религиозного философа начала 20 в. Н. А.
Бердяева, считавшего научность «рабством
духа во власти необходимости» и рассматривавшего
философию как «свободное, ничем не стеснённое
исследование бытия».
Современные философы во многом
решают те же проблемы, над разгадкой которых
бились их отдалённые предшественники.
В философии труднее заметить прогресс
в накоплении знаний по сравнению с конкретными
науками. Так, любой современный медик
знает намного больше, чем основоположник
медицины Гиппократ.
Наука даёт человеку только
знания, а философия предоставляет возможность
обрести ум, хотя бы частично приобщиться
к мудрости.
М. Хайдеггер считал, что «философия
выступает и выглядит как наука
Э. Гуссерль называл философию
наукой об истинных началах, истоках, корнях
всего, чем интересуется человек
2.
В особенности сциентизм (от
англ. сайенс — разум, наука) как взгляд,
ставящий науку, а точнее математическое
естествознание, образцом применения
разума вообще, утвердился в период бурного
развития естествознания в XVIII—XIX вв. В
общественном сознании утвердился крайний
оптимизм в отношении способности науки
решить все проблемы человечества. Это
умонастроение с некоторой иронией описывает
А. Пуанкаре: «Именно к разуму
и нужно обратиться, я не говорю к разуму
метафизика, построения которого блестящи,
но эфемерны, как мыльные пузыри, которыми
один миг забавляются и которые лопаются.
Одна наука стоит прочно; она построила
астрономию и физику, она сейчас строит
биологию, тем же способом завтра она построит
мораль. Ее предписания будут царить безраздельно,
никто не посмеет ворчать против них, и
больше не будет ни у кого мысли восставать
против нравственного закона, как сейчас
никто не помышляет выступать против теоремы
трех перпендикуляров или закона тяготения»
Противоположного взгляда придерживаются
мыслители, не считающие философию научной,
признающие ее автономность от науки.
Это воззрение явилось реакцией на крайний
оптимизм сциентизма и получило развитие
в XIX в., в период романтической критики
просветительской идеологии.
Отношение общества к науке, понимание
ее роли неоднозначно. Это проявляется
в двух противоположных мировоззренческих
позициях.
Одна из них – сциентизм ( от латинского
scientia – наука) -в своей основе имеет представление
о науке, научном познании как наивысшей
культурной ценности и достаточном условии
ориентации человека в мире. Необходимо
отметить, что идеалом для сциентизма
является не всякое научное знание, а результаты
и методы естественнонаучного познания.
Отождествляя науку с естественнонаучным
знанием, сциентизм считает, что только
с помощью так понимаемой науки (и ее одной)
можно решить все общественные проблемы.
При этом принижаются или вовсе отрицаются
социальные науки как не имеющие познавательного
значения и отвергается гуманистическая
сущность науки как таковой. В качестве
осознанной ориентации сциентизм утвердился
в западной культуре в конце XIX века, причем
одновременно возникла и противоположная
мировоззренческая позиция -антисциентизм.
Сциентизм и его антитеза – антисциентизм
– возникли практически одновременно
и провозглашают диаметрально противоположные
установки.
Определить, кто является сторонником
сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно.Сциентист
приветствует достижения науки. Антисциентист
испытывает предубежденность против научных
инноваций.
• Сциентист провозглашает
знание как культурную наивысшую ценность.
Антисциентист не устает подчеркивать
критическое отношение к науке.
• Сциентисты, отыскивая аргументы
в свою пользу, привлекают свое знаменитое
прошлое, когда наука Нового времени, опровергая
путы средневековой схоластики, выступала
во имя обоснования культуры и новых, подлинно
гуманных ценностей. Они совершенно справедливо
подчеркивают, что наука является производительной
силой общества, производит общественные
ценности и имеет безграничные познавательные
возможности.
Сциентисты видят в науке ядро
всех сфер человеческой жизни и стремятся
к «онаучиванию» всего общества в целом.
Только благодаря науке жизнь может стать
организованной, управляемой и успешной.
В отличие от сниентистов антисциентисты
считают, что понятие «научное знание»
не тождественно понятию «истинное знание».
• Сциентисты намеренно закрывают
глаза на многие острые про- блемы, связанные
с негативными последствиями всеобщей
технократизации.
Антисциентисты прибегают к
предельной драматизации ситуации, сгущают
краски, рисуя сценарии катастрофического
развития человечества, привлекая тем
самым большее число своих сторонников.
Сциентизм самопротиворечив
— его основной тезис (любое достижимое
знание должно обретаться научным методом)
сам не может быть обоснован научным методом.
Но ещё одно режущее глаз противоречие
обнаруживается, когда мы начинаем читать
публицистику, в которой авторы, исповедующие
сциентистскую форму атеизма, оказываются
весьма плодовиты.
3.
Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции
и учения, ограничивающие или отрицающие,
в противоположность рационализму,
роль разума в
постижении мира[1][2]. Иррационализм предполагает существование
областей миропонимания, недоступных
разуму, и достижимых только через такие
качества, как интуиция, чувство, инстинкт,
откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм
утверждает иррациональный характер действительности.
Иррационалистические тенденции в той
или иной мере присущи таким философам,
как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.
Характеристика.
Иррационализм в своих многообразных
формах представляет собой философское
мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными
методами. Как утверждают сторонники иррационализма,
реальность или отдельные её сферы (такие,
как жизнь, психические процессы, история и т. д.) невыводимы из объективных
причин, то есть неподвластны законам
и закономерностям. Все представления
такого рода ориентируются на внерациональные
формы человеческого познания, которые
в состоянии дать человеку субъективную
уверенность в сущности и происхождении
бытия. Но подобные переживания уверенности
зачастую приписываются лишь избранным
(к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку»
и т. д.) и считаются недоступными для простого
человека. Подобный «аристократизм духа»
нередко имеет и социальные следствия.
Иррационализм как элемент
философских систем.
Иррационализм не является
единым и самостоятельным философским
течением. Это, скорее, характеристика
и элемент различных философских систем
и школ. Более или менее явные элементы
иррационализма свойственны всем тем
философиям, которые объявляют недоступными
для научного познания (рассудка, логики,
разума) некоторые сферы действительности
(Бог, бессмертие, религиозные проблемы,
вещь-в-себе и т. д.). С одной стороны, рассудок
осознаёт и ставит подобные вопросы, но,
с другой стороны, к этим сферам неприложимы
критерии научности. Иногда и вовсе (большей
частью неосознанно) рационалисты в своих
философских рефлексиях истории и общества
постулируют крайне иррациональные понятия.
Влияние иррационализма на
научные исследования.
Философский иррационализм
ориентирован с эпистемологической точки зрения на такие сферы
как интуиция, интеллектуальное созерцание,
переживание и т. д. Но именно иррационализм
убедил исследователей в необходимости
тщательно анализировать такие виды и
формы познания, которые были обделены
вниманием со стороны не только рационалистов,
но и остались нерассмотренными во многих
философских системах эмпиризма.
Исследователи впоследствии
часто отвергали свои иррационалистические
формулировки, но многие серьёзные теоретические
проблемы переходили в новые формы исследований:
такие как, например, исследование креативности
и процесса творчества.
Условия возникновения идей
иррационализма.
Иррационалистическими (в узком
и собственном смысле слова) считают такие
мировоззренческие построения, которым
в значительной мере свойственны указанные
особенности. Научное мышление в таких
системах заменяется определёнными высшими
познавательными функциями, а интуиция
приходит на смену мышлению вообще. Иногда
иррационализм противостоит господствующим
в науке и обществе воззрениям на прогресс.
Наиболее часто иррационалистические
настроения возникают в те периоды, когда
общество переживает социальный, политический
или духовный кризис. Они являются своего
рода интеллектуальной реакцией на общественный
кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть
его. В теоретическом отношении иррационализм
свойственен таким мировоззрениям, которые
бросают вызов господству логического
и рационального мышления. В философском
смысле, иррационализм существует как
реакция на ситуации общественного кризиса
ещё со времён появления рационалистических
и просвещенческих систем.
Виды философского иррационализма.
Предшественниками иррационализма
в философии были Ф. Г. Якоби, и, прежде всего, Г. В. Й. Шеллинг. Но, как утверждал Фридрих Энгельс, работа Шеллинга Философия
откровения представляет собой «первую
попытку сделать из преклонения перед
авторитетами, гностических фантазий
и чувственной мистики свободную науку
мышления».
Ключевым элементом иррационализм
становится в философиях С.Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Влияние этих философов обнаруживается
в самых различных направлениях философии
(прежде всего немецкой), начиная с философии жизни, неогегельянства, экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого
национал-социализма. Даже критический
рационализм К. Поппера, часто называемый автором
самой рациональной философией, характеризовался
как иррационализм (в частности, австралийским
философом Д. Стоувом).
Необходимо мыслить дислогично,
соответственно, иррационально, чтоб познать
иррациональное. Логика — рациональный
способ познания категорий бытия и небытия,
можно мыслить (насколько это возможно),
что иррациональный способ познания кроется
в дислогичных методах.
Иррационализм в современных
философских системах.
Современная философия во многом
обязана иррационализму. Явно выраженные
очертания современный иррационализм
имеет прежде всего в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме.
Элементы иррационализма можно
найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические
предпосылки возникают вследствие того,
что построение теорий ограничивается
аналитическими и эмпирическими суждениями,
а философские обоснования, оценки и обобщения
автоматически смещаются в сферу иррационального.
Иррационализм обнаруживается
везде, где утверждается, что существуют
области, которые принципиально недоступны
рациональному научному мышлению. Такие
сферы можно условно разделить на субрациональные
и трансрациональные.
Вопрос об иррациональном в
познавательной деятельности тесно связан
с проблемой рациональности. Иррациональное
имеется во всех сферах культуры, в любой
деятельности человека. Важно, чтобы верховенство
в науке и социальном устройстве сохранялось
за Разумом. Дело в том, какое место по
отношению к Разуму и к духовным ценностям
человека занимает иррациональное .