Структура, внутренняя организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:02, реферат

Описание работы

Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

Введение.

При изучении данной проблемы, имеющей  значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, что  в понятии общества выделяется  аспект: как  структура общества.

Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений.

Если первый из указанных разрезов социальной структуры — отдельных  людей и их разнообразные объединения  — обнаружить нетрудно, то второй — связи и отношения между людьми — увидеть сложнее, поскольку они носят как бы бесплотный, скрытый характер.

Именно поэтому огромная роль в  общественной жизни этих незримых отношений была понята не сразу. В оценке их роли немало предрассудков сохраняется и сегодня.

Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм.

В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, воинствующего  коллективизма, напротив, общество не только существует, но и является более  полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит.

Существует будто бы только общество и ничего кроме общества. Отдельные  же люди — всего лишь частицы, винтики. При последовательном проведении эта  точка зрения приводит к тоталитаризму, для которого общество должно подчинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших.

Современная философия рассматривает  человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система.

От других природных систем, в  том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью.

Поэтому для описания общества ныне широко используется как общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение», так и специфические философские понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.

Cтруктурный функционализм – направление социологической мысли, социологическая школа, представители которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура, внутренняя организация.

Огромное значение в определении специфики того или иного целого, его особенностей, свойств плюет структура—внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов.

Понятие структуры употребляется  и в ином, более широком смысле как совокупность элементов и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры, по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например, «элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления, будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры.

Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно  поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле, выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамического равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень упорядоченности, используя содержащиеся во внешней среде вещество, энергию и информацию для собственного функционирования и развития.

Приведенное понятие структуры  разделяется многими исследователями.

При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль структуры  в формировании целостных свойств  системы. Так, отмечая, что система  являет собой множество взаимосвязанных  элементов, выступающих как определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства объекта как  целого определяются по только и не столько свойствами его отдельных  элементов, сколько свойствами, его  структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта».

Для понятия структуры,— пишет  В. С. Тюхтин,— специфичен особый и в то же время универсальный тип отношений—отношения «порядка, композиции элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую упорядоченность».

При этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуре три уровня: зависимости между свойствами компонентов системы, между свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных, интегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений».

«Структура, объединяющая элементы и  свойства объекта,— отмечает М. И. Сетров,— выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этот закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому, как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов, вещь будет оставаться такой, как она есть».

В применении к обществу как системе  структура выступает как внутренняя организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках.

Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе.

Поскольку главным компонентом  любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные отношения.

Люди, однако, действуют в различных  сферах общественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества — экономической структуры, социально-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.  

Структура общественной системы выступает  но только как отношения людей  друг к другу. Отношения различных  сфер общественной жизни — экономической  и социально-политической, экономической  и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры.

Элементами структуры могут  быть и отношения вещей. При этом нельзя забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например, такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь, порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических процессов и т. д.

Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности  к средствам, производства, то ость в формах собственности, которые  представляют собой важнейший элемент  структуры общества. Она может  выступать и как отношения  людей к идеям.

 Это процесс выработки, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д.

К примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.— находятся в определенной связи, отношениях.

Структура есть и отношение людей  к процессам—экономическим, политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т. д.

Говоря о том, что структура  общественной системы многообразна, проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете проявляется через людей.

2.Структурно - функциональное направление в теории Эмиля Дюркгейма.

Именно у Эмиля Дюркгейма (1858-1917) мы встречаем подлинно структурно-функциональное понимание социальной системы с  выяснением её важных элементов. Наиболее важные труды Дюркгейма, в которых  рассматриваются эти проблемы: "О  разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).

Ключом к пониманию функционализма Дюркгейма является его концепция  социальных фактов. Только в свете  социальных фактов можно объяснить, почему человек действует так, а  не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи.

Социальные факты могут быть:- морфологическими, т.е. материального  характера- духовными – "коллективные представления", которые оказывают  особенно глубокое воздействие на человека.

Основным постулатом метода Дюркгейма  является сформулированное им положение:первое и основное правило состоит в  том, что социальные факты нужно  рассматривать как вещи".

Вещь – это "всякий объект познания, который сам по себе непроницаем  для ума, это всё о чём мы можем сформулировать адекватные понятия  простым приёмом мысленного анализа, это всё, что ум может понять только при условии выхода за пределы  самого себя, путём наблюдений и  экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно  доступных признаков к менее  видимым и более глубоким".

Совокупность социальных факторов – вещей и составляет социальную систему, её институты, ценности и нормы. Чтобы познать социальную систему, её содержание и своеобразие, нужно  эмпирически постигнуть такие её наиболее важные элементы, как социальные факты, а также характер связи  и взаимодействие между ними.

Объяснить социальное социальным, по выражению самого Дюркгейма, и есть функциональный анализ социальной системы.И  так, социальный факт существует объективно, вне индивида. Внешне он является объектом, его можно наблюдать.

Но вместе с тем социальные факты  порождены совокупными действиями людей, и в этом смысле они не отделимы от человека, его деятельности.

 Ценности и нормы, например, являются социальными фактами  потому, что качественно отличаются  от того, что содержится в индивидуальном  сознании: у них как социальных  фактов другое основание –  "коллективное сознание".

Существующие в каждом обществе коллективное сознание господствует над  индивидуальным, приводит к установлению, закреплению определенных образцов поведения, типичных способов действия, общепризнанных правил, которые становятся объективными социальными фактами, детерминирующими чувства, мышление и  поведение отдельных индивидов.

Ценности и нормы являются рычагами социальной регуляции. При этом социолог особо подчеркивает, что социальные нормы эффективны только тогда, когда  они опираются не на внешние принуждения, а на нравственный авторитет общества и нравственное совершенство людей.

Важная сторона метода функционализма Дюркгейма заключается в том, что он видел причины существования  данного конкретного факта других, предшествующих ему социальных фактов.

Социологическое объяснение фактов, реальностей, явлений и процессов, исследуемых отдельно друг от друга, должно происходить в терминах социальных причин и социальных функций. Состояние  общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его  коллективного сознания. Поэтому  и объяснение социальной жизни нужно  искать в природе самого общества.

По мнению Дюркгейма, общество имеет  определённые функциональные предпосылки, важнейшая из которых – потребность  в социальном порядке.

 Это вытекает из человеческой  природы, у которой есть две  стороны:первая  – эгоистическая: от части поведение людей детерминировано биологическими потребностями, которые реализуются в удовлетворение собственных интересов, что затрудняет интеграцию индивидов в общество;вторая - сторона человеческой природы – способность верить в моральные ценности.

Общество, поддерживая эту сторону, обеспечивает тем самым возможность  социальной жизни и стабильности.

Дюркгейм был далёк от мысли, что общество во все времена функционирует  гладко. Напротив, в ряде своих работ  он высказал предположение, что индустриальные общества могут придти в упадок. Такое станет возможным, если эгоизм приведёт к утрате обществом контроля над индивидами.

Информация о работе Структура, внутренняя организация