Структура, внутренняя организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:02, реферат

Описание работы

Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

 Мертон же считает, что  это утверждение является не  только упрощенным, но может быть  и неправильным. Социолог предлагает  исходить из посылки, что любая  часть общества может быть  функциональна, дисфункциональна  или нефункциональна!

Мертон подверг критике и "постулат обязательности", согласно которому некоторые институты или социальные oбpaзoвания являютcя атрибутами для  общества, (в этом свете функционалисты часто рассматривали религию).

Критикуя этот постулат, Мертон утверждает, что те же самые функциональные требования могут удовлетворяться альтернативными  институтами. По его мнению, нет убедительных доказательств, что такие институты  как семья, религия являются атрибутами всех человеческих обществ.

Для замены идеи обязательности, социолог предлагает концепцию "функциональных эквивалентов" или "функциональных альтернатив".

Концепцию Мертона о явных и  латентных (скрытых.) функциях можно  рассматривать в качестве наиболее позитивного и весомого его вклада в функциональный анализ.

Только узко мыслящий практик-эмпирик  ограничивается изучением явных  функций. Вооруженный понятием скрытой  функции, социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая не является видимой.

Таким образом, определяя место  Мертона в структурном функционализме, можно сказать, что он не только органично  объединил теорию, метод и факты, создав "теорию среднего уровня", но его теоретические положения  приобрели характер метода в эмпирическом и теоретическом аспектах. Тем  самым он во многом преодолел абстрактность  теории Парсонса.

Заключение.                               

Таковы основные теоретические  положения функционалистской системы  Р.Мертона.

Несомненно, она обладает целым рядом привлекательных  свойств. Это - и тесная связь с «человеческой реальностью», которая ни при каких обстоятельствах не должна уходить из поля зрения социолога, оставаясь «живой», несконструированной, отражающей практические проблемы людей.

Это – и возможность сохранить теоретическую «научность», исключая при этом  неизбежный метафизический и мировоззренческий груз общего социально-философского учения.

 Это - и смысловая  и понятийная наглядность, что особенно характерно для его «теории среднего радиуса действия», демонстрирующей свою инструментальность, убедительность, интерпретативность в глазах менеджеров и социальных исследователей несоциологического профиля.

Если Т.Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания «социального порядка», то Р.Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни.

Основываясь на вышесказанном, правомерно утверждать, во-первых, что, несмотря на частичный, фрагментарный характер, его исследования явились вкладом в соответствующую систему взглядов.

 Конечно, его система  далеко не полна, в ней много слабых мест, пробелов, областей неизведанного. Но все оазисы знания прекрасно дополняют общую топографию. А наличие белых пятен обеспечивает систему огромным исследовательским потенциалом — проблемами для плодотворного изучения.

Во-вторых, несмотря на то, что  исследования Мертона были. сосредоточены  на среднем уровне всеобщности, он создал целостную теорию общества.

 Некоторые разногласия с критиками по этому поводу могут быть объяснены различными подходами к концепции социологической теории. В одной из своих ранних работ автору удалось дать определение более чем двадцати значениям термина «теория» в современной социологической литературе

В-третьих, вопреки существующим стереотипам, нельзя утверждать, что  Мертон является олицетворением только функционализма. Многие свои работы он посвятил структурному направлению.

Источником вдохновения  для него были работы Дюркгейма, Маркса, благодаря которым он воспринимал все социальные явления в рамках структурных контекстов, во взаимосвязи с другими явлениями внутри единого социального целого.

Это связи двух типов: казуальные, когда явление ограничивается или поддерживается структурным контекстом, и функциональные, когда явление оказывает структурное воздействие. Функциональный анализ, безусловно, является особым подтипом более общего структурного подхода, доминирующего в исследованиях Мертона.

В-четвертых, вопреки абсолютно  ошибочной, «идеологической» критике, обвиняющей Мертона в пренебрежении к социальным конфликтам, можно утверждать, что он по праву считается теоретиком конфликта. Его концепция социальной жизни насыщена такими понятиями, как противоречия, отклонения, напряжения, амбивалентность, дисфункции и конфликты всех типов.

 В человеческой драме, описанной Мертоном, нет места спокойной, гармоничной, согласованной, уравновешенной утопии; она полна муками неопределенности и непреднамеренными, латентными последствиями любого действия; агонией амбивалентности и непосильной тяжестью норм, ролей и статусов; страхом перед отсутствием норм или аномией; риском поражения или саморазрушительными, пророчествами.

В-пятых, в отличие от другого  рода беспочвенной критики, ставящей в  вину Мертону статический уклон, теория его динамична в полном смысле этого термина. Мертон не только признает различные модальности изменений, но и сосредоточивает внимание на структурных изменениях — структурно порождаемых и имеющих структурные последствия.

 Он не только изучает репродуктивные (адаптивные) процессы, но и уделяет значительное внимание морфогенетическим процессам, посредством которых образуются новые или существенно измененные структуры. Что еще можно требовать от подлинно динамического аналитика?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Учебники и учебные пособия Громов И., Мацкевич А.. Семёнов В. Западная социология. Спб., 2007,

2.Комаров М.С. Введение в социологию. М., 2004.

3. Кравченко А.И. Основы социологии. «Академпроект», М.,–2000

4. Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Социология. «Дардалика», М.,–2008

5. Социальная философия: Хрестоматия. Ч 1 / Г.С. Арефьева.–М.: Высшая школа, 1994.

6.  Радугин Социология. «Центр», М.,–2000 г.

7. Губин В.Д. Основы философии. М.,2000 г.

8.Философия. Словарь/Под ред. В.II. Фоменко. М.,2004. с.571.

9. Соколов СВ. Социальная философия. М.,2003. с.88-104.

10. Социальная философия: Учебное пособие для ВУЗов / В.Н. Лавриненко.–М.: Культура и спорт, 2005.–240 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Структура, внутренняя организация